Массажные техники при задержке речевого развития у детей

Массажные техники при задержке речевого развития у детей

Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед — зондовый массаж. Эта процедура применяется для:

  • стимуляция речевой моторики;
  • улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания.

Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы.

Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.

Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба.

По результатам обследование определяется место и степень поражения, уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная диагностика также направлена на определение наиболее эффективной методики массажа для с учётом всех особенностей пациента и его дефекта речи.

На срок, который понадобится для устранения недостатков влияют следующие факторы:

  • степени тяжести дефекта;
  • возраста пациента;
  • его индивидуальные особенности.

Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.

Массажные техники при задержке речевого развития у детей

Что такое логопедические зонды?

Зондовый массаж, как следует из названия, проводится при помощи специальных металлических инструментов. Их не следует путать с зондами по Рау, которые применяется для постановки звуков.

Автор массажного комплекса — Е.В. Новикова, которая получила патент на свою разработку 2000 году.

Набор зондов включает в себя 8 основных и 4 дополнительных зонда с определённым функционалом. Различное виды воздействия зондов на пораженные участки стимулируют чувствительность, улучшают связи между периферическими органами и корой головного мозга.

Массажные техники при задержке речевого развития у детей

Инструменты используют для работы с артикуляционными органами, предплечьем. Зоны массажа подбираются индивидуально, в зависимости от того, на что жалуется пациент. С помощью зондов можно расслабить мышцы лица и повысить их тонус, избавиться от спазмов. А воздействие на мышцы ведущей руки развивает моторику, помогает в формировании почерка.

С 2000 года технология не стоит на месте, и некоторые специалисты вносили свои улучшения. Например, известные логопеды Т.А. Воробьева и О.И. Крупенчук разработали свой вариант из 9 инструментов.

Специалисты ВИВО КЛИНИК в своей работе используют массажные логопедические зонды всех авторов, подбирая индивидуальные комплекты инструментов, исходя из целей и задач коррекции.

Массажные техники при задержке речевого развития у детей

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?

  • при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
  • при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
  • при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
  • используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
  • при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
  • при нарушении глотания и жевания.
  • при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
  • при ринолалии.  Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

Есть ли противопоказания у зондового массажа?

Противопоказания могут быть временными и абсолютными.

Временные противопоказания:

  • высокая температура;
  • плохое самочувствие, общая усталость;
  • тошнота и рвота;
  • повышенное артериальное давление;
  • высыпания на коже;
  • любые инфекционные болезни;
  • ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
  • стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
  • вирусные заболевания, например, герпес.

После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.

Абсолютное противопоказание:

  • все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).

Если у человека повышенный глоточный рефлекс?

Повышенный глоточный рефлекс не является противопоказанием. Массаж, напротив, постепенно нормализует рефлекторную деятельность, улучшает качество жевания, глотания (делая его более безопасным и произвольно контролируемым), улучшает слюноотделение.

Как проводится массаж?

Сеанс массажа проводится лежа или в любой другой комфортной позе, которая позволит максимально расслабиться. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Логопед выбирает способы воздействия на мышцы в каждом случае индивидуально, после обследования состояния артикуляторного аппарата.

Логопедический массаж специалист проводит только в специальных одноразовых перчатках, медицинском халате и только стерильным инструментом. Всё оборудование подвергается обязательной медицинской стерилизации после каждого занятия.

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента.

Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного.

Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

Когда предпочтительнее проводить логопедический зондовый массаж?

Лучше всего натощак, либо через час-полтора после еды.

Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?

Преимущества:

  • ускорение постановки звуков;
  • развитие моторных навыков;
  • улучшение работы мышц;
  • повышение тонуса;
  • гиперсаливация;
  • не требуется сложное оборудование и специальные условия для проведения процедуры.

Недостаток, пожалуй, можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи.

На лечение тяжёлых нарушения речи может уйти 3-4 года и потребуется сочетание различных методов: физио- и медикаментозная терапия, массажи (логопедический и общий), регулярное посещение терапевта и психолога (итогом которых должно стать развитие речи на всех уровнях, выработка мотивации и развитие высших психических функций).

Есть ли еще какие «хитрости» при проведении массажа?

Ребенка знакомят с зондами постепенно, ненасильственно, что также является залогом успеха. Необходимо поощрение ребенка.

Взрослому же пациенту объясняются механизмы воздействия того или иного приема, имеет место рациональная психотерапия, визуализация конечного результата.

Важно знать, что в неумелых руках массаж может быть причиной неприятных ощущений и обратных реакций мышц (повышенный тонус), травмирования уздечки, усиления рвотного рефлекса и т. п. Условием положительного эффекта массажа является индивидуальный выбор техники воздействия на мышцу, что обеспечит специально обученный этому логопед. Так что доверьте его исполнение профессионалам.

В «ВИВО КЛИНИК» предлагается услуга по логопедическому зондовому массажу. Вы можете записаться к специалисту-логопеду на сайте на удобное время. Ждём вас на приёме!

Массаж ребенку при задержке речи

Всё о детском массаже Статьи  2 октября, 201731 октября, 2017 Katerina27

Если малыш не говорит в возрасте полутора – двух, а то и трех лет, это вызывает озабоченность и тревогу у родителей. Причин может быть несколько.

Одна из них – нарушения кровоснабжения зон головного мозга, отвечающих за речь. Связано это может быть с гипертонусом мышц шеи и воротниковой области.

Поэтому невролог, помимо лекарственной и физиотерапии может назначить массаж. Задачей массажиста будет убрать мышечные зажимы, максимально сбалансировать тонус групп мышц шеи, грудного отдела и спины.

Кровоснабжение мозга улучшится, и малыш начнет более активно осваивать речь.

Кроме массажа, улучшить питание речевых зон мозга помогает электрофорез, который врач нередко назначает вместе с массажем.

Кроме воротниковой зоны, важны для массажа основание большого пальца руки, кончики всех пальцев кисти, центр ладошки. Колючие ортопедические шарики, мягкие прищепки, всевозможные щетки используются для активации ладоней малыша. Массаж и стимуляция этих областей стимулируют речь у детей. Вспомните традиционную “Сороку-ворону”, ладушки…

Опытный массажист обязательно покажет родителям эффективные приемы, которые они смогут самостоятельно использовать в играх с малышом, речь которого немножко задержалась в пути.

Специалисты по детскому массажу центра “Здоровое Настроение”:

Массажные техники при задержке речевого развития у детейНаталья Викторовна
Массажные техники при задержке речевого развития у детейИнна Викторовна

Читайте также:  Урологические катетеры - классификация, производители и цены

Вы можете записаться на детский массаж
по телефону 8 (812) 962 25 51
или через форму   Записаться на сеанс  

  • ← Бровки – домиком. Ножки – варусом.
  • Массаж детям перед школой →

-20% на первый пробный сеанс любого массажа

Подарочные сертификаты для близких!
Возможна доставка срочно/ сегодня/ с цветами.

  Выбрать подарок

от 1200 руб. — 30 минут
от 2160 руб. — 60 минут.
Подробнее о ценах

Оплата наличными и онлайн
Массажные техники при задержке речевого развития у детей

На первый пробный массаж скидка 20%!

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Логопедический массаж — один из современных технологий, которая используется для исправления речевых расстройств. Одним из его преимуществ является возможность самостоятельного выполнения. Но нужно соблюдать технику и правильно выполнять массаж. Об этом мы расскажем в статье

Массажные техники при задержке речевого развития у детей

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж позволяет расслабить или укрепить артикуляционные мышцы, стимулирует чувствительность мышц. Показанием к процедуре является наличие следующих проблем у ребенка:

  • короткая подъязычная уздечка — это одна из причин дислалий — нарушений речи, при котором нет поражений центральной нервной системы и органа слуха, поэтому основная работа ведется с артикуляционным аппаратом;
  • ринолалия — нарушение звукопроизношения вследствие патологии носовой полости и ротоглотки;
  • непроизвольное слюноотделение, одной из причин которого является потеря тонуса мышц языка;
  • нарушение голоса — малыш тихо говорит, при этом у него может быть чувство «кома» и тяжести при разговоре;
  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи, причиной которого является повреждение речевых центров головного мозга;
  • дисграфия — нарушение письменной речи;
  • нарушение тонуса мышц как в сторону повышения, так и в сторону понижения, которые участвуют в звукопроизношении;
  • заикание невротической природы;
  • невнятная речь.

Польза логопедического массажа

При перечисленных отклонениях массаж ускоряет постановку правильного произношения звуков, закрепляет результат работы логопеда. Он эффективен в комплексе с другими методами коррекции речи — дыхательной и артикуляционной гимнастикой, работой с голосом.

Преимуществом является простота и безболезненность — логопедический массаж для детей в домашних условиях может выполнять любая мама.

Процедуры положительно влияют на нервную систему и мышечный аппарат, улучшают кровообращение, повышают эластичность мышечных волокон, нормализуют речевое дыхание, снижают гипертонус мышц речевого аппарата, увеличивают амплитуду артикуляционных движений. Также формируют активные движения органов артикуляции, улучшая их координацию.

Противопоказания

Логопедический массаж можно выполнять только при хорошем общем состоянии ребенка. Он противопоказан при:

  • вирусных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной температурой, кашлем, насморком;
  • стоматитах, гингивитах, ангине и других заболеваниях полости рта;
  • кожных заболеваниях — герпесе, ветряной оспе, аллергической сыпи;
  • любых заболеваниях и состояниях, при которых самочувствие малыша нарушено — прорезывание зубов или выпадение молочных зубов, усталость;
  • эписиндроме;
  • грубых психических отклонениях.

При этих состояниях с массажем лучше подождать или отказаться от них окончательно. Если ребенок болеет простудными заболеваниями, у него на слизистой воспалительный процесс, необходимо обратиться к врачу, чтобы вам назначили лечение. К коррекции речи можно приступить после нормализации состояния.

Виды логопедического массажа

Выделяют несколько видов логопедического массажа для детей:

  1. Ручной, или классический, выполняют руками, воздействуя на различные зоны;
  2. Аппаратный проводят с использованием специальных приборов и приспособлений, зондов, дома можно заменить их ложкой;
  3. Точечный подразумевает действие на определенные точки;
  4. Самомассаж, который ребенок выполняет самостоятельно с гимнастикой.

Мама может выполнить обычный ручной массаж. Другие виды должен выполнять только специалист.

Условия для проведения

Логопедический массаж для детей, как правило, начинают проводить в возрасте 4 – 5 лет. По показаниям курс можно начать и раньше.

Дома нужно создать благоприятные условия, чтобы сеансы не приносили дискомфорта. В комнате должно быть тихо, тепло и светло. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми.

Проследите, чтобы на руке не было царапин, воспаления, постороннего запаха — духов, ароматических масел, кремов. Снимите все украшения. Также необходимо, чтобы ребенок был расположен к лечению, относился к нему спокойно.

Недопустимо, чтобы малыш плакал и вырывался.

Первая процедура логопедического массажа для детей может быть короткой — не более 5 минут, особенно если это впервые для него. Затем постепенно увеличивайте продолжительность: через неделю можно заниматься уже 20 – 30 минут.

Ориентируйтесь на возраст и на реакцию малыша: если ему становится неудобно, некомфортно, появляется страх, нервное напряжение, сеанс лучше прервать.

Если продолжить, невзирая на протест, в следующий раз он может и вовсе отказаться от лечения.

Для хорошего результата нужно, чтобы занятия были регулярными. Оптимально 2 – 3 процедуры в неделю. Если сочетать их с артикуляционной гимнастикой и другими занятиями, эффект вы увидите быстрее. Старайтесь не делать длинных перерывов между сеансами.

На полный курс в среднем необходимо 10 – 20 сеансов, иногда больше.

Для массажа необходимо подготовить специальное масло или крем. Обязательно проверьте на переносимость: нанесите небольшое количество средства на кожу предплечья и оцените реакцию.

После лечения промойте малышу лицо, ополосните рот.

Техника проведения массажа на дому

Массирующие движения лучше начинать со всего лица, чтобы он привык к обстановке, у него прошло напряжение. Затем постепенно переходите к зоне подбородка, носогубной складке. Движения — мягкие и плавные.

Для губ

Сначала растираем губы пальцами, делаем круговые движения от одного уголка к другому. Направление на нижней и верхней губе разные: слева направо, и справа налево. Затем пощипываем губы и кожу вокруг рта, делаем круговые движения с надавливанием. Завершаем логопедический массаж губ легкими шлепками.

Для языка

Язык непосредственно участвует в звукопроизношении, поэтому сделать логопедический массаж этой части тела — важная часть коррекции речевых нарушений. Следует добиться расслабления мышц верхней и нижней челюсти, плеча, шеи, языка. Если у малыша выраженный рвотный рефлекс, то массируем только кончик языка.

Движения такие:

  • фиксация кончика языка между пальцами, движения им как рычагом — вверх и вниз, назад и вперед;
  • поглаживание спинки языка по кругу и вдоль большим пальцем, при этом указательный палец находится снизу и поддерживает его;
  • поглаживание нижней поверхности языка;
  • вибрирующие движения путем постукивания и покачивания язычка;
  • массирование уздечки движениями пальца вниз и вверх.

Поглаживайте язык ребенка тканью и зубной щеткой. Можно просто водить ими по языку, а можно «рисовать» буквы.

Если у малыша повышенное слюноотделение, используйте салфетку или платочек, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу.

Для лица

Полезным будет сделать логопедический массаж всего лица: массирование лба, щек, носа, подбородка усиливает эффект сеансов. Процедура включает поглаживание, растирание, разминание, вибрацию этих зон. Делайте именно в этой последовательности.

Щеки массируют так: растираем или разминаем щеки вдоль мышечных волокон. Направления движения — от уголков рта в сторону висков, затем от скул до нижнего края челюсти.

Для шеи

Массирование шеи выполняется до еды или спустя два часа после приема пищи. Учтите, что движения должны быть мягкими. Недопустимо сильное надавливание: здесь проходят крупные сосуды и нервные стволы. Выполните повороты и наклоны шеи в правую и левую стороны, вперед и назад.

Легкие похлопывающие движения шейного отдела позвоночника нужно выполнять в положении лежа на животе или сидя.

Стимуляция этой области не только развивает речь, но и способствует улучшению общего физического состояния.

Ведь активируется работа нервной системы, улучшается кровообращение, значит — головной мозг насыщается кислородом. Но родителям следует действовать очень осторожно: нельзя чрезмерно воздействовать на эту зону.

Порядок действий такой: движения сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночник. Действуем 2-мя или 3-мя пальцами. Массируйте трапециевидную мышцу, плечи.

Логопедический массаж шеи захватывает и область ушей. Это дополнительно стимулирует артикуляционный аппарат. Эффективны такие упражнения: потирание мочек ушей, осторожное оттягивание мочки вниз, разминание козелка — хрящевого выступа, который находится перед слуховым проходом.

Для рук

Массирование пальчиков и ручек детей важно для общего развития и развития речи. Сначала ручки также разминаем, затем начинаем прорабатывать каждый пальчик по отдельности. Ниже приводим наиболее популярные приемы:

  1. «Солнышко» — кисти малыша поглаживаете с обеих сторон, действуя очень мягко и медленно;
  2. «Сорока-белобока» — одна из самых известных прибауток поможет вам развить мелкую моторику и стимулировать развитие речи;
  3. «Улитка» — мама растирает и немного пощипывает края ладоней;
  4. «Мячик» — упражнение заключается в перекатывании массажного мячика с шипами между ладонями. Мама может немного помочь, если малышу тяжело, но нужно стимулировать его самому выполнить это задание;
  5. «Пила» — ребром ладони пилим вдоль и поперек ладошки малыша, повторяя одноименную прибаутку.
Читайте также:  Автомобиль и позвоночник - Друзья или враги?

Необходимо, малыш наблюдался у логопеда. Специалист выявит причину нарушений, определит, какая проблема у малыша — гипотонус или гипертонус. В зависимости от этого подберет индивидуальную схему коррекции. Уточнит, на какие зоны нужно уделять больше внимания и покажет правильную постановку рук, движения. Так вы гарантированно избежите ошибок.

Также нужен контроль невролога. Многие нарушения речи (дизартрические расстройства, алалия, патология речи при поражении центральной нервной системы, невротическая форма заикания) возникают вследствие неврологических проблем. Поэтому важно получать комплексное лечение невролога: медикаментозную терапию, физиотерапию.

Кроме того, специалисты оценивают динамику после нескольких сеансов логопедического массажа для детей в домашних условиях. И по результатам они могут поменять схему коррекции, внести новые упражнения или убрать неактуальные.

После массажа обязательно похвалите малыша за усидчивость, старание и терпение. Если считаете нужным, можете поощрить его чем-нибудь вкусным, фруктами например, или небольшим подарком.

Логопедический массаж для детей нужно делать курсами. Обычно делают 2 или 3-месячный перерыв. Но точные сроки, длительность и частоту должен определить ваш логопед.

Задержка развития речи и массаж: можно ли и как делать самостоятельно — советы, техники, отзывы

Вообще все виды массажа можно разделить на несколько категорий.

Какой нужно делать массаж ребенку при ЗЗР:

  • Логопедический  
  • Ладошек и рук  
  • Лица. Это лоб, щеки, рот и подбородок 
  • Воротниковой зоны 

На приеме

Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР?

Все процедуры отличаются способами выполнения, и зонами воздействия. Что касается логопедического массажа, то его основная задача — развитие артикуляционных мышц, улучшение состояния нервов.

Таким образом производится массаж исключительно в области ротовой полости, языка. Его часто назначают детям, в возрасте 4-5 лет, при диагностике ЗРР.

Обычно комбинируется с другими видами массажа и артикуляционной гимнастики.

Кем проводится логопедический массаж при ЗЗР:

  • Для того чтобы проводить речевой массаж, необходимо использовать зонд или пальцы. Обычно проводится логопедом или родителями. Обратите внимание, что должны быть подстриженные ногти, на руках не должно быть украшений.
  • Чаще всего проводится такая манипуляция в перчатках. Стоит отметить, что любой массаж при ЗРР назначается исключительно неврологом. После обследования ребенка, доктор может выписать направление к логопеду.  

У доктора

Как проводится массаж ладошек для развития речи малыша?

Довольно эффективно справляется с ЗРР массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители, или дети. Разделить его можно на активный и пассивный.

Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны.

Для того чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.  

Пока ребенок маленький, родители самостоятельно выполняют этот массаж. Как только малыш освоит технику осуществления подобного массажа, он может делать его самостоятельно.  

Массаж ладошек для развития речи малыша:

  • Необходимо гладить руки ребенка с наружной и внутренней стороны. Для этого прикосновения должны быть очень легкими, и как бы щекотливыми. Родители щекочут ладонь ребенка.  
  • Сорока-белобока. Это всем известная потешка, в ходе которой пальцем выполняются спиралевидные движения в области внутренней стороны ладони. 
  • Метель. Необходимо кисти рук поглаживать зигзагообразно. При этом рассказывать стихотворение про метель.  
  • Улитка. Во время проведения этого упражнение ладони не просто поглаживает, а тщательно массируют, пощипывают.  

Активные точки

Как проводится массаж лица при ЗРР?

При осуществлении процедуры доктор воздействует на лоб, щеки, подбородок ребенка. Обычно в этой области осуществляются поглаживания, вибрация, растирания и даже постукивания. 

Как проводится массаж лица при ЗРР:

  • Для того чтобы выполнить массаж лба, необходимо проводить его по массажным линиям. Для этого необходимо кончиками пальцев, очень легким прикосновением, двигаться двумя ладонями от середины лба к височной части. Упражнение выполняется сразу двумя руками. Далее, необходимо массировать лоб от бровей до верхней части лба. Получаются зигзагообразные движения.  
  • При выполнении массажа щек, необходимо растирать вдоль линий, от уголков губ к вискам. Как и в первом случае, необходимо осуществлять движения сразу двумя руками. Далее, необходимо выполнять поглаживающие движения от виска, затрагивая область скул, и по направлению к нижней челюсти, спускаясь к области ключицы.  
  • Растирают верхнюю губу от средины, к уголкам рта. Движения должны быть круговыми, или зигзагообразными. Проводят точно такие же упражнения с нижней губой.  
  • Часто выполняют массаж подбородка, осуществляя круговые движения по спирали, по направлению от подбородка к уголкам рта. 

Довольный ребенок

Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР?

При ЗРР довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Он назначает не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма.

Дело в том, что частой причиной ЗРР, является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Это позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата.

В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом. Это происходит из-за стимуляции зоны, отвечающей за речь.  

Как проводится массаж воротниковой зоны при ЗРР:

  • Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания. Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендует повторять через 2 месяца. При выполнении массажа, ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища. Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи. 
  • После этого можно усилить нажим, и выполнять растирающее движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. После этого проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.  

Логопедический массаж при дизартрии

Логопедический массаж проводится при наличии определенных показаний. Полезен будет он при ринолалии, механической дислалии, заикании и дизартрии. Массаж при дизартрии позволяет подготовить речевой аппарат детей к дальнейшим логопедическим занятиям.

Что такое дизартрия

Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».

Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС.

В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме.

Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.

Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:

  1. Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
  2. Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
  4. Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
  5. Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
  6. Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
  7. Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.
Читайте также:  Виды ретракции десны – как выполняют механическую, химическую и т.д. ретракцию десны

Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

  • расслабляющий массаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие. На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны. Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;
  • укрепляющий массаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Противопоказания

Хоть логопедический массаж и абсолютно безопасная процедура, но все же существует ряд противопоказаний к такому воздействию. Категорически запрещено осуществлять механическое воздействие на оральную мускулатуру в таких случаях:

  1. Лихорадка и острые воспалительные процессы.
  2. Инфекционные заболевания кожи, грибок.
  3. Болезни крови, кровоточивость и кровотечение.
  4. Трофические расширения вен.
  5.  Гнойные процессы на различных участках тела.
  6. Патологические состояния сосудов.
  7. Туберкулез в активной форме.
  8. Аллергии.
  9. Опухолевые образования (злокачественные и доброкачественные).
  10. 10. Заболевания органов брюшной полости.
  11. 11. Реабилитационный период после хирургических операций.

Приступать к логопедическим занятиям можно будет после полного выздоровления или перехода хронического заболевания в вялотекущую фазу.

Инструменты

В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.

Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман.

В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау.

С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.

Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:

  • дизартрические зонды Скляренко. Были разработаны в 1992 году. В набор входит пятнадцать приспособлений, выполненных из пластмассы или металла. Каждый из зондов предназначен для воздействия на определенную зону;
  • набор логопедических зондов Е.В. Новиковой входит восемь специальных приспособлений. Их необходимо применять согласно авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.

Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях.

Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот.

Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и  выраженности нарушений.

Что нужно знать  

Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • лечение дизартрии проводится врачом. Все этапы должны контролироваться специалистами;
  • во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера;
  • ребенок во время логопедического массажа должен лежать. Но в некоторых случаях допускается выполнение упражнений сидя;
  • логопедический массаж будет результативен лишь при комплексном подходе. Следует понимать, что механическое воздействие на речевую мускулатуру должно обязательно сочетаться с работой по постановке звуков и речевого дыхания, развитием мелкой моторики.

Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.

Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.

Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector