Оздоровительный эффект двигательных нагрузок

Оздоровительный эффект двигательных нагрузок

«Движение — жизнь!» — этому утверждению уже очень много лет, и оно не утратило своей актуальности. А новейшие исследования только подтвердили его правоту. Зачем необходима двигательная активность, чем опасен ее недостаток и как избежать многих неприятностей – об этом и пойдет речь в статье.

Значение движения

Правильная нагрузка необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Когда мышцы включаются в работу, организм начинает выделять эндорфины. Гормоны счастья снимают нервное напряжение и повышают тонус. В результате отрицательные эмоции исчезают, а уровень работоспособности, напротив, взлетает.

Когда скелетные мышцы включаются в работу, происходит активация окислительно-восстановительных процессов, все органы и системы человека «просыпаются» и включаются в деятельность.

Поддержание организма в тонусе необходимо для сохранения здоровья.

Доказано, что у пожилых людей, регулярно занимающихся спортом, органы работают лучше и соответствуют возрастным нормам людей, которые на 5-7 лет моложе.

Двигательная активность не дает развиваться старческой атрофии мышц. Как человек становится немощным, замечал каждый, кому приходилось соблюдать долгий строгий постельный режим.

После 10 дней лежания очень трудно выходить на прежний уровень работоспособности, т. к. сила сердечных сокращений уменьшается, что приводит к голоданию всего организма, расстройству обменных процессов и т. д.

Результатом становится общая слабость, в том числе и мышечная.

Двигательная активность дошкольников стимулирует не только физическое, но и умственное развитие. Дети, которые с малых лет лишены физической нагрузки, вырастают болезненными и слабыми.

Почему современные люди все меньше двигаются

Это обусловлено образом жизни, который зачастую диктуют внешние условия:

  • Физический труд используется все реже. На производстве людей заменяют различные механизмы.
  • Все больше работников умственного труда.
  • В быту используется большое количество приборов. Например, стиральные и посудомоечные машины упростили работу до нажатия на пару кнопок.
  • Широкое использование различных видов транспорта вытеснило пешие и велосипедные прогулки.
  • Очень низка двигательная активность детей, т. к. они отдают предпочтение компьютерным, а не подвижным играм на улице.

С одной стороны, широкое распространение механизмов значительно облегчило человеку жизнь. С другой стороны, оно же и лишило людей движения.

Гиподинамия и ее вред

Недостаточная двигательная активность человека губительна для всего организма. Тело рассчитано на большую ежедневную нагрузку. Когда оно ее не получает, то начинает сокращать функции, уменьшать количество работающих волокон и т. д. Так отсекается все «лишнее» (по мнению организма), т. е. то, что не принимает участия в процессе жизнедеятельности.

В результате мышечного голодания происходят разрушительные изменения. В первую очередь в сердечно-сосудистой системе. Сокращается количество резервных сосудов, капиллярная сеть уменьшается. Кровоснабжение всего тела, в том числе сердца и мозга ухудшается.

Малейший тромб может стать причиной для серьезных неприятностей для людей, ведущих сидячий образ жизни. У них не развита система резервных путей кровообращения, поэтому закупорка одного сосуда «отключает» большой участок от питания. У людей, активно двигающихся, быстро налаживается резервный путь снабжения, поэтому они легко восстанавливаются.

Да и тромбы появляются значительно позже и реже, т. к. в организме не происходит застойных явлений.

Мышечное голодание может быть опасней, чем авитаминоз или недостаток пищи. Но о последних организм сообщает быстро и доходчиво. Чувство голода совсем неприятно.

А вот первое никак о себе не сообщает, может даже вызывать приятные ощущения: тело отдыхает, оно расслаблено, ему комфортно.

Недостаточная двигательная активность организма приводит к тому, что мышцы дряхлеют уже в 30-летнем возрасте.

Вред долгого сидения

Большая часть современной работы заставляет человека сидеть по 8-10 часов в сутки. Это очень вредно для организма. Из-за постоянного согнутого положения одни группы мышц перенапрягаются, а другие не получают никакой нагрузки.

Поэтому у офисных работников часты проблемы с позвоночником. Также происходят застойные явления в органах малого таза, что особенно вредно для женщин, т. к. приводит к нарушениям в работе мочеполовой системы. Кроме этого, атрофируются мышцы ног, сокращается капиллярная сеть.

Сердце и легкие начинают работать менее эффективно.

Положительное влияние физических нагрузок

Благодаря активной мышечной работе, снимается перенапряжение отдельных органов и систем. Улучшается процесс газообмена, кровь циркулирует по сосудам быстрее, а сердце работает более эффективно. Также двигательная активность успокаивает нервную систему, что повышает работоспособность человека.

Доказано, что люди, ведущие активный образ жизни, живут дольше и меньше болеют. В старости их обходят стороной многие опасные заболевания, например, атеросклероз, ишемия или гипертония. Да и само тело дряхлеть начинает гораздо позже.

Для кого особенно важно движение

Конечно же, для тех, у кого малая активность в течение дня. Также необходимо двигаться людям, больным атеросклерозом и гипертонией. Это необязательно должны быть занятия в спортивном или тренажерном зале. Достаточно простых пеших прогулок.

Неоценимую пользу принесет двигательная активность работникам умственного труда. Она активизирует работу мозга и снимает психоэмоциональное перенапряжение.

Многие писатели и философы утверждали, что лучшие идеи к ним приходят во время прогулок. Так, в Древней Греции Аристотель даже организовал школу перипатетиков. Он с учениками прогуливался, обсуждая идеи и философствуя.

Ученый был уверен, что ходьба делает умственную работу более продуктивной.

Двигательная активность дошкольников должна занимать родителей, т. к. только она может обеспечить правильное и гармоничное развитие ребенка. С малышом нужно много гулять и играть в подвижные игры.

Самый доступный вид двигательной активности

«Мне некогда заниматься спортом» — таков ответ большинства людей, когда им говорят о недостатке физической работы. Однако вовсе необязательно выделять по 2-3 часа ежедневно на упражнения.

Обеспечить себя необходимой «дозой» движения можно и с помощью прогулок. Например, если работа находится в 20 минутах ходьбы, можно дойти до нее, а не ехать на автобусе 2-3 остановки. Очень полезны прогулки перед сном.

Вечерний воздух очистит мысли, позволит успокоиться, снимет дневное напряжение. Сон будет крепким и здоровым.

Когда нужно гулять

Не стоит отправляться на улицу сразу же после еды. В этом случае процесс пищеварения будет затруднен. Необходимо выждать 50-60 минут, чтобы завершилась первая фаза.

Можно составить режим двигательной активности в течение дня. Например, небольшая прогулка с утра, чтобы взбодриться, потом в обеденный перерыв или после работы. И вечерняя, перед сном. В этом случае достаточно будет 10-15 минут в каждый «заход».

Если нет решимости или силы воли заставлять себя каждый раз идти на улицу, то можно завести собаку. С ней придется гулять, вне зависимости от желания. Домашние питомцы помогут организовать режим двигательной активности детей, особенно, если последние предпочитают проводить все свободное время за компьтером.

Как делать это правильно

Несмотря на то что ходьба – привычное дело для каждого, здесь есть некоторые нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы получить максимум эффекта и пользы.

Шаг должен быть твердым, пружинистым, бодрым. Ходьба должна активно задействовать мышцы стоп, голени и бедра. Также в работу включаются пресс и спина. Всего, чтобы совершить один шаг, необходимо задействовать около 50 мышц.

Не нужно делать слишком широкие шаги, т. к. это приведет к быстрому утомлению. Расстояние между ногами не должно превышать длину стопы. Также нужно следить за осанкой: держать спину прямо, расправить плечи. И ни в коем случае не горбиться.

Дыхание при ходьбе должно быть ровным, глубоким, ритмичным.

Очень важна правильная организация двигательной активности. Ходьба прекрасно тренирует сосуды, улучшает капиллярное и коллатеральное кровообращение. Легкие также начинают работать более эффективно. Это способствует насыщению крови кислородом.

Организм получает достаточное количество питательных веществ, что ускоряет процессы метаболизма в клетках и тканях, стимулирует процессы пищеварения, улучшает деятельность внутренних органов. В сосуды поступает резервная кровь из печени и селезенки.

Основные ошибки

При появлении дискомфорта или болевых ощущений нужно остановиться, отдышаться, при необходимости завершить прогулку.

Многие люди убеждены, что только большая физическая нагрузка даст результат, но это большая ошибка. Более того, новичкам без подготовки нельзя совершать большие прогулки. Развитие двигательной активности должно происходить постепенно. Тем более нельзя пытаться преодолеть дискомфорт и боль с помощью повышения уровня нагрузки.

Значение утренней зарядки

Оздоровительный эффект двигательных нагрузок

Еще одна полезная привычка. Но люди усиленно продолжают игнорировать рекомендации врачей. Утренняя гимнастика не только разгонит сонливость. Польза ее гораздо больше. В первую очередь, она позволяет «разбудить» нервную систему и наладить ее функционирование. Легкие упражнения приведут организм в тонус и быстро приведут в рабочее состояние.

Зарядку можно выполнять на свежем воздухе и заканчивать обтираниями или обливаниями. Это даст дополнительный закаливающий эффект. Также воздействие воды поможет избавиться от отечности и нормализует кровоток.

Легкие упражнения поднимут настроение, двигательная активность человека сделает его бодрым сразу после пробуждения. Также они улучшают многие физические качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость и координацию.

Читайте также:  Головная боль или мигрень?

Можно проработать отдельные группы мышц или качества, включив специализированные упражнения в утренний комплекс.

Ежедневное выполнение упражнений позволит всегда быть в тонусе, поддержит резервные системы организма, а также восполнит дефицит физической работы.

Правильная организация двигательной активности

Оптимальный уровень физической нагрузки – дело индивидуальное. Чрезмерный или недостаточный уровень активности не даст оздоровительного результата и пользы не принесет. Очень важно это понимать, чтобы правильно дозировать нагрузку.

Существует несколько принципов, которые позволят правильно организовать физическую активность. Все они используются при построении тренировочного процесса. Главных всего три:

  • Постепенность. Неподготовленному человеку нужно начинать с малых нагрузок. Если сразу пытаться большой вес или пробежать большую дистанцию, можно нанести значительный вред своему организму. Повышение двигательной активности должно происходить плавно.
  • Последовательность. Очень многогранный принцип. Сначала необходимо знать основы, или наработать базу, или научиться правильно выполнять упражнения, а лишь потом переходить к комплексным элементам. Если коротко, то это принцип «от простого к сложному».
  • Регулярность и систематичность. Если заниматься неделю, а потом забросить дело на месяц, то эффекта от этого не будет. Организм становится сильнее и выносливее только при условии регулярных нагрузок.

Тренированный организм может быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, включать резервы, экономно расходовать силы и т. д. А самое главное – он дольше остается активным, подвижным, а значит, и живым.

Значение двигательной активности трудно переоценить, т. к. именно она поддерживает организм в рабочем состоянии, позволяет человеку чувствовать себя хорошо.

Источник

Оздоровительный эффект различных форм двигательной активности

Оздоровительный эффект различных форм двигательной активности

Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность — важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста.

Это тем более справедливо по отношению к детям и подросткам, для которых процессы роста и развития являются тем морфофункциональным фоном, на котором воздействие адекватной двигательной активности особенно значимо.

Кроме того, спортивная деятельность школьников служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их резистентность к наркогенному заражению и другим социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды. Поэтому двигательная активность рассматривается в качестве одного из фундаментальных факторов сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

Естественная биологическая потребность ребенка в движении может реализовывать и удовлетворяться в различных формах. Здесь решающую роль играют те социальные институты, с которыми сталкивается ребенок по мере своего взросления, и соответственно, те возможности, которые эти институты предоставляют.

Может быть предложено несколько различных классификаций двигательной активности, в зависимости от критерия, по которому эта классификация проводится. Во-первых, таким критерием может служить наличие и характер цели.

Если двигательная активность бесцельна, то она может быть названа спонтанной.

Такова двигательная активность новорожденного, однако и взрослый человек, порой, способен проявлять спонтанную двигательную активность, особенно если он чем-то возбужден, напуган, озабочен.

Если же цель двигательной активности четко просматривается, она должна быть отнесена к категории целенаправленной. К этой категории относится абсолютное большинство тех двигательных действий, которые мы совершаем в состоянии бодрствования.

Дальнейшая классификация может быть осуществлена на основании того, какова цель выполняемой двигательной активности. Наиболее типичными для ребенка и подростка вариантами в этом случае могут быть:

  • игровая двигательная активность — направленная на эмоциональное подкрепление (например, игра во дворе со сверстниками в подвижные игры);
  • учебная двигательная активность — направленная на обучение двигательным действиям и воспитание физических и моральных качеств (например, урок физкультуры);
  • оздоровительная двигательная активность — направленная на профилактику заболеваний и укрепление здоровья (например, утренняя гигиеническая гимнастика);
  • спортивная двигательная активность — направленная на достижение спортивного результата (например, спортивная тренировка в секции);
  • релаксационная двигательная активность — направленная на преодоление утомления (например, активная физкультминутка на уроке математики или литературы или подвижная перемена между уроками, или гимнастика для глаз при длительной работе за компьютером и т, п.);
  • досуговая двигательная активность — направленная на активное проведение досуга (например — посещение танцевального кружка или велосипедная прогулка);
  • бытовая двигательная активность — направленная на реализацию бытовых задач, связанных с каждодневными домашними делами (например, мытье полов или обработка грядок на огороде);
  • производственная двигательная активность — направленная на освоение и применение профессиональных навыков (например, обучение профессии столяра или слесаря);
  • реабилитационная двигательная активность — направленная на восстановление временно утраченных или пониженных физических возможностей (например, после перенесенной травмы или болезни).

Любой из этих видов двигательной активности может быть реализован в различных формах. В частности, двигательная активность может быть организованной (под управлением преподавателя, тренера, родителя, старшего родственника или товарища) и неорганизованной (самостоятельной). В неорганизованных формах чаще всего проявляется досуговая, игровая и релаксационная двигательная активность.

Организованная двигательная активность может осуществляться в самых разнообразных формах. В школе это — урок, спортивная или оздоровительная секция, кружок по интересам. Могут быть реализованы клубные формы, индивидуальные и групповые занятия, а также разнообразные их сочетания.

Формы организации занятий физической культурой: урок; гигиеническая гимнастика, в том числе до уроков; специализированная зарядка; самостоятельные занятия; индивидуальные занятия с учащимися; физкультминутка; физкультпауза; подвижная перемена; спортивный час; спортивная секция; спортивные соревнования по отдельным видам; спортивный праздник; туристический поход, слет; день здоровья.

По своему содержанию любое занятие, включающее двигательную активность (или отдельные части занятия), может быть отнесено к обучающим, тренирующим и реализующим. Обучающее занятие призвано дать понятие о новых движениях, показать ребенку технику выполнения, научить технике безопасности.

Тренирующее занятие обеспечивает адаптацию организма к новому виду физической нагрузки, позволяет довести технику его выполнения до автоматизма.

Реализующим может быть как состязание (если речь идет о спортивной подготовке), так и систематическое выполнение (если речь идет о производственной или оздоровительной двигательной активности) хорошо освоенной двигательной задачи.

Организованная двигательная активность должна включать все эти три компонента в оптимальном сочетании, которое позволяет удерживать мотивацию к двигательной активности на достаточно высоком стабильном уровне — именно в этом залог оздоровительного успеха той или иной формы физической активности.

Разные формы двигательной активности обладают неодинаковым оздоровительным эффектом, причем это зависит не столько от объема и интенсивности выполняемой нагрузки, сколько от эмоционального настроя, сопровождающего двигательную деятельность.

Так, даже большой объем производственной физической активности не ведет к увеличению продолжительности жизни и укреплению здоровья. Видимо, работа эмоционально воспринимается человеком не как фактор оздоровления, а лишь как необходимое условие поддержания благосостояния.

Даже сельскохозяйственный труд, потенциально более здоровый, чем промышленный, реального оздоровительного эффекта не оказывает. Не выражен оздоровительный эффект и у бытовой двигательной активности.

На другом полюсе — спортивная двигательная активность. Когда речь идет о массовом спорте и о нагрузках, характерных для обладателей массовых спортивных разрядов, оздоровительный эффект статистически подтверждается результатами многочисленных социально-медицинских исследований.

Однако для спортсменов, достигших уровня высшего спортивного мастерства, их колоссальная двигательная активность оборачивается множественными заболеваниями, которые обрушиваются нередко еще в расцвете спортивной формы, но еще чаще — после окончания спортивной карьеры.

Продолжительность жизни лучших спортсменов мира в среднем намного меньше, чем людей, ведущих гораздо менее подвижный уровень жизни. И это не случайно — организм имеет пределы возможностей, за которые безнаказанно заходить нельзя.

Так, в самый разгар спортивного сезона, на «пике» спортивной формы большинство спортсменов страдают от иммунодефицита (значительного снижения сопротивляемости организма), связанного с перетренированностью. Поэтому столь часты случаи, когда в самый ответственный момент тот или иной ведущий спортсмен неожиданно заболевает и проигрывает или пропускает по болезни наиболее важное состязание.

Неорганизованная двигательная активность обладает слабым оздоровительным эффектом. Этому есть целый ряд причин: нерегулярность, отсутствие систематичности, контроля за нагрузками, несоблюдение оптимальных физиологических параметров и т.п.

В частности, сопоставление уровня здоровья и двигательной подготовленности городских и сельских школьников показало, что, несмотря на более двигательно-активный образ жизни, сельские школьники не только не здоровее городских, но также уступают им в развитии важнейших двигательных качеств, таких как выносливость, сила и быстрота.

Организованные формы, такие как урок физкультуры, занятия в школьной спортивной секции или спортивного клуба, а также некоторые виды кружковых занятий, наиболее благотворно влияют на состояние здоровья и двигательный потенциал детей школьного возраста. Однако и здесь есть ряд условий и ограничений, которые следует учитывать при организации занятий.

Наиболее эффективной формой организации физической активности учащихся является традиционный урок физической культуры.

Его несомненные преимущества: регулярность, систематичность, профессиональный контроль нагрузки со стороны преподавателя, возможность реализации наиболее перспективных и продуктивных методов обучения и тренировки, научно обоснованная последовательность решения задач и планирования учебного материала, комплексный охват широкого круга аспектов физического воспитания, эмоциональная насыщенность и широкие возможности поддержания высокой мотивации. В то же время урочная форма не позволяет решать некоторые специфические задачи оздоровления, она мало привлекательна и недостаточно эффективна для наиболее хорошо и наиболее плохо физически подготовленных учащихся. Первым больше нравятся (по вполне объективным причинам) спортивные секции, вторым — специальные занятия оздоровительной направленности. Кроме того, урок хорош лишь в том случае, если его проводит профессионально грамотный педагог (впрочем, это касается всех форм организованной физической активности).

Читайте также:  Генерализованный пародонтит – как заметить и избежать осложнений

Большое значение имеет объем нагрузки, которую выполняют дети в ходе уроков. Научные исследования и практический опыт педагогов показывают, что как чрезмерно большой, так и недостаточный уровень нагрузки негативно сказываются на оздоровительной эффективности занятий.

Бытует мнение, что физкультурой следует заниматься как можно чаще, а если нет возможности проводить уроки часто, то хотя бы 1 урок в неделю лучше, чем ничего. Однако объективные данные говорят, что и то и другое — неверно.

Специальными исследованиями доказано, что оптимальная продолжительность урока — 40-45 мин, сдвоенные уроки неэффективны, так как ведут к резкому снижению моторной плотности занятия.

Абсолютно неэффективен и даже вреден для здоровья режим, при котором проводится 1 спаренное занятие в неделю.

При таком режиме не наступает истинной адаптации к физической нагрузке, организм каждый раз как бы начинает все заново, и в результате ни с точки зрения оздоровления, ни с точки зрения развития физических качеств и навыков прогресса не наблюдается, а порой отмечается стрессогенное воздействие, усугубляющее ситуацию, особенно на фоне зимне-весеннего авитаминоза.

Наиболее благоприятен режим, при котором школьники имеют 3-4 урока физкультуры в неделю. Это требует значительных финансовых и организационных затрат, однако дает заметный оздоровительный эффект.

Попытки в некоторых школах ввести ежедневные уроки физкультуры также неэффективны, поскольку организм не успевает полностью восстановиться после предыдущего занятия, либо оно становится мало интенсивным и не обеспечивает нужный тренировочный эффект.

Типичными формами организации физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются физкультминутки, подвижные перемены и краткие тренинги в процессе уроков по общеобразовательным дисциплинам.

Поскольку эти формы не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер, их реальную эффективность оценить крайне трудно.

В ряде случаев они бывают хорошо и грамотно организованы, и тогда можно прогнозировать положительный оздоровительный эффект. В то же время нередко они проводятся формально, нарушая логику урока и сбивая детей с налаженного учебного процесса.

В этом случае, даже если и может быть выявлен некоторый оздоровительный эффект, он теряет свою ценность, поскольку обеспечивается за счет снижения эффективности учебного процесса.

Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему. Если таких логических блоков в уроке нет, то и места для физкультминутки тоже нет.

Ведь любая двигательная активность, даже такая незначительная, как во время физкультминутки, требует переключения нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, других систем организма. На это переключение необходимо время, положительный эффект может быть достигнут только через 3-4 мин.

Но за это время ученики отвлекаются от темы занятия, забывают, о чем шла речь, теряют логику работы на уроке. Это особенно характерно для тех детей, у которых хуже организовано внимание, хотя именно им, казалось бы, небольшая пауза в занятии была бы полезна, чтобы предотвратить утомление.

Однако потом им потребуется еще 3-4 мин на то, чтобы вновь «вработаться» в тематику и материал урока.

Значительно сложнее прогнозировать оздоровительный эффект секционных и кружковых занятий. В целом, в большинстве случаев, они полезны. Однако это в том случае, если соблюдаются множество условий. И главное из них — высокая квалификация ведущего занятия педагога, знание им возрастных и половых особенностей детей и подростков, умение применять адекватные средства воспитания и обучения.

Нередко эти условия не соблюдаются. Некоторые школьные администраторы полагают, что если у взрослого человека есть спортивный разряд — то это достаточная квалификация для того, чтобы работать детским тренером в обычной школе. На самом деле это совершенно не так.

Наличие спортивного разряда означает лишь то, что этот человек достиг определенного уровня спортивной подготовки, но вовсе не то, что он знает, как надо работать с детьми.

Даже наличие общего педагогического образования не может дать настоящей гарантии качества, так как только выпускник физкультурного вуза изучал в студенческие годы основы спортивной физиологии, морфологии, антропологии, психологии, теорию и методику тренировки и другие дисциплины, без которых грамотный тренировочный режим построить невозможно.

  • В современной российской школе только 4-5 % детей занимаются в спортивных секциях, по этой причине их роль в формировании здорового образа жизни учащихся сегодня весьма ограниченна.
  • Оздоровительные задачи урочных и внеурочных форм физического воспитания и способы их решения
  • Сколь бы ни был широк арсенал двигательных действий, которые осваивает ребенок за время обучения в школе, какова бы ни была организационная форма занятий, во всех случаях организованная двигательная активность решает комплекс задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактику определенного круга заболеваний, Важнейшие из этих задач и основные способы их решения представлены в таблице 2.

Эти задачи традиционно решаются в рамках урока физической культуры, а также — при правильной постановке дела — в рамках секционных занятий избранным видом спорта.

Корректность и адекватность методов решения этих задач может служить критерием доброкачественности организации рационального двигательного режима школьника.

Рациональным может быть назван такой двигательный режим, который наряду со специфическими задачами физкультурно-спортивной подготовки, обеспечивает решение перечисленных в таблице оздоровительных задач.

  1. Оздоровительные задачи и способы их решения
  2. п/п
  3. Оздоровительная задача
  4. Способы решения
  5. 1
  6. Профилактика
  7. гипокинезии
  8. Нормализация двигательного режима за счет увеличения объема динамических физических нагрузок
  9. 2
  10. Профилактика
  11. нарушений осанки
  12. Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц свода стопы
  13. 3
  14. Профилактика травматизма
  15. Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности во время занятий физическими упражнениями
  16. 4
  17. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
  18. Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей вегетативных систем организма
  19. 5
  20. Профилактика простудных заболеваний
  21. Использование в занятиях физическими упражнениями водных процедур и других компонентов закаливания
  22. 6
  23. Основы безопасности жизнедеятельности
  24. Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях

Физическая активность и ее влияние на здоровье человека

Двигательная активность играет важную роль в укреплении и поддержании здоровья человека, а недостаток активности может привести к серьезным проблемам со здоровьем.

В то же самое время и к физическим занятиям нужно подходить с осторожностью, т.к. можно навредить себе даже в достаточно простых и безобидных на первый взгляд занятиях. Физическая активность не только снижает гипоксию, то есть предупреждает и устраняет проявления большинства факторов риска основных болезней сердечно-сосудистой системы, но и имеет еще ряд существенных преимуществ:

  • повышает не только физическую, но и умственную работоспособность
  • снижается частота распространенных инфекционных заболеваний (ОРЗ, пневмоний, хронических холециститов и др.) и облегчается их течение
  • замедляют возрастное развитие иммунодефицита и снимают эмоциональное напряжение.
  • Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, который и является основой физического и психического благополучия         
  • Что происходит в организме когда мы достаточно активны?
  • Оздоровительный и профилактический эффекты физической культуры неразрывно связаны с повышением резервных возможностей организма, его защитных свойств, нормализации обмена веществ, оптимизацией взаимодействия двигательных и вегетативных функций.
  • Теперь стоит немного обсудить основные механизмы влияния физической работы на организм человека:
  • Оптимизация работы центральной нервной системы. Наблюдая за развитием ребенка можно предположить, что формирование воли и интеллекта происходит параллельно освоению разнообразных движений. Ведь мало захотеть сделать что-либо, надо суметь это сделать. В первую очередь двигательно решить стоящую перед человеком задачу. При выполнении разнообразных движений в головном мозге устанавливаются сложные взаимодействия между корой больших полушарий и подкорковыми центрами. В процессе выполнения движений корковые центры определяют и контролируют работу низших центров. Таким образом, двигательная активность крайне необходима для нормальной организации работы мозга, для формирования воли и интеллекта человека.
  • Совершенствование механизмов регуляции работы вегетативных систем. Физическая тренировка изменяет функциональное состояние не только различных органов, но и нервных центров. Скелетные мышцы при этом являются одновременно и рабочим органом и зоной рецепции (источником нервных импульсов от рецепторов). Возникающие в рецепторах мышцы импульсы регулируют не только ее собственную деятельность, но и работу внутренних органов.
  • Нормализация обмена веществ. Все мы любим вкусно покушать. И очень любим когда вкусной еды на столе много. Это как раз одна из проблем, с которой столкнулось человечество в наши дни — избыточное по калорийности питание. В сочетании с малоподвижным образом жизни переедание приводит к нарушению обмена веществ, прежде всего, к нарушению обмена жиров. Длительное выполнение физической работы низкой интенсивности способствует нормализации жирового и углеводного обмена.
  • Совершенствование работы сердечно-сосудистой системы. Изменения в центральном звене аппарата кровообращения заключаются в улучшении насосной функции сердца, особенно при выполнении физической работы, и экономизации работы сердца в покое. Экономизации работы сердца в покое проявляется в уменьшении частоты сердечных сокращений в единицу времени (брадикардия). Считается, что снижение частоты сердечных сокращений в покое на 15 уд/мин понижает риск возникновения инфаркта миокарда на 60%. Адаптация периферического звена кровообращения сводится к увеличению количества функционирующих в тканях капилляров, что способствует доставке клеткам организма большего количества кислорода и питательных веществ, а также удалению от них продуктов обмена веществ. Отмечается увеличение общего объема циркулирующей по сосудам крови, увеличивается содержание гемоглобина, что приводит к повышению кислородной емкости крови.
  • Совершенствование работы дыхательной системы. Увеличиваются размеры и подвижность грудной клетки, повышается сила дыхательной мускулатуры, что приводит к увеличению жизненной емкости легких. В клетках, особенно в мышцах, увеличивается содержание миоглобина и гликогена, что повышает их работоспособность.
  • Совершенствование опорно-двигательного аппарата. Увеличивается механическая прочность костей. Происходит совершенствование соединительных тканей. Увеличивается прочность связок и сухожилий. Еще более выраженные изменения происходят с мышцами. Меняются физико-химические свойства скелетных мышц: уменьшается количество воды, мышцы становятся плотнее, в них повышается содержание белковых и энергетических веществ.
Читайте также:  Как научиться жить с диагнозом прогрессирующая оссифицирующая фибродисплазия?

        Резюмируя вышеперечисленные эффекты справедливым будет утверждение, что в результате повышения функциональных возможностей важнейших систем организма (аэробных и адаптационных возможностей) происходит задержка процессов старения примерно на 10-15 лет.

Именно такая разница во времени отмечена по основным функциональным показателям (артериального давления, жизненной емкости легких, содержание холестерина, физической работоспособности и др.

) у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями и ведущих малоподвижный образ жизни.

Чем опасен недостаток физической активности?

После того как мы рассмотрели пользу физических упражнений стоит обратить внимание на то, чем опасна недостаточная двигательная активность — гиподинамия. Ни для кого не секрет, что адекватные физические нагрузки полезны для организма.

А что на счет обратного эффекта? Можно предположить, что если мы не будем вести активный образ жизни, то мы конечно же не будем укреплять наше здоровье, но и ухудшать его не будем. И вот тут, к сожалению, все не так просто.

В действительности же, когда мы ведем пассивный образ жизни, мы не только не улучшаем наше здоровье, но еще и ухудшаем его.

  Одним из узловых моментов биологического становления человека было приобретение способности выполнять самые разнообразные движения по своему желанию, что и послужило основой возникновения первичных, элементарных форм труда.

Вместе с расширяющейся трудовой деятельностью человека, основанной прежде всего на двигательной активности, исторически развивался его мозг как структурно, так и функционально. Если у прапредка человека – австралопитека емкость черепа не превышала 650 см3, то у кроманьонца, как и у современного человека, она доходит в среднем до 1350 см3. При этом, объем нервных центров, отвечающих за работу вегетативных органов, не изменился.

Кроманьонец с его исключительно богатыми ресурсами мозга сформировался много тысяч лет назад. После этого тип строения мозга человека изменился мало — так велики оказались функциональные резервы головного мозга, связанные, прежде всего с его ярко выраженной двигательной активностью.

С тех пор социально-экономические условия жизни человека неузнаваемо изменились, но сама биологическая природа его за это время почти не изменилась. Человек остается предназначенным не только для умственного, но и для физического труда.

Мышечная деятельность остается для человека важнейшей потребностью и ее недостаток отрицательно сказывается на всем организме. У здорового человека вообще невозможна абсолютная бездеятельность.

Двигательная активность является настолько сильной потребностью, что здоровому человеку невозможно научиться полностью обходиться без движений, ибо это самая естественная и глубоко заложенная в человеке функция. Выключение ее из жизни разрушает, дезорганизует весь организм на всех его уровнях – от клеточного до целостного.

  1.   В результате недостаточной двигательной активности нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тысячелетий тяжелого физического труда, что неизбежно приводит к расстройству регуляции работы сердечно-сосудистой и других важнейших вегетативных систем организма, нарушению обмена веществ и развитию различных болезней.
  2. Будьте активны и здоровы!
  3. Физиотерапевт  
  4. УЗ «Зельвенская ЦРБ»
  5. Екатерина Анатольевна Климович

Двигательная активность и здоровье человека

Здоровый образ жизни неотделимо связан с высокой двигательной активностью человека. В настоящее время доказано, что опорно-двигательный аппарат, органы кровообращения и дыхания, функции нервной системы и даже железы секреции смогут правильно развиваться и функционировать, лишь при условии достаточной и регулярной мышечной нагрузки.

Современный образ жизни ведет к снижению двигательной активности Работа, связанная с физическими нагрузками, требующая выносливости и длительных мышечных напряжений, в современной промышленности, транспорте и сельском хозяйстве исчезает. Облегчая нашу жизнь и бытовые условия, это лишает наш организм мышечных усилий и тем самым оказывает на него неблагоприятное влияние.

Нехватку мышечных напряжений нужно корректировать при помощи специальных оздоровительных мероприятий.

Для организма становится особенно важным значение мышечных нагрузок при таких заболеваниях как гипокинезия (снижении двигательной активности) и гиподинамия (снижении мышечных усилий).

Сопутствовать недостатку двигательной активности могут атрофия и дегенерацией скелетных мышц. Происходит истончение мышечных волокон, снижение веса и тонус мышц.

Результатом гипокинезии или гиподинамии становятся существенные изменения и нарушения координации движений, ухудшается состояние зрительного, вестибулярного и двигательного аппаратов. Происходят изменения в кровеносной системе: уменьшается размер сердца, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, увеличивается время ее кругооборота. Снижаются функции надпочечников.

Для нашего организма двигательная активность является физиологической потребностью. Лишённый движения организм теряет способность накапливать энергию, необходимую для противостояния стрессу. Мышечные напряжения, воздействие контрастных температур, принятие солнечных ванн в разумной мере полезны организму.

Для восполнения подвижности незаменимы занятия физической культурой, способствующие улучшению деятельности нервных центров, процессов мышления, памяти, концентрации внимания, точной ориентации человека в пространстве, повышению резервов многих систем организма. При регулярных занятиях физическими упражнениями повышается емкость легких, объем и глубина дыхания, нормализуется деятельность желез внутренней секреции.

Исследования показали, что при постепенном увеличении интенсивности и длительности упражнений в организме не наблюдается патологических изменений.

Утренние физические упражнения имеют достаточно важное значение для повышения работоспособности человека после сна, для укрепления здоровья и закаливания организма. Способствуют восстановлению нормального функционирования центральной нервной системы утренние занятия гимнастикой.

Восстановление нервной системы ускоряется, если сочетать утреннюю зарядку с водными процедурами.

Воздействие таких раздражителей как температурный фактор, действие свежего воздуха, солнца или воды способствует закаливанию организма человека, помогая снять отечность тканей, а именно вен, которая бывает после пробуждения.

Важность физических упражнений по утрам не ограничивается устранением последствий сна. Они способствуют совершенствованию силы, выносливости, координации и быстроты нашего тела, а также укреплению сердечно-сосудистой, выделительной, дыхательной и других вегетативных систем.

Ежедневно выполняя упражнения, вы будете поддерживать на должном уровне резервную щелочность крови и способствовать сохранению специфических свойств мышц, которые развиваются при регулярной мышечной деятельности.

Чтобы не ухудшать последующую работоспособность, надо избежать большой активности при выполнении физических упражнений до начала вашего рабочего дня.

Не менее важны по значению упражнения, выполняемые на протяжении рабочего дня и даже после его окончания. Они запускают механизм активного отдыха, способствующий скорому восстановлению разных функций в организме, нарушенных из-за утомления. Упражнения являются самым эффективным средством, снимающим нервное и психическое напряжение.

В настоящее время для эффективной борьбы с гиподинамией разработаны несколько методик физических упражнений. Стоит особенно выделить шейпинг, спортивные игры, ритмическую гимнастику, плавание, велосипедные прогулки и бег. Каждый делает выбор системы исходя из интереса, возможностей и запросов.

Важно понимать, что сама физическая активность при неправильном использовании не даст оздоровительного результата. Степень физической нагрузки должна быть оптимальной для каждого отдельного человека. Необходимо соблюдение принципов, гарантирующих оздоровительный эффект.

И главными из них выступают последовательность, постепенность, регулярность и систематичность физических тренировок. Тренированность организма появляется только в процессе занятий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector