Чтобы детские зубки были здоровыми и красивыми, как этого хотят все родители, важно регулярно ходить с малышами на осмотр к стоматологу и вовремя устранять любые проблемы в ротовой полости. Поэтому задачей мам и пап является положительный психологический настрой ребенка. Добиться, чтобы дети не боялись зубного врача и спокойно относились к стоматологическим манипуляциям, вполне реально, если подойти к этому вопросу правильно.
Причиной страха перед зубным врачом может быть нерешительный характер крохи, боязнь стоматолога у родителей или страх у крохи перед любым человеком в белом халате, если у него уже был отрицательный опыт лечения. Тем не менее, довольно часто страх посещения стоматологического кабинета появляется у ребенка из-за ошибок, совершаемых его родителями. К ним можно отнести такие ситуации:
- Ребенок «знакомится» со стоматологом, когда у него уже возникла проблема с зубами, например, зуб начал болеть.
- Родители не уделяют внимание мотивации лечиться. Они не рассказывают, зачем идти к доктору и почему так важно поддерживать здоровье ротовой полости.
- При лечении зубов используют насилие, например, зуб нужно запломбировать, ребенок вырывается и его приходится физически удерживать, чтобы поставить пломбу.
- Ребенок приходит к врачу в некомфортное для него время, например, когда у него обычно дневной сон или он уже устал.
- Родители обманывают кроху, что врач «ничего не будет делать», а на самом деле его ждет болезненная процедура.
Игры в детском возрасте выступают важным инструментом познания мира. При этом в игре детьми все воспринимается более позитивным. И это стоит использовать при желании изменить отношение крохи к какому-то явлению или событию, в том числе и к лечению у стоматолога.
Вместе с ребенком можно «полечить зубки» плюшевому мишке или кукле. Проиграйте ситуацию, в которой у мишки сильно болит зуб, а ребенок будет стоматологом и поможет мягкому «другу». Поставив себя на место врача, кроха поймет, что доктор не хочет причинить пациенту боль и сделать ему плохо, а совсем наоборот, желает помочь.
Также можно поиграть в стоматологическую клинику, когда малыш будет пациентом, а роль доктора сыграет мама. Такое воспроизведение в игровой форме поможет уменьшить тревожность ребенка перед визитом к настоящему врачу.
К похожему эффекту приведет также просмотр мультиков, в которых показываются ситуации, связанные с лечением зубов и поддержанием здоровья ротовой полости. В них информация представлена таким образом, чтобы малыши не боялись стоматологов.
О важности игры в процессе приучения малыша к посещению стоматолога смотрите в видео:
Многие родители для убеждения детей сходить к стоматологу используют обещания определенной награды, например, покупки игрушки или исполнения желания малыша.
С одной стороны, это действительно может помочь крохе перебороть страх и выдержать визит в стоматологическую клинику без слез.
Однако бывают случаи, когда дети начинают манипулировать и выпрашивают все новые и новые подарки.
Психологи согласны с тем, что прямое поощрение лечения зубов новой игрушкой или любимым лакомством не является хорошей идеей.
Ребенок должен понимать, что идти к стоматологу важно в первую очередь ради здоровья.
Делая упор на то, что регулярные посещения врача устранят боли в зубах или помогут без проблем улыбаться, родители хоть и тратят больше усилий, но поступают правильнее в долгосрочной перспективе.
Лучше всего, чтобы первое посещение крохой стоматологического кабинета было не для лечения, а лишь в качестве ознакомительного мероприятия.
Сходите с ребенком в клинику и осмотрите там все, включая стоматологический инструментарий. Позвольте крохе пообщаться с персоналом клиники и просто посидеть в кресле, а после подобной экскурсии подарите малышу что-то приятное.
После этого во второй раз ребенок уже не будет переживать, а придет в знакомое место к людям, которых он уже видел. Во второй визит можно предложить ребенку почистить зубки у врача вкусной пастой, после чего снова одарите кроху каким-то подарком. Так вы закрепите положительное отношение малыша к стоматологам.
Посмотрите полезное видео о том, уговорить ребенка лечить зубы.
Одним из способов показать ребенку, что посещение стоматолога является важным делом и ничего страшного в нем нет, является личный пример родителей.
Сходите к врачу с ребенком, чтобы кроха увидел, как доктор осматривает и лечит ваши зубы.
При этом ваше настроение должно быть бодрым и праздничным, а после визита следует показать малышу, какими крепкими и здоровыми стали ваши зубы.
Когда ребенка мучает зубная боль, времени на знакомство со стоматологом и длительный положительный настрой нет, поэтому придется действовать быстро. Расскажите крохе историю о заболевшем зубике, который может вылечить только доктор. Не обманывайте, что лечение будет легким и безболезненным. Лучше скажите, что неприятные ощущения быстро пройдут и зуб выздоровеет.
- Идти с ребенком к стоматологу лучше всего утром. Если визит будет запланирован на позднее время, малыш «накрутит» себя и будет более капризным в кабинете врача.
- Не обсуждайте по дороге к врачу, какие именно манипуляции будут проводиться с зубками. Лучше переключите внимание крохи на нейтральные темы, способные поднять ребенку настроение.
- Уделите много внимания выбору клиники и стоматолога, чтобы найти грамотного специалиста, у которого есть большой опыт лечения маленьких пациентов.
- Старайтесь сами не нервничать, когда собираетесь с ребенком лечить зубы или рассказываете крохе о стоматологическом кабинете. Дети чутко улавливают волнение родителей и перенимают их тревогу.
- Когда ребенок выйдет из кабинета, обязательно похвалите кроху за храбрость и сделайте акцент на том, что зубы малыша стали более здоровыми и крепкими. Позвольте крохе выговориться, если малыш переполнен эмоциями и хочет ними поделиться.
- Ходите с ребенком к стоматологу регулярно. Если малыш будет бывать в кабинете этого врача дважды в год, он спокойнее перенесет любые манипуляции в случае острой необходимости.
- Не обсуждайте при ребенке лечение собственных зубов и не употребляйте в разговоре стоматологических терминов, чтобы не испугать кроху. Также не следует говорить слова «вырвать» или «сверлить». Их лучше заменить словами «почистит», «посмотрит», «полечит».
- Никогда не пугайте малыша визитом к стоматологу. Недопустимо угрожать ребенку пойти лечить зубы, если он не слушается и, к примеру, выпрашивает сладости.
- Если ребенок не согласился на осмотр и лечение, нельзя ругать кроху или наказывать его. Так можно лишь ухудшить положение.
Посмотрите с крохой следующее видео об уходе и лечении зубов.
Источник: https://o-krohe.ru/zuby/kak-ugovorit-lechit/
Как организовать визит ребенка к стоматологу
Кариес считается одним из самых распространенных стоматологических заболеваний, с которым сталкивается подавляющее большинство детей. Согласно статистике, кариозные полости возникают у 80% всех детей в России1.
Первый визит к стоматологу – важное мероприятие, от успеха которого напрямую зависит будущее отношение крохи к стоматологическому лечению. Эксперты в данной области настаивают на том, что записать малыша на прием к специалисту нужно сразу после прорезывания первых зубов.
О том, как подготовиться к этому непростому испытанию, особенно если ребенок боится стоматолога, читайте далее в нашей статье.
Как организовать визит ребенка к стоматологу
Как подготовиться к первому визиту
Как правило, первые зубки начинают прорезываться в 6-7 месяцев – это отличный повод для ознакомительного визита к дантисту. Первый поход малыша к стоматологу должен носить консультационный характер. Сперва крохе лучше познакомиться с клиникой и понять, что это место не представляет никакой опасности.
Что делать, если малыш панически боится стоматологов? Лучшее решение – спокойная беседа и собственный пример. Еще на этапе планирования первого посещения подробно расспросите врача обо всех манипуляциях, которые обычно проводятся в рамках первичного осмотра. Стоит заранее продумать свое поведение на случай, если малыш напрочь откажется открывать рот.
Непосредственно перед посещением кабинета следует провести с маленьким пациентом беседу о том, чего ему ждать от приема у доктора, а также о важности регулярного посещения стоматолога (но естественно, что данная рекомендация будет действительной, только если кроха осознает смысл сказанного, это обычно происходит к 3-4 годам).
Готовим ребенка к посещению стоматолога
Полезные рекомендации для родителей
Как подготовить ребенка к первому профилактическому обследованию у стоматолога и настроить его на позитивный лад? Для начала с ним нужно поговорить и лучше, если беседовать будет тот член семьи, который сам не боится лечения у дантиста. Итак, детские психологи предлагают следующие советы на этот счет:
- постарайтесь рассказать о походе к стоматологу, как об интересном мероприятии, но при этом обыденном и вполне естественном,
- во время беседы называйте детского врача по имени. Например, можно сказать: «Это Виктор Петрович, он хочет посмотреть, какие у тебя красивые зубки»,
- беседу лучше проводить максимум за 1-2 дня – так у ребенка не останется времени, чтобы начать волноваться или наслушаться «страшилок» от ровесников,
- запишитесь на утреннее время, чтобы у малыша не было повода весь день беспокоиться о предстоящем визите. К тому же маленькие дети обычно более спокойны именно в утреннее время,
- для сопровождения ребенка в клинику достаточно одного родителя. Захватите с собой любимую книжку или игрушку малыша. Во время ожидания его можно отвлечь чтением, разглядыванием картинок или, например, игрой.
Перед походом также желательно, чтобы ребенок был выспавшимся и не болел простудными и другими заболеваниями. Если такое случилось в день планируемого посещения специалиста, то лучше отложить визит до лучших времен.
Как вести себя на приеме у детского стоматолога
Перед тем, как усадить ребенка в кресло, дайте ему немного времени, чтобы он смог осмотреться и освоиться. Познакомьте его с доктором и ассистенткой, постарайтесь сделать так, чтобы малыш почувствовал себя уверенно и безопасно.
Если он отказывается садиться в кресло один, попробуйте сесть туда сами, возьмите маленького волнующегося человечка к себе на колени. Сегодня многие стоматологические центры предлагают детям и их родителям возможность первого ознакомительного посещения для знакомства с врачом и осмотра самого кабинета.
В рамках первого визита доктор обычно проводит следующие манипуляции:
- визуальный осмотр полости рта, а также оценка правильности роста и формирования зубочелюстной системы, выявление возможных проблем с зубами и мягкими тканями,
- бережная чистка при необходимости: на первом же приеме малышу может быть проведена аккуратная чистка зубов от налета и полировка эмали,
- рентген-обследование,
- подробная консультация по части поддержания гигиены полости рта.
Если ребенок боится, можно взять его на колени
«Наш первый визит к стоматологу я запомню на всю жизнь. Дочке было всего 1.5 года, когда я записала ее на прием. Доктор посмотрел зубки и сказал, что нужно провести чистку прямо сейчас.
До этого моя доча была совершенно спокойна, но когда она увидела инструмент, начала так кричать, что стекла в окнах зазвенели. Благо, попался очень хороший стоматолог, в возрасте дядечка. Он ее так завлек какими-то рассказами, что дочка просто разинула рот и просидела так всю процедуру.
Я думаю, что очень важно выбрать хорошего детского врача. Нам просто повезло, но ведь могло быть иначе… »
Алина Д., г. Нижний Новгород, из переписки на тематическом форуме
Мировые эксперты и психологи советуют поощрять маленького пациента даже после стандартного осмотра. Для этого нужно подготовить недорогой, но приятный для малыша подарок. Можно даже договориться об этом предварительно со стоматологом, передав для вручения маленькому герою, например, небольшую игрушку.
Как правило, врачи, работая с детьми, являются и сами прекрасными психологами, и осознают, насколько важно похвалить малыша после лечения. А похвала и одобрение, как известно, прекрасный стимул к продолжению начатого дела.
Чего делать категорически нельзя
- не нужно говорить ребенку, что доктор только посмотрит и все. Ведь после осмотра врач может решить, что необходимо провести чистку или лечение. Получится, что вы обманываете, и в дальнейшем будет очень трудно ввернуть доверие. Если вы хотите научить ребенка не бояться стоматолога, нужно быть с ним честными. Сегодня это очень просто, ведь современные анестетики сделали лечение зубов быстрым и совершенно безболезненным, поэтому нет необходимости что-то придумывать и приукрашать,
- не стоит обещать малышу дорогой подарок за то, что он сходит к доктору. В таком случае он может решить, что ему предстоит трудное испытание, раз за него так щедро вознаграждают,
- не говорите, что не будет никакой боли или, например, что нужно потерпеть. Сама мысль о том, что для посещения дантиста придется набраться смелости, может и вовсе не приходить в голову малышу. Но после таких слов она обязательно появится, и маленький человечек поймет, что во время лечения ему может быть больно и страшно,
- не ругайте ребенка, если он не открывает рот и отказывается слушаться врача. Криками делу не поможешь, а найти подход к испуганному малышу – задача детского стоматолога.
Важность профилактики
Многие мамы и папы подвержены ошибочному мнению, что молочные зубы лечить вовсе не стоит, ведь срок их службы весьма недолог и скоро молочный прикус сменится постоянным.
Однако данное убеждение в корне неверно, так как от состояния временных зубов напрямую зависит процесс формирование зачатков постоянных.
Кариес или пульпит в запущенной форме может негативно отразиться на зачатках и привести к более серьезным стоматологическим проблемам в будущем.
Приучайте детей к гигиене полости рта
Поэтому крайне важно быть на страже здоровья зубок и десен крохи с самых ранних лет. Приучите ребенка дважды в день проводить тщательную гигиену полости рта при помощи щетки с мягкой щетиной и пасты.
Для совсем маленьких можно использовать специальные салфетки или напальчник, предназначенные для бережного удаления отложений с поверхности эмали. Проконсультируйтесь с детским дантистом по поводу выбора подходящей зубной пасты.
Позаботьтесь о том, чтобы рацион питания малыша был богат твердыми фруктами и овощами. Регулярно водите ребенка к дантисту для проведения профилактических осмотров.
Отвечая на вопрос, почему дети боятся стоматологов, стоит заметить, что чаще всего в этом виноваты сами родители.
Многие взрослые люди до сих пор испытывают непреодолимый страх перед стоматологическим кабинетом, а волнение и тревога неизбежно передаются и малышу.
В таком состоянии будет очень сложно успокоить ребенка, поэтому перед тем, как идти к стоматологу, для начала стоит разобраться со своими эмоциями и переживаниями.
- По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Источник: https://DentConsult.ru/lechenie-zubov/vizit-rebenka-k-stomatologu.html
Должна ли мать присутствовать при лечении зубов у детей: плюсы и
Посещение стоматолога — стресс не только для детей, но и для родителей. Каждая мать перед приемом задается вопросом — оставаться ли в кабинете врача во время лечения зубов у детей или подождать за дверью? Как реагировать на просьбу врача выйти из кабинета, и насколько его она правомерна?
Поведение родителей и подготовка детей к посещению стоматолога во многом зависят от возраста малыша и от опыта от посещений врача ранее. Стоматологи дают универсальные рекомендации для матерей и отцов, и касаются они подготовки ребенка к лечению зубов.
За несколько дней до планового приема, необходимо напоминать ребенку о стоматологе — его сфере деятельности, какие болезни он лечит и как именно это происходит. Для лучшего понимания рекомендовано поиграть с малышом «в больничку»: поискать кариозных монстров на зубах, выгнать их из полости рта.
Подготовка нужна и матери. Стоит помнить, что волнение, негативный настрой и прочие эмоции легко передаются детям. Если мать нервничает, боится, дети также начинают испытывать подобные чувства. Во многом настрой детей на прием и дальнейшее лечение зависят именно от матери.
В кабинет стоматолога мать или отец должны входить вместе с ребенком и присутствовать в обязательном порядке на всем протяжении осмотра.
С чего начинается прием? С заполнения карты и опроса больного, выяснения жалоб.
Чаще всего именно мать может рассказать о состоянии здоровья малыша: если есть аллергия у ребенка, были ли негативные реакции на какое-либо лекарственное средство, имеются ли хронические заболевания, как протекала беременность, как прорезывались зубы и многое другое. Для составления представления о стоматологическом здоровье ребенка стоматолог может задавать множество различных вопросов.
Дети не всегда могут адекватно рассказать о том, что их беспокоит. И причин этому может быть несколько:
- малый возраст, дети просто не могут формулировать свои мысли;
- стеснение;
- особенности физического и психического состояния детей;
- страх. Что греха таить, некоторым детям (а порой и взрослым) стоит только услышать звук бормашины, и зубную боль как рукой снимает. И есть только одно желание — быстрее убежать домой;
- изначально негативный настрой на лечение;
- другое.
Для постановки правильного диагноза стоматолог должен знать все о возникших симптомах: когда они возникли, сколько продолжалась боль, какие меры были приняты и многое другое.
Осмотр зубов у детей также проходит в присутствии взрослого. Стоматологи показывают проблемы в полости рта: кариес, симптомы воспаления, короткие уздечки и все имеющиеся патологии.
После записи зубной формулы, если обращение не связано с острой болью, стоматолог составляет план лечения, который обсуждается с родителями. Определяются средние сроки лечения, расписываются ближайшие приемы, даются общие рекомендации.
Возможно, стоматологу понадобится какая-либо медицинская документация, выписка из карты, или же врач может посоветовать консультации других специалистов: эндокринолога, нефролога, гастроэнтеролога, невролога и др.
Лечение зубов у детей нередко происходит в присутствии матери или отца, но это присутствие может иметь свои особенности и напрямую зависит от возраста и поведения детей:
- мать и дети в кресле вместе. Детей до 3 лет должны лечить при непосредственном присутствии родителей. Мама или папа садится в кресло, берет малыша на руки, при необходимости сковывает его движения. В зависимости от поведения малыша, его физической активности, врач может давать рекомендации, как именно держать малыша. Порой такие действия вызывают резкую негативную реакцию со стороны матери — «мучают дитятко, сковывают его движения». Стоит помнить, что вращающиеся инструменты, с которыми работают стоматологи во рту малышей, имеют высокую степень оборотов в минуты, измеряющуюся в сотнях тысяч. Любое неосторожное движение может стать фатальным. Кроме того, гораздо полезнее подержать малыша во время приема, чем после устранять осложнения;
- мать рядом с ребенком. Дети в возрасте 3-5 лет могут сидеть в кресле врача самостоятельно. Но присутствие близкого взрослого рядом, в изголовье кресла, в ногах или в поле зрения поможет детям — подарит им чувство безопасности. Положение матери в кабинете определяет стоматолог. Главная задача — не мешать врачу выполнять свою работу;
- находится в кабинете врача, но не в поле зрения детей. Обычно стоматолог просит отойти родителей, если при лечении зубов у детей начинается истерика, а процедуру необходимо обязательно довести до конца. В отсутствие «зрителей» дети часто начинают вести себя более спокойно. Поэтому если стоматолог просит мать отойти или выйти из кабинета — значит, так нужно для благополучного лечения.
Лечить зубы у детей довольно сложно, и речь идет не только о каких-либо анатомо-физиологических особенностях, а именно о поведенческих. Каждый стоматолог имеет свои хитрости, свой подход к ребенку: одни будут «сюсюкаться» с детьми, другие — вести себя по-военному строго.
Родители не должнынегативно реагировать на замечания стоматолога по поводу поведения малыша. Главный в кабинете — стоматолог, и именно он определяет тактику лечения, метод похода к ребенку.
Стоит помнить главное: в спокойствии детей при лечении стоматологи заинтересованы больше, чем сами дети и родители вместе взятые.
Лечить зубы у детей без присутствия родителей можно и даже нужно при соблюдении двух фундаментальных условий:
- когда дети достигли возраста и могут самостоятельно отвечать на вопросы, рассказывать о своих жалобах и идти на контакт со стоматологом;
- если знакомство стоматолога и ребенка продолжается длительное время, дети ведут себя в кресле спокойно и адекватно реагируют на просьбы врача.
Родители должны понимать, что к самостоятельному приему нужно переходить поэтапно. По достижению возраста 6-8 лет мать должна контролировать, как ведет себя ребенок в кабинете стоматолога, и постепенно отдаляться.
Можно выходить из кабинета на непродолжительный промежуток времени, например, для разговора по телефону, а на следующий прием и вовсе выходить из кабинета после того, как стоматолог позволит, то есть по окончании осмотра и составления плана лечения.
Но нельзя оставлять малыша на полное попечение врача, мать или отец всегда должны быть в доступе, то есть сидеть вне кабинета в зоне отдыха. Нередко во время приема стоматолог может пригласить мать в кабинет для консультации или объяснения своих действий. Да и клиника — не филиал детского сада, задача врача — лечить, а не развлекать детей.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/detskie_bolezni/vizit_k_stomatologu_nuzhna_li_mat_na_prieme/
Родители, ваш выход! (из кабинета стоматолога)
Представьте, что завтра – визит вашего ребенка к стоматологу. Наверняка вы задавались вопросом, оставлять ли маленького пациента на попечение врача или же находиться в кабинете для поддержки и контроля? Вы уже прочитали наши советы по подготовке ребенка к приему и просмотрели с ним все мультфильмы из нашей подборки? Тогда переходим к следующему этапу.
Прочитав статью, вы узнаете, как определить лучший путь для вашего ребенка – прием с родителями или же самостоятельный контакт доктора и малыша. Мы дадим ответ на вопрос, в каком возрасте присутствие родителей обязательно, а когда без него можно обойтись.
В зависимости от возраста ребенка и по рекомендации врача, родитель может:
- сесть в стоматологическое кресло и посадить на колени ребенка;
- сесть на стул рядом с ребенком, держа его за руку;
- сесть поодаль, просто обозначив свое присутствие;
- обсудить с врачом лечение на сегодня и выйти из кабинета;
- составить с врачом общий план лечения и ждать ребенка в холле за чашкой кофе.
Самых маленьких пациентов, 3-5 лет, конечно, лечат только в присутствии родителей. Более того – на коленях у одного из них.
Столь юные пациенты не всегда могут контролировать свои движения, эта задача лежит на вас, уважаемые родители.
Во избежание неожиданных резких движений, которые могут помешать врачу и травмировать ребенка, следует положить его ножки между своими и обнять его, не давая шаловливым ручкам «распоясаться».
Начинать думать о приеме без родителей можно при соблюдении двух условий:
- ребенок достиг возраста, когда можно спросить его мнения по этому вопросу;
- вы пришли к врачу не в первый раз, ребёнок его знает, доверяет, ведет себя в кресле спокойно, слушает доктора, обстановка кабинета знакома.
Переходить к самостоятельному приему желательно поэтапно. Когда ребенок достиг возраста 6-8 лет, присмотритесь, как он ведет себя, когда вы приходите в незнакомый коллектив? Он жмется к вам, или, наоборот, бежит знакомиться и играть с детьми? Стесняется, новое место и коллектив его беспокоят? В этом случае не торопитесь, ребенку необходима ваша поддержка.
Не бойтесь «пересидеть» в кабинете. Рано или поздно юный пациент сам попросит вас «не мешать» или «не отвлекать» — так происходит в 99% случаев. В нашей клинике есть семьи, которые совместно привозят трех-четырех детей на прием, оставляя одного взрослого «для страховки», а сами в это время ездят по своим делам.
Если ваше чадо самостоятельно и независимо, то вы можете постепенно «выходить из игры» — сначала сесть поодаль в кабинете, потом выйти «поговорить по телефону» на несколько минут, и, наконец, в один прекрасный день перед приемом просто спросить у ребенка, нужно ли ему ваше присутствие.
Какого бы возраста не был ваш ребенок, каким бы взрослым, или, наоборот, маленьким он вам не казался, самый лучший путь – не торопиться, внимательно присматриваться и прислушиваться к нему. И тогда все обязательно получится.
Источник: https://www.tarusadent.ru/stati/roditeli-vash-vykhod-iz-kabineta-stomatologa/
Как родителям вести себя в кабинете стоматолога? — Денталцентр-Люберцы
Posted at 21:48h in Без рубрики by admin
- Болотникова Кристина Арнольдовна, детский врач-стоматолог ООО «Денталцентр-Люберцы»
- Для того, чтобы лечение Вашего ребенка прошло хорошо, очень важно как Вы относитесь к лечению и ведете себя в кабинете.
- О чувствах
Вполне нормально, что, приводя ребенка к стоматологу, родитель испытывает волнение, переживает о том, как пройдет лечение. А если у ребенка боль, то страдает вместе с ним.
Возможно, чувствует себя виноватым и хочет поскорее изменить ситуацию, облегчить страдания малыша.
Если Вам знакомы подобные чувства, то при слушайтесь к нашим советам
Ошибочно преувеличивать серьезность ситуации и нагнетать обстановку. Так модно заранее напугать ребенка и он будет напряженным еще до приема. Но недооценивать ситуацию также не стоит, иначе ребенок не осознает важность и необходимость лечению.
Сделайте все возможное, чтобы Ваше беспокойство не передалось ребенку, ведите себя естественно и непринужденно. Это позволит ребенку также быть спокойным и свободным.
Со спокойным ребенком стоматологу легче найти контакт
Если ребенок спокоен, он быстрее расскажет о своих страхах и других переживаниях. Ведь именно эти переживания могут препятствовать лечению. И тогда врач, зная об этом, будет выбирать соответствующую тактику работы.
Союз с врачом
Проблема с зубами — это общая проблема родителей, ребенка и врача, но у каждого к этой ситуации свое отношение. Лечение состоится и пройдет положительно при объединении усилий, поэтому постарайтесь сообщить врачу всю важную информацию — не только о здоровье, но и о характере ребенка: что он любит, чем занимается, как Вы обычно с ним договариваетесь.
Часто, когда ребенок сопротивляться лечению, родители очень хотят помочь врачу, но если Вы видите, что Ваши действия не помогают, то дайте возможность врачу самому найти контакт с ребенком. Возьмите на себя роль наблюдателя.
Будьте готовы к тому, что врач обсудив с Вами план и стоимость лечения,попросит Вас оставить его с ребенком наедине. Отнеситесь к этому с пониманием — это довольно эффективный способ преодоления проблем в поведении ребенка.
Воспитание во время лечения
Многие родители хотят, чтобы их ребенок производил на окружающих исключительно положительное впечатление. И поэтому, если ребенок, по их мнению, делает что-то не так, они тут же начинают его воспитывать.
По мнению врачей, такое отношение к ребенку в кабинете может негативно повлиять на его поведение во время лечения.
Не надо воспитывать ребенка во время лечения без надобности. Все равно он настолько взволновав, что вряд ли обратит на Вас внимание. Прежде чем одергивать ребенка в кабинете , спросите у врача, делает ли Ваш ребенок что-то непозволительное.
Важен индивидуальный подход
Если Ваш ребенок робок, тих и послушен, особенно с незнакомыми людьми, пред оставьте ему полную свободу в кабинете. Ограничив свободу застенчивого ребенка, сформировать с ним доверительные отношения будет очень трудно. А доверие — залог успешного лечения.
Если Ваш ребенок подвижен, активен, в любом незнакомом помещении чувствует себя как дома, не отличает чужие вещи от своих, то такого ребенка в кабинете необходимо ограничивать. При входе объясните ему правила поведения.
Борьба за здоровые зубы
Ребенок плачет, не хочет садиться в кресло, отказывается выполнять просьбы взрослых, беспокоен, кусается или просто молчит и ни с кем не разговаривает.
Понятно, что Вам очень хочется, чтобы лечение состоялось. И Вы всеми силами пытаетесь помочь врачу уговорить ребенка открыть рот. Но эта Ваша сильная вовлеченность может создать проблемы. Поэтому для начала предоставьте возможность врачу самому договориться с ребенком.
- Что делать родителям во время осмотра?
- Правило трех «НЕ»
- -не пытайтесь управлять ребенком в данной ситуации;
- -не потакайте ребенку, не упрашивайте его. По мнению врачей, такое поведение родителей делает ребенка неуправляемым;
- -не запугивайте ребенка и не угрожайте ему для того, чтобы он прекратил сопротивляться врачу.
Даже если от это и есть эффект, то он кратковременный. Ребенок быстро начнет вести себя прежним образом и начинает бояться врача.
Помогите ребенку во время лечения понять, что он ощущает, откуда идут незнакомые звуки, что он может чувствовать.
Пусть ребенок познакомиться с врачом, ассистентом, обстановкой в кабинете, узнает принципы работы различных инструментов и сам попробует ими управлять.
Самое главное, сохранить позитивное воспоминания о докторе и лечении. Даже, если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины и ощущением, что он плохой.
- Если лечение не состоялось?
- Рассмотрим ситуацию, когда ребенок негативно настроен; это не случаи, когда он не желает заходить в кабинет, не подпускает к себе врача, отказывается садиться в кресло, не открывает рот, не позволяет делать анестезию; так что родители и врач не находят возможности уговорить его лечиться.
- Как чувствует себя ребенок, если осмотр не состоялся?
Может быть,ребенок испытывает облегчение, от того что опасность миновала. Нередко дети чувствуют себя виноватыми в происходящем: с одной стороны, они хотят угодить родителям, с другой — боятся лечиться. В ответ на агрессию родителей и врачей ребенок тоже может злиться.
Источник: http://dentalcentr-l.ru/bez-rubriki/kak-roditelyam-vesti-sebya-v-kabinete-stomatologa/
Аксиомы поведения ребенка у стоматолога. Часть 2
В. В. Бойко
д. пс. н., профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ
Страх перед стоматологом и лечением полости рта часто формируется под влиянием родных и близких. Этот факт многократно подтвержден научными данными и практическим опытом медперсонала. Механизмы внушенной стоматофобии известны.
Либо родные, желая помочь ребенку справиться с ожиданием неприятного, невольно используют триггеры типа «не бойся», «страшно (больно) не будет». Либо в присутствии детей они когда-то воспроизводили картинки и пережитые состояния на тему «как было больно у стоматолога».
Либо озвучивали свой негативный стоматологический опыт в духе «как я не люблю стоматологов».
О родителях и общении с ними
Если лечение зубов для ребенка является стрессовой ситуацией, то родители также находятся в стрессовом состоянии.
Случается, родители формируют негативный стоматологический опыт, применив насилие в кабинете врача. Мать или отец грубо удерживают малыша в кресле, шлепают.
Ребенок сопротивляется и надолго запечатлевает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека.
Если родители давят на ребенка на приеме, он запоминает сочетание двух факторов: лечение у стоматолога и насилие со стороны близкого человека
Сопровождающие лица всегда внимательно наблюдают и оценивают, как относятся к ребенку врач и ассистент. Примеры из отзывов мамы по обратной телефонной связи: «Я была поражена равнодушием врача и ассистента к моему ребенку.
Они ничего не сделали, чтобы успокоить его».
«Ни врач, ни ассистенты не умеют обращаться с детьми! За все время лечения они не сказали ни слова, чтобы успокоить ребенка, а иногда просто теряли терпение и начинали откровенно торопиться».
Разумеется, сопровождающие лица замечают также и хорошую работу медперсонала. Особенно радуют отзывы, в которых говорится о позитивном влиянии врача и его помощника на психологическое состояние ребенка: «У нас был негативный опыт лечения зубов в других фирмах. Но после лечения у вас мой ребенок перестал бояться. Это заслуга как врача, так и ассистентки».
Восприятие работы медперсонала взрослыми клиентами охватывает все аспекты консультации и процесса лечения.
Соблюдение мер безопасности, тщательность осмотра ребенка, ответственность при составлении рекомендуемого плана лечения, доказательность предлагаемых вариантов лечения и, конечно, особенности общения с ребенком.
Посещая двух-трех врачей одной или разных клиник, родители расширяют диапазон наблюдаемых явлений, невольно повышают тем самым уровень своей потребительской компетенции и делают выводы о том, кто из докторов и ассистентов работает лучше, а кто хуже.
Из отзывов по обратной телефонной связи: «Очень понравилось лечение у доктора Х и ее ассистента. С младшим сыном на последнем приеме были у другого врача, где не было подхода к ребенку ни со стороны доктора, ни со стороны ассистента».
Подобные примечания сопровождающих лиц наводят на мысль о том, что есть стоматологи и ассистенты, которые а) не рефлексируют свое поведение на приемах; б) не утруждают себя установлением эффективных контактов с детьми; в) не задумываются о том, как работают коллеги и что полезного можно заимствовать из их опыта общения с детьми.
Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику. Принимая во внимания эту аксиому, стоматолог проводит экспресс-диагностику родителей и использует адекватные приемы установления отношений с ними и формирования терапевтического союза. (См. подробнее в томе VI «Врач, ребенок, родитель».)
Никогда не ругайте ребенка при родителях и других сопровождающих лицах, включая бабушек, дедушек, братьев, сестер, нянь.
Если вам удалось найти контакт с ребенком, считайте, что контакт установлен и с его родителями, которые привели его в клинику
Чем старше ребенок, тем чувствительнее он воспринимает критику в свой адрес.
Пока ему 4—6 лет, недовольство со стороны старших вызывает эмоциональный протест вовне: грубость, повышенная активность, сопротивление требованиям.
С возрастом защитная реакция переживается больше внутренне: ребенок замыкается, обижается, чувствует себя подавленным, униженным. Критика в адрес ребенка задевает самолюбие родителей.
Чем старше ребенок, тем отчетливее он переживает критику на уровне самосознания, воспринимает критику как принижение чувства собственного достоинства.
Бывает, родители присоединяются к критике стоматолога в адрес ребенка: «Слушайся доктора», «Я тебя накажу за то, что не даешь лечить». В подобных случаях сопротивление лечению может усиливаться, а страдания ребенка могут еще больше травмировать его психику. Стоматологи ошибочно считают, что такое участие родителей есть доказательство возникшего терапевтического союза.
Общаясь на приеме с сопровождающими лицами, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не слышал того, что может насторожить и напугать его.
Некоторые стоматологи почему-то полагают, что ребенок в кабинете игнорирует разговоры старших. Напротив, он внимательно ко всему прислушивается: как бы чего не случилось, готова ли мать защищать его, хороший или плохой этот врач.
Из наблюдений психолога:
- Стоматолог в присутствии ребенка объясняет матери: «Надо под общим наркозом удалить 4 зуба». Казалось бы, «приговор» врача непонятен шестилетнему пациенту, но почему он при словах доктора весь напрягся?
- Врач поясняет отцу ребенка, что лечение будет сложным и длительным. Девочка расплакалась. …«Эти передние зубы придется удалить, девочка походит без зубов, пока что-нибудь не придумаем», — говорит врач, показывая маме рот ребенка. Девочка мгновенно расстроилась и хотела встать с кресла, чтобы уйти из кабинета.
О стратегиях взаимодействия с детьми
Нейтрализация негативного поведения ребенка начинается до входа в кабинет стоматолога. Важную роль играет участие родителей в подготовке ребенка к визиту в клинику. Главное — не настораживать его, не подчеркивать неприятность и ответственность момента. Посещение стоматолога — обычное мероприятие.
Администратор, записывая ребенка на прием, советует выбрать время с учетом режима дневного отдыха малыша, приема пищи.
В клинике есть игровая комната, где пациент может отвлечься от неприятных мыслей о предстоящем лечении.
Если это современная клиника, в ней предусмотрены те или иные модели предварительной релаксации детей, есть аниматор или психолог. (См. подробнее том VII «Сервис — детям».)
Помните, нельзя обманывать детей. Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно.
В случае необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его.
Например, врач, завершив осмотр, говорит: «Хочешь ли ты полечить зуб сегодня, чтобы не приходить в другой раз?» Или: «Ты согласен полечить зуб сегодня, чтобы мама еще раз не отпрашивалась с работы?
Если перед визитом к врачу ребенку сказали, что будет проведен только осмотр и покажут, как ухаживать за зубками, то проводить лечение будет нечестно. При необходимости начать лечение нужно спросить согласие ребенка и мотивировать его
Дети в любом возрасте нуждаются в позитивной эмоциональной поддержке со стороны взрослых. Научитесь легко и без промедлений подкреплять позитивными эмоциями выполнение ребенком ваших просьб, проявленное им терпение, дисциплину. У вас всегда наготове радостная улыбка, широко открытые веселые глаза, ободряющий голос.
При этом позитивные эмоции должны быть достаточно интенсивными, рассчитанными на детское восприятие. Скупые эмоции, сопровождаемые невыразительной экспрессией, не достигают зон адекватного реагирования со стороны детей. В первую очередь это относится к малышам.
Если бы речь шла о взрослом, мы сказали бы: он не верит в вашу искренность, а ребенок не улавливает информационный посыл нашей «блеклой» экспрессии.
Иное дело эмоции негативного диапазона: ваше раздражение, строгий взгляд, холодный голос, как и вялые, неопределенные по окраске эмоции, мгновенно напрягают детей и подростков. Это легко объяснить: психика прежде всего настроена на отражение угрожающей среды.
Побуждая испуганных детей открыть рот, показать зубки и приступать к лечению, никогда не прибегайте к угрозам. Инстинктивный страх нельзя преодолеть угрозами. Угроза в данной ситуации вызывает у ребенка дополнительное сопротивление.
Взрослые понимают, что угрожать детям нехорошо, тем не менее они делают это непроизвольно, не вдумываясь в суть своих требований и высказываний.
Например, угроза звучит в интонации, с которой доктор произносит фразы «перестань упрямиться», «будешь так вести себя, я тебя не буду лечить», «если я не вылечу твой зуб, он будет болеть».
Хуже всего, когда стоматологи рассматривают угрозу как атрибут своей практики. Вот выдержка из анонса одной детской стоматологической клиники, свидетельствующая о психологической некомпетентности авторов: «В нашей клинике не забыты вниманием и маленькие пациенты.
Прием ведут врачи, прошедшие специальную психологическую подготовку, умеющие сгладить травму детской психики при посещении стоматолога.
Если ваш ребенок ни под какими угрозами не садится в кресло стоматолога, а лечить зубки надо, остается одно средство — общая анестезия, техникой которой наши врачи владеют в совершенстве».
Может быть, стоматологи упомянутого учреждения в совершенстве овладели общей анестезией, но то, что они не имеют психологической подготовки, очевидно. Психологически просвещенные стоматологи не будут упоминать угрозы в качестве средства усаживания детей в кресло.
В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», т. е. негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого.
Общаясь с детьми, исключите любые формы назидания и упреков. Приемлемо дать совет ребенку, уместно поинтересоваться, как он сам оценивает ситуацию. Можно привести в пример сверстников, младшего или старшего брата, сестру. При этом не должно быть негативного сравнения вроде «вот он (она) хороший, а ты плохой».
В ответ на защитное поведение ребенка в виде гнева, агрессии и крика нельзя отвечать тем же. Если проявить в ответ негативные эмоции, это вызовет эффект «эмоционального зеркала», то есть негативное состояние ребенка усилится при восприятии негативного состояния взрослого
Нельзя демонстрировать детям и их сопровождающим безразличие и тем более негативную позицию кого-либо из членов команды. Отступления от данной аксиомы наблюдаются в разных формах.
Например, администратор не стала утруждать себя поиском времени для записи ребенка на прием в удобное для него время; забыла сообщить родителю о выходе на работу лечащего врача; записала ребенка на прием, не выяснив, есть ли у него повышенная температура (в такой ситуации детей лечат в стационаре).
Небрежное отношение к родителям проявил врач, что видно из рекламаций по обратной связи: принял решение о лечении, не получив одобрения; не согласовал стоимость, агитировал за премедикацию и обещал, что она пройдет без проблем, а на самом деле ребенок перенес ее тяжело.
Во взаимодействии с ребенком следует исходить из его поведения в клинической ситуации, а не руководствоваться возрастом, который указан в его медицинской карте.
Например, если пятилетний малыш на приеме повел себя как трехлетний, то для начала с ним надо вести себя, как с трехлетним. Неуместны упреки: «ты уже большой», «такие детки, как ты, ведут себя хорошо» и т. п.
Оценив психический статус ребенка, а также позицию родителей, вы принимаете решение: надо постепенно менять тактику общения с данным ребенком и доводить ее до возрастной нормы или этого делать не следует. При этом вы не должны выходить за рамки своей компетентности.
Вы не психотерапевт, чтобы изменять поведение ребенка при помощи специальных коррекционных мероприятий. Вы не педагог, чтобы давать родителям грамотные советы. Вы — врач, делайте свою работу.
В то же время стоматолог обязан реагировать на любые подмеченные аномалии в здоровье и поведении ребенка — таков канон современной стоматологии.
Пример из практики. Детский стоматолог с большим стажем рассказывает коллегам о пациентке в возрасте четырех лет, которая носит памперсы. Доктор эмоционально обсуждает ситуацию: «Как такое возможно? Куда смотрит мать? Что дальше будет с девочкой?»
Комментарий. Случай нетипичный, и нужно проявить деликатность. Какое-либо воздействие на ребенка категорически исключено. С мамой нужно обязательно доверительно поговорить, чтобы, во-первых, узнать причину ношения памперсов, а во-вторых, посоветовать обратиться к кому-то из специалистов (психотерапевт, уролог).
Стратегия взаимодействия с детьми на приеме должна учитывать их возрастные интеллектуальные возможности. Понятное подростку будет пустым набором слов для шестилетки. Если врач хочет настроить ребенка на позитив, нужно использовать обращения и доводы с учетом возрастных интеллектуальных различий. Можно рассчитывать на ожидаемый эффект, если говорить, например, так:
- дошкольникам: «Посиди с открытым ртом, пока я буду считать до десяти»;
- детям 7—8 лет: «Посиди с открытым ртом, считая про себя до десяти»;
- детям 12 лет и старше: «Когда вырастешь, у тебя будут красивые, здоровые зубы».
Маленький ребенок руководствуется не разумом и не моралью, поэтому следует отказаться от рационального подхода к нему. Не следует рассчитывать на эффективность уговоров, доводов и обещаний чего-то полезного и приятного. Все, в чем он нуждается, — это удовлетворение его базовых потребностей и получение удовольствия от этого «здесь и сейчас».
Дети неформальны, обычно открыты и простодушны, поэтому быстро отзываются на естественный и дружественный подход.
Вместо «Здравствуй, Петя» лучше сказать: «Привет, Петя, как ты сегодня?» Вместо «проходи сюда, садись» скажите: «Ты, конечно, хочешь поскорее сесть в это интересное кресло.
Ты сам сядешь или тебе помочь?» Такие фразы звучит неформально и одновременно стимулируют проявление самостоятельности.
Переход к 1-й части…
Литература
- Бойко В. В. Психология и менеджмент в стоматологии. Том I. Клиника — под ключ, 2009. — 1008 стр. Том VI. Врач, ребенок, родитель, 2013. — 520 стр. Том VII. Сервис — детям, 2012. — 200 стр.
Источник: https://dentalmagazine.ru/menedzhment/aksiomy-povedeniya-rebenka-u-stomatologa.html