Общеизвестный факт: подготовленный к госпитализации и хирургическому вмешательству человек адаптируется к больничным условиям, переносит операцию и выздоравливает значительно быстрее.
Все это относится и к детям, особенно, к уже подросшим, которым не полагается присутствие мамы в клинике, да и окружающие ожидают от них больше сознательности и ответственного отношения к своему здоровью.
Но как не бояться, если ребенок, в том числе и подросток, готовится к неизвестной и, вполне вероятно, болезненной процедуре? MedAboutMe дает советы о психологической подготовке школьников.
Младший школьный возраст: когда и о чем говорить
Готовить ребенка к предстоящей операции могут и психологи, и врачи. Медицинский персонал клиник также отлично понимает, что от настроя ребенка и родителей перед оперативным вмешательством зависит многое. Однако не надо обнадеживать себя: во-первых, у специалистов не так много времени на разговоры с пациентами, во-вторых, родители знают своего ребенка лучше. Ну а в-третьих, подготавливать детей школьного возраста надо до госпитализации. Общее правило: начинать рассказывать об операции за столько дней, сколько лет исполнилось ребенку.
И не стоит надеяться, что школьник достаточно вырос, чтобы самому понять из визитов к докторам, что ему предстоит. Количество страхов, способных вырасти из непонятных слов и терминов, не поддается исчислению. Так что молчать и рассказывать общими словами нельзя.
Также нельзя и лгать о том, что не будет больно, что укол не сделают, и что после операции дитятко сразу побежит играть в футбол, это перекладывание ответственности с себя на врачей и внушение ложных надежд. Честная, подбадривающая информация дает ребенку возможность иметь план по преодолению дискомфорта, не паниковать и не терпеть боль молча, не зная, кого можно попросить о помощи.
Что надо делать?
Младшим школьникам рассказываем о предстоящей операции таким языком, который они в состоянии понять. Для первоклашек подойдет объяснение, что доктору нужно «починить» сердце, чтобы малыш мог снова быстро бегать, играть на площадке и чувствовать себя хорошо.
Надо выяснить заранее у врача и объяснить поэтапно, что будет происходить. «Мы приедем в больницу, у тебя будет отдельная кровать, тумбочка, тебя будут кормить вместе с другими детьми.
» Описываем, что ребенок увидит и услышит, какие планируются анализы перед операцией, что такое обезболивание, какие трубки, повязки он увидит после пробуждения от анестезии.
После рассказа стоит попросить ребенка пересказать объяснение своими словами и скорректировать, если нужно.
Объяснить, что после операции самочувствие может быть непривычным, очень важно. Детям надо знать, что тошнота, головокружения, слабость, боль — это нормально и быстро проходит. «А если будет болеть, то тебе дадут лекарство от боли.»
Не перекладывая на ребенка ответственность, тем не менее, важно дать ему возможность управлять ситуацией и чувствовать себя участником, а не объектом. «У тебя будет важное дело: если что-то заболит или напугает, скажи об этом мне или врачу сразу же.»
Помогите ребенку быть все время на связи с семьей, родственниками, друзьями посредством телефона, смс-сообщений, электронной почты. Открытки от одноклассников также приветствуются!
Сборы в клинику надо проводить совместно. Даже взрослые чувствуют себя увереннее, окруженные любимыми вещами, а уж младшему школьнику непременно надо взять с собой любимую пижаму, игрушку, книгу. А еще младшим школьникам важно знать, что будет происходить в школе в их отсутствие и как они потом будут учиться, не станет ли педагог укорять за пропуск материала, не поставит ли двойку.
Часто дети боятся анестезии, так как слышали о том, что животных усыпляют специальными лекарствами. Надо подчеркнуть, что в случае операции это совсем другие препараты, и ребенок обязательно проснется после вмешательства.
И еще один важный аспект: мы обычно учим детей, что их тело неприкосновенно для чужих. Раздеваться, разрешать себя трогать можно только родителям в отдельных ситуациях. Но в клинике такие манипуляции позволяются также и медицинскому персоналу, и это мама и папа знают.
Подростковый возраст (от 12 до 18 лет)
Чем старше дети, тем заметнее, насколько им привиты навыки самостоятельности. К сожалению, в современном мире все чаще родители пытаются обеспечить ребенку максимум комфорта, поэтому ребенок даже в возрасте, когда уже вот-вот — и пора в институт или в армию, не умеет обеспечивать свой быт, не знает, каким образом он может улучшить свое психологическое самочувствие, да и не разбирается, тошнит его от избытка мороженого или от страха перед контрольной.
Обучение этим навыкам — дело не одного дня, но, если раньше они не вводились в практику, самое время начать, когда впереди пребывание в больнице.
Как минимум, подросток должен сам или с помощью родителей понять, как он привык успокаиваться и восстанавливать душевное равновесие: разговаривая с друзьями, замыкаясь в одиночестве, выигрывая очередной уровень в виртуальном состязании или сочиняя стихи. Что угодно, лишь бы работало.
С детьми такого возраста о хирургическом вмешательстве стоит говорить сразу же и честно. Открытый разговор приносит наилучшие результаты. Побуждайте подростка задавать вопросы и обсуждать ситуацию, иначе есть шанс, что застенчивость и стремление казаться взрослым и умным приведут к пробелам в информации, неэффективным попыткам «нагуглить» подробности и нарастанию тревожности.
Екатерина Сафонова, психолог портала «Я — Родитель»
Страх перед хирургическими операциями свойственен для людей любого возраста, это естественное чувство, которое не нужно пытаться заглушить.
Подростки отличаются повышенной эмоциональностью, для них большую значимость играет принятие их чувств другими людьми, особенно значимыми взрослыми, поэтому разговаривайте с ними об их страхах и переживаниях, уважайте эти эмоции.
Важно не врать подростку о том, что болевых ощущений не будет, ребенок должен быть готов к боли и к тому, что реабилитация может быть сложной. Дайте понять подростку, что Вы будете рядом с ним и поможете ему пережить эту боль.
Тинейджеры очень ранимые и наиболее чувствительны к изменениям своего тела, а хирургическое вмешательство может изменить их внешность.
Даже самый незначительный шрам для подростка может означать личную трагедию, не умаляйте переживаний ребёнка по этому поводу.
Слова «Что за глупости, этот шрам никто не увидит» могут подорвать доверие подростка, относитесь внимательно к страхам ребенка, даже если они кажутся глупыми.
Также для подростков огромное значение играют межличностные отношения с друзьями, не противьтесь общению ребенка с друзьями. Если подросток изъявляет желание встретиться со сверстниками, помогите ему организовать эту встречу. Разрыв отношений с друзьями может негативно сказаться на процессе выздоровления.
Страхи подростков выходят далеко за рамки тревог детей младшего возраста. Помимо боли или изменения внешнего вида, подросток может бояться потерять контроль, пропустить события, быть смущенным или униженным на публике и звучать по-детски, выражая опасения, беспокойство или боль. Подросток также может бояться проснуться во время операции — или не проснуться после.
Предупреждайте эти страхи, подчеркните, что выражение страха, тревоги и реакции на боль вполне нормально в любом, даже зрелом, возрасте. Исправляйте любые неправильные представления об увечье или травме. И объясняйте, что анестезия сегодня совершенно безопасна, и что пациенты не просыпаются во время операций, но обязательно проснутся позже.
Важно поощрять подростка к участию во встречах со специалистами, на которых планируется порядок вмешательства, время пребывания в клинике. Если тинейджер готов обсуждать аспекты предстоящей процедуры один на один с врачом, это хороший знак.
Родители смогут узнать все парой минут позже.
Борьба за независимость и самостоятельность — неотъемлемая часть подросткового возраста, и, если ребенок становится полноценным участником процесса терапии, это на пользу и здоровью, и семейным отношениям.
Второй важный аспект личного разговора с врачом — возможность самостоятельно задать волнующие вопросы.
Появятся ли шрамы, изменения во внешности, когда можно будет читать сообщения на смартфоне и разрешат ли посещения друзей? Социальная сфера, самооценка, место в окружении сверстников — наиболее важные составляющие периода полового созревания, относитесь к подобным вопросам и тревогам без насмешек и пренебрежения.
Контакт с друзьями очень важен в подростковом возрасте, каким бы обидным это не казалось, сверстники важнее родителей на данном этапе. Зато именно родители могут подсказать приятелям и одноклассникам о возможности и необходимости посетить больного или отправить пару сообщений в соцсетях.
Рефлексия, «самокопание», осознание своих мыслей и чувств — также характеристики подросткового периода. Обеспечить подростку возможность написать, нарисовать свои чувства, выплеснуть эмоции на бумагу нередко бывает очень полезно. Это стоит поощрять.
Отмечаем важные этапы при подготовке детей к операциям
Итак, дата госпитализации назначена. Для детей школьного возраста есть ряд правил: что делать и что не делать, вне зависимости от возраста.
До госпитализации надо убедиться, что:
- ребенок понимает: операция поможет ему поправиться;
- знает, когда будет операция и как долго он будет находиться в больнице;
- знает, что родители не смогут остаться с ним, частоту посещений, способ быть на связи;
- имеет достаточно информации о том, как организован больничный быт, кого просить о помощи.
Что не делать:
- Не давать ответы на вопросы, на которые пока непонятно, как отвечать. «Я пока не знаю, но обязательно спрошу у врача».
- Не давать обещаний, которые родители, возможно, не смогут выполнить или проследить за выполнением в отношении операции и в больнице. Имея точную информацию, ребенок будет легче адаптироваться к любым изменениям.
- Не обещать ребенку, что не будет уколов, капельниц и т. п. Лучше подсказать способы легче переносить дискомфорт.
- Не обещать ребенку, что больно не будет. Это одна из самых распространенных ошибок родителей, особенно в младшем возрасте. После операции у детей наблюдается различное количество дискомфорта. Боязнь боли, вероятно, является наиболее распространенным страхом перед операцией. Лучше рассказать про лекарства от боли и другие методы анестезии.
Невозможно предугадать, что ребенок запомнит из операционного периода, насколько сильны будут переживания.
Поэтому не надо изводить себя переживаниями, ведь спокойствие и уверенность родителей — тот базис, на котором дети сознают свою надстройку психологического комфорта.
Следовать плану подготовки, не допускать распространенных ошибок, разговаривать с ребенком и верить, что все пройдет хорошо — вот главные этапы подготовки к операции.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/deti/strakhi_shkolnikov_pered_operatsiyami_i_kak_s_nimi_spravlyatsya/
Памятка родителям после кардиологической операции при выписке из стационара
Детская больница Сафра > Центр детской кардиологии и кардиохирургии> Памятка родителям
Ведущий израильский детский кардиохирург. Заведующий отделением хирургии сердца
- Уважаемые родители, поздравляем вас с выпиской из больницы.
- Чтобы облегчить вам процесс выписки, мы составили список общих указаний и рекомендаций относительно ухода за вашим ребенком и наблюдения за его здоровьем после прохождения кардиологической операции.
- Прежде чем отправиться домой, соберите всю информацию о пороке сердца, имевшемся у вашего ребенка, о типе выполненной хирургической операции и о последующем лечении.
Назначьте очередь к кардиологу и педиатру. Они должны осмотреть ребенка в течение первой недели после выписки из больницы.
Уход за послеоперационной раной
- Ежедневно проверяйте состояние шва, дважды в день промывайте его водой с мылом.
- Нет необходимости в наложении повязки.
- Если появилась краснота, отечность или подозрительные выделения из раны, обратитесь к лечащему врачу.
Питание
- Во время выписки посоветуйтесь с медицинской сестрой или диетологом о том, какую пищу и в каких количествах должен принимать ребенок. Выясните, нужны ли ему какие-либо специальные пищевые добавки.
- Возможно, что в ходе дальнейшего амбулаторного лечения вашему ребенку понадобится наблюдение диетолога.
Физическая активность
- К физической активности после кардиологической операции нужно возвращаться постепенно и в индивидуальном режиме. Нет необходимости ограничивать ребенка, дайте ему возможность продвигаться в соответствии с собственными силами.
- Возвращение к учебе – в соответствии с рекомендациями кардиолога.
- Новорожденные младенцы и груднички могут испытывать в первые дни трудности с питанием из бутылочки или с сосанием соски. Соответственно, возможны нарушения сна. Кроме того, дети могут вернуться к привычкам, от которых они уже отучились в прошлом: мочеиспусканию во сне, сосанию соски (пустышки или бутылочки). Со временем ребенок почувствует себя более уверенно, и такое поведение прекратится.
- Более взрослым детям важно дать возможность выразить свои чувства – в ходе беседы или в процессе игры. Стимулируйте ребенка как можно скорее вернуться к обычным играм, снова пойти в детский сад или школу.
Боль
После выписки из стационара сила болевых ощущений будет постепенно снижаться. Улучшение будет наблюдаться изо дня в день. Важно помнить, что иногда возможно усиление боли, но при этом имеется общая тенденция к улучшению состояния.
У младенцев боль проявляется в виде плача, беспокойства и отсутствия аппетита. Дети постарше могут жаловаться на боль. Пользуйтесь болеутоляющими средствами в соответствии с рекомендациями лечащего врача.
Лекарственная терапия
Убедитесь, что:
- Вам известно, какие лекарства принимает ваш ребенок.
- Вы знаете, каким образом давать необходимые лекарства.
- Вы знаете, где получить первые дозы препаратов.
- Вы помните, когда давать ребенку следующую дозу.
- Вы знаете, где в дальнейшем купить все необходимые лекарства.
- Вы знаете, для чего ребенок принимает каждый из назначенных ему препаратов.
- Вы знаете, когда не нужно давать лекарство.
- Вы знаете, как себя вести, если ребенка стошнило после приема лекарства, или он не принял необходимую дозу лекарственного средства.
Получите рекомендации кардиолога по следующим вопросам
Продолжение профилактической вакцинации.
Прием антибиотиков – есть ли необходимость в профилактическом приеме антибиотиков перед стоматологическим лечением или другими инвазивными процедурами.
Когда необходимо связаться с лечащим врачом
- Одышка
- Изменение цвета кожи
- Беспокойство или сонливость
- Температура тела выше 38 градусов
- Рвота, отсутствие аппетита, отсутствие прибавления в весе
Желаем вам скорейшего выздоровления,
коллектив отделения детской кардиологии.
Источник: https://safra.sheba-hospital.org.il/cardiology-education-2.aspx
Психологическая подготовка ребенка к наркозу, анестезии и операции
Хорошая психологическая подготовка ребенка к операции – один из ключей успешного лечения
Ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее, если Вы расскажите ему о предстоящей анестезии и операции. Ниже мы рассмотрим ключевые моменты, которые Вы должны обговорить с ребенком:
Расскажите Вашему ребенку, где Вы будете находиться во время операции
Скажите ребенку, что во время операции Вы будите находиться в комнате ожидания, а после окончания операции в палате пробуждения. Обязательно обсудите с анестезиологом возможность Вашего совместного с ребенком пребывания в предоперационной палате (или операционной) до момента, когда Ваш ребенок заснёт.
Если планируется выполнение небольшого оперативного вмешательства, предполагающего выписку из больницы в день операции, то сообщите об этом своему ребенку.
Информация, которую Вы должны рассказать ребенку должны соответствовать его возрасту и уровню его развития
Для детей младшего возраста будет лучше, если Вы сообщите меньше информации. Это, конечно же, не означает, что Вы должны ничего говорить своему ребенку. Постарайтесь дать только ту информацию, которая будет понятна, полезна и безопасна.
Если Вы будете давать своему маленькому ребенку подробнейшую информацию о том, что будет происходить во время анестезии и операции, то это может только усилить его страхи и беспокойства.
Скажите ребенку что-то наподобие этого: «Специальный доктор даст тебе лекарство, вызывающее крепкий сон, во время которого ты не будешь слышать, что происходит на операции».
Как правило, все специальные анестезиологические приспособления («капельница», «дыхательная трубка», аппаратура для мониторинга) присоединяются к ребенку после засыпания, поэтому не стоит рассказывать ребенку про эти моменты анестезиологического пособия.
В большинстве случаев введение ребенка в наркоз осуществляется при помощи газообразных наркозных лекарств, которые подаются через лицевую маску. Будет правильным рассказать ребенку про это. Сообщите Вашему ребенку, что специальный врач будет делать ему ингаляцию лекарства через масочку.
Обговорите с анестезиологом о возможности Вашего ребенка поиграть с лицевой маской до операции. Игру можно назвать «Космонавт». Хорошо, если ребенок подержит маску в руках, попробует сам преподнести её к лицу и подышать через неё.
Все эти действие позволят преодолеть страх, который обычно одолевает неподготовленного ребенка, когда к его лицу в операционной анестезиолог подносит маску.
Если ребенок Ваш более старшего возраста, то убедите его в том, что на операции ему не будет больно, так как в это время он будет крепко спать. Скажите ребенку, что проснется он только после того, как операция закончится.
Избегайте непонятных и неоднозначных слов и выражений, которые могут только усилить страх
К примеру, не нужно говорить «тебе дадут газ, чтобы ты заснул» или «тебя усыпят» и др. Это может сильно напугать детей из-за возникновения неверных ассоциаций. Так, слова «газ» может отождествляться с веществом, которое используют для убийства, а слова «усыпят» может ассоциироваться со способом, при помощи которого Ваши соседи избавились от своей кошки или собаки.
Не пугайте ребенка. Не говорите ему, что, если он будет плохо себя вести, то его привяжут к столу или сделают болезненный укол.
Отвечайте на вопросы ребенка честно
Если Вы не знаете ответа на заданный Вам ребенком вопрос, то скажите ему об этом. Успокойте ребенка, скажите, что Вы обязательно спросите этот вопрос у врача и потом сообщите ребенку его ответ.
Объясните ребенку, что после операции он может чувствовать некоторую боль и дискомфорт
Скажите ребенку, что если после операции его будет беспокоить боль, то он должен обязательно сообщить об этом врачу, который даст лекарство и всё сразу станет хорошо.
Важно, чтобы дети поняли, что им не нужно после операции играть в героев, ходить со «счастливым» лицом и скрывать свои беспокойства.
Объясните ребенку, что правильно сказать доктору о своих жалобах и переживаниях, доктор обязательно их выслушает и даст необходимое лекарство, которое облегчит состояние.
Объясните, что это вполне нормально чувствовать себя после операции немного странно
Скажите, что после наркоза все люди могут испытывать разные ощущения. Так, после наркоза может появиться чувство растерянности, испуга, грусти, опьянения или тошноты.
Все эти ощущения вполне нормальны после проведенной анестезии.
Сообщите ребенку, что после анестезии и операции он может чувствовать себя не совсем здоровым, что в этом нет ничего странного, и, что Вы будите постоянно находиться вместе с ним.
Информация, которую Вы сообщаете своему ребенку, должна полностью соответствовать информации, предоставленной Вашим анестезиологом
Если во время предстоящей анестезии ребенок заподозрит, будто что-то происходит не так, как Вы рассказывали, то это может вызвать у него сильное волнение и беспокойство.
Скажите ребенку, что отсутствие воспоминаний об операции является обычным и нормальным явлением
Отсутствие воспоминаний о прошедшей операции – один из важных аспектов современной анестезиологии.
Всегда оставайтесь спокойными
Когда Вы обсуждаете с ребенком больницу или операцию, то постарайтесь всегда оставаться спокойными. Ваш голос, мимика, жесты и телодвижения должны внушать ребенку спокойствие и уверенность, что всё будет хорошо.
Если у Вас появятся какие-либо опасения, то это, скорее всего, очень сильно напугает и Вашего ребенка. Очень важно при общении с ребенком не быть эмоциональным и ни в коем случае не плакать.
Если же Вы хотите выразить свои эмоции, то постарайтесь выйти из комнаты, чтобы ребенок не видел Вас в это время.
Соблюдение всех наших рекомендаций позволит Вашему ребенку пройти через все этапы хирургического лечения наименьшими для него переживаниями, волнениями, страхами и стрессом.
следующую тематическую информацию:
Источник: https://onarkoze.ru/narkoz-u-detej/podgotovka-rebenka-k-narkozu.html
Как подготовить ребенка к операции
Когда читающие эту статью сами были детьми, методы, которые находились в распоряжении хирургов, были довольно ограниченными. С развитием медицинских технологий изменилось и оборудование, и препараты, и подходы ко многим проблемам. Все чаще в руках хирурга оказывается не скальпель, а эндоскоп или лазер. А это значит, что многие операции, еще 20-30 лет назад требовавшие от ребенка долгих дней госпитализации и восстановления, сегодня проводят в считанные часы, практически бескровно и безболезненно. Всевозможные методы эндоскопии, микро-, лазеро- и криохирургии сводят к минимуму послеоперационные боли, риск осложнений (например, спаек и воспаления), во много раз сокращают время реабилитации, а вместо рубцов оставляют на память едва заметные следы.
А может, обойдется?
Взрослые привыкли считать, что на операцию ложатся в тех случаях, когда уже выпиты все мыслимые и немыслимые таблетки и скальпель остается последним неиспробованным методом лечения.
С малышами дело обстоит иначе: чаще всего дети до 5 лет становятся пациентами хирургов, когда требуется исправить «ошибки природы» — врожденные нарушения развития органов или тканей, такие, например, как дисплазия (недоразвитие) тазобедренных суставов или крипторхизм (неполное опущение яичка в мошонку).
У взрослых к хирургическим вмешательствам чаще всего приводят какие-то сбои в нормальной работе организма (воспалительные процессы, травмы, нарушения гормонального статуса и т. п.), а потому можно надеяться: пролечив первопричину недуга, удастся избежать и самой операции.
У детей же рассчитывать на то, что ткань, изначально сформированная неправильно, постепенно «выправится», можно только при некоторых диагнозах и до определенного возраста. Если это физиологически невозможно, никакие таблетки, мази и прочие консервативные методы (не говоря уже о народных рецептах) результата не принесут.
Более того, нередко промедление только усугубляет проблему, и бороться с последствиями неоправданных родительских надежд хирургам становится гораздо труднее.
Обнаружить с первых дней
Большинство врожденных аномалий выявляют у малышей в течение первого года жизни — неслучайно число медицинских обследований в это время так велико.
Если речь идет о серьезных пороках, мешающих организму нормально выполнять те или иные функции (например, дыхания, сердцебиения или пищеварения), прооперировать могут даже новорожденного кроху.
Благодаря дородовой диагностике — прежде всего современным ультразвуковым аппаратам — решение о необходимости операции врачи иногда принимают еще до появления ребенка на свет.
Отделения хирургии новорожденных уже перестали быть редкостью в отечественных перинатальных клиниках. Есть надежда, что в будущем они пополнятся и центрами фетальной хирургии: технологии, позволяющие внутриутробно оперировать малышей еще до рождения, сегодня активно развиваются и на Западе, и в России.
Все идет по плану
Большинство операций, которые делают в наши дни малышам, относятся к числу плановых. В отличие от экстренных (срочных) вмешательств, связанных с угрозой для жизни ребенка, причиной запланированных операций становятся так называемые малые аномалии развития.
Сроки их выполнения врачи определяют индивидуально, в зависимости от состояния малыша.
Если ситуация «терпит» и не препятствует нормальному развитию, операцию проведут в том возрасте, когда организм уже успел сформироваться и окрепнуть (так, например, водянку яичка, которая выявляется с самого рождения, обычно оперируют после 2 лет).
Почти во всех случаях плановые вмешательства проводят в стационарах одного дня, куда малыш вместе с мамой поступает утром, а уходит к обеду или вечером. Ход операции от такой «быстроты» совершенно не меняется, да и послеоперационного периода тоже — только проходит он дома, в комфортных для малыша условиях.
Если ситуация требует более долгой госпитализации, по закону ребенка до 3 лет помещают в больницу вместе с мамой или кем-то из родных.
В отношении детей постарше в каждом стационаре действуют свои правила — но обычно мамам разрешают находиться с ними в течение всего дня, а иногда и ночью, на одной кровати с ребенком.
Психологическая подготовка ребенка к операции
Нужно ли психологически готовить ребенка к операции?
Что касается малышей (речь не идет о детях школьного возраста!), хирурги и анестезиологи, в отличие от психологов, убеждены: нет.
Как показывает практика, настрой ребенка совершенно не зависит от «подготовительных» игр в доктора или увлекательных историй о больнице. Более того, все это может внушить ребенку подсознательное чувство, что так родители пытаются отвлечь его внимание от чего-то плохого.
Лучше поступить непедагогично и сказать малышу, что вы просто идете к доктору. Используйте слова, известные вашему чаду, и не озвучивайте никаких новых для него терминов: если ребенку знакомо понятие «поликлиника» или «педиатр» — ограничьтесь им.
Попросите родных не акцентировать внимание на том, что предстоит ребенку, — даже сочувственные вздохи сейчас ни к чему.
После операции достаточно сказать малышу, что доктор полечил его, теперь нужно немного полежать, принять лекарство, и боль в животике (горлышке и т. п.) скоро пройдет.
И главное — сохраняйте спокойствие сами: маленький ребенок не знает, что такое операция и нужно ли ее бояться, и все тревоги впитывает от старших.
Так что именно от взрослых зависит, обойдут ли ребенка страхи (и до-, и послеоперационные) и насколько быстро не слишком приятный опыт вытеснят новые радостные события.
Важное решение
Современные врачи осторожнее, чем раньше, оценивают показания для хирургических вмешательств у малышей. Операцию проводят только в том случае, когда без нее невозможна нормальная работа того или иного органа или ткани.
Порой, чтобы принять решение, приходится устраивать целый консилиум, а иногда врачи сами советуют родителям посоветоваться с 2-3 специалистами.
Решение об операции всегда должно быть добровольным и осознанным, а в случае с детьми залогом успеха становится уверенность и спокойствие родителей.
Совсем не больно!
Если цель любой анестезии – устранить физическую боль, то в случае с малышами задачей врача становится еще и свести к минимуму стресс.
Контролировать эмоции маленькие дети еще не в состоянии, и практически невозможно убедить их в том, что «больно будет совсем чуть-чуть».
А потому врачам-анестезиологам приходится подбирать для юных пациентов не только максимально эффективные и безопасные, но еще и комфортные способы обезболивания.
Присутствовать на собственной операции, пусть и не чувствуя боли, ребенок не должен — это может произвести на него слишком сильное впечатление и даже привести к психологической травме.
Вот почему оптимальным сточки зрения эффективности и удобства для малышей до 6 лет считается общая анестезия (наркоз) в ее ингаляционном (то есть масочном) варианте.
В отличие от местного обезболивания, которое «блокирует» отдельный участок тела, она полностью отключает сознание и всякую чувствительность.
Малышу не приходится терпеть боль от укола, как при внутривенном наркозе, или лежать неподвижно, наблюдая за манипуляциями врачей, как при местной анестезии. К тому же современные обезболивающие препараты меньше влияют на организм и переносятся детьми гораздо легче, чем средства предыдущего поколения.
Все, что требуется от ребенка при ингаляционном наркозе, — немного подышать через маску, в которую подается смесь обезболивающих препаратов с кислородом и закисью азота. В некоторых стационарах для детей используют специальные ароматические маски с фруктовыми запахами.
Обычно на третьем-четвертом вдохе ребенок засыпает, а просыпается уже в палате рядом с мамой.
Чтобы малыш не нервничал, пока его везут в операционную, врачи могут дать ему успокоительный препарат в сиропе или провести в присутствии родителей вводный этап наркоза, после чего ребенка забирают уже спящим.
Подготовка и профилактика
Самый частый вопрос, который приходится слышать анестезиологам от родителей, касается побочных действий наркоза.
Скажем сразу: отрицательные эффекты есть у любого, даже самого безобидного и тысячи раз испытанного средства. Естественно, есть они и у препаратов, которые используются в анестезиологии.
К счастью, серьезные осложнения (аллергические реакции, нарушения сердечной деятельности и дыхания) в наши дни встречаются редко, примерно в 1 случае на 5000 анестезий. Современные препараты гораздо реже вызывают и такие последствия, как тошнота или рвота в послеоперационном периоде.
Но в большинстве случаев проблемы удается предотвратить, если родители правильно готовят малыша к операции.
Принципы подготовки просты: перед плановым вмешательством ребенок должен быть здоров, обследован и… голоден.
Первое условие означает, что как минимум за две недели до операции малыш не должен сталкиваться с инфекциями: ни с «простудными», ни с кишечными, ни даже с воспалением десен или слизистой полости рта.
Если в это время наблюдаются какие-то остаточные явления, например небольшой насморк или покашливание, госпитализацию придется отложить. Циркулирующая в организме инфекция (даже «вялотекущая») ослабляет его защитные силы, намного повышает риск осложнений и затрудняет восстановление.
Второе требование врачей — предварительные обследования. Длинный список анализов и выписок, которые в муках собирают родители перед операцией, придуман не зря. Именно он дает врачам максимальную информацию о маленьком пациенте и особенностях его организма; от этих данных зависят нюансы работы как хирурга, так и анестезиолога.
Чтобы врачи могли заранее ознакомиться с ними, ребенка вместе с родителями приглашают в больницу накануне операции.
Малыша еще раз осматривают и заполняют его карту, а старших расспрашивают о том, как родился и чем болел ребенок, в частности нет ли у него аллергии, особенно на лекарства (дети с этой проблемой труднее переносят анестезию).
Родителям объясняют, как будут действовать врачи, и обязательно дают на подпись информированное согласие на операцию и общую анестезию.
Третье условие доктора тоже выдвигают не напрасно: принципиально важно, чтобы перед операцией желудок ребенка был пуст. Последний прием пищи должен произойти накануне вечером, а воды (но не сока или кефира!) — не менее чем за 4 часа до операции.
Единственное исключение делают младенцам: их можно покормить за 6 часов, поскольку грудное молоко усваивается быстро. Для маленьких детей, привыкших к ночной бутылочке, это бывает нелегким испытанием, но соблюдать его нужно обязательно.
Иначе возникает риск самого грозного осложнения в анестезиологии — заброса желудочного содержимого вдыхательные пути, ведущего к воспалению легких — аспирационной пневмонии.
Все позади
Первый час после операции, когда малыш отходит от наркоза, справедливо считается самым сложным — и для ребенка, и для родителей. Именно в это время могут проявиться осложнения, а потому кроха должен находиться под присмотром врачей.
Через 1 -2 часа, а иногда и раньше малышу разрешат дать воду, а потом и немного покормить.
Маме стоит запастись терпением и подготовиться к тому, что из-за воздействия наркоза ребенок, проснувшись, может стать очень возбудимым. Иногда нервной системе требуется несколько дней, чтобы прийти в норму, и перепады настроения в этот период — обычное дело.
Благодаря тому что в наши дни анестезиологи часто комбинируют общую масочную анестезию с местной, удается избавить малыша от боли в первые часы после операции.
Пока кроха находится под наркозом, в зону вмешательства хирургов вводят обезболивающие препараты, и ребенок, проснувшись, не чувствует боли до 6-8 часов.
После выписки малышам, как правило, бывает достаточно обычных обезболивающих на основе парацетамола или ибупрофена.
К тому же дети гораздо легче, чем взрослые, отвлекаются от неприятных ощущений, так что самыми эффективными лекарствами для малыша будут любимые игрушки, книжки, мультики.
Источник: http://forsmallbaby.ru/kak-podgotovit-rebenka-k-operacii/
Психологическая подготовка ребенка к операции на сердце
Для подготовленного к госпитализации и операции ребенка адаптация к больнице, процесс выздоровления пройдут быстрее и проще. Вы знаете своего ребенка лучше любого медицинского персонала, и только Вы сумеете утешить его в трудной ситуации так, как никто другой.
Итак, что можете сделать непосредственно вы?
Прежде чем завести разговор с ребенком о предстоящем или текущем лечении, узнайте у врачей все необходимое о состоянии вашего ребенка, условиях госпитализации, этапах и ходе лечения. Чем лучше Вы будете осведомлены о происходящем в больнице, тем легче Вам будет поддерживать ребенка.
- ✔ Нужно, чтобы ребенок знал, что ожидать от предстоящего лечения. Уверьте его, что он не останется в больнице один. Расскажите ему, что Вы или другие члены семьи будут вместе с ним все время, которое позволит его лечащий врач. В ваше отсутствие о нем позаботятся медицинские работники, с которыми он познакомится заранее.
- ✔ Будьте с Вашим ребенком максимально возможное время. Вы нужны ему, как никогда. Разговаривайте, играйте, поддерживайте телесный контакт (держите за руку, обнимите и т.д.).
- ✔ Поощряйте Вашего ребенка задавать вопросы. Если Вы не знаете ответа на вопрос, лучше честно в этом признаться и пообещать, спросить у доктора.
- ✔ Можно вести «дневник пребывания в больнице», в котором бы ребенок сам или с Вашей помощью описывал происходящее. Если ребенок еще мал, пусть рисует, раскрашивает, делает аппликации.
- ✔ Позвольте ребенку открыто выражать свои чувства. Это может быть страх, тревога, гнев или что-то еще. Будьте терпеливы, не ругайте его за «непристойное» поведение. Дети еще не умеют контролировать свои эмоции, тем более в такой сложной ситуации. Не стыдитесь своего ребенка, если он капризничает или закатывает истерику. Медицинский персонал имеет большой опыт работы с детьми и понимает, как трудно сейчас вашему ребенку и вам.
- ✔ Если ребенок агрессивен, найдите способ направить его злость в «мирное русло»: поиграйте в войну, порисуйте монстров, надувайте воздушные шарики «силой его злости», побейте подушку. Вы не можете запретить ему чувствовать то, что он чувствует, но можете помочь ему выразить это безопасно.
- ✔ Не говорите фразы, типа: «Мальчики не плачут», «Так хорошие девочки себя не ведут», — это звучит лживо и отталкивающе. Признайте право ребенка на слезы и постарайтесь утешить его.
- ✔ Какие бы процедуры не предстояли Вашему ребенку, найдите понятные слова, чтобы объяснить происходящее. Настраивайте ребенка позитивно, но не обманывайте его. Например, никогда не говорите, что будет не больно в ситуации, когда боль неизбежна. Лучше сказать: «Будет больно, нужно потерпеть и боль пройдет. Ты справишься с этим. Я буду с тобой». Не обещайте быстрое выздоровление и выписку, если процесс лечения длителен.
- ✔ Сохраняйте спокойствие. Ваш ребенок безошибочно считывает ваши эмоции и чувства, которые могут напугать его даже больше, чем происходящее в больнице. Чтобы снизить собственную тревогу, задайте все необходимые вопросы лечащему врачу, доверьтесь ему. Ваша вера передастся вашему ребенку. Если вы не справляетесь со своими эмоциями, у вас возникают вопросы, связанные с психологическим состоянием, обратитесь к психологу.
- ✔ Принимайте любые чувства ребенка относительно происходящего. Вместо запретов на эмоции лучше разобраться, что за ними стоит и обсудить это с ребенком. Часто дети не понимают, что и зачем происходит; вспоминают страшные истории о больнице или свой негативный опыт госпитализации. Они могут бояться боли и даже смерти. Пока Вы не поговорите об этом с ребенком, страх не исчезнет. Если ребенок еще плохо говорит, привлекайте в помощь игрушки, рисование. Расскажите ребенку сказку о том, как сказочный герой попал в больницу, что с ним там происходило, и как он со всем справился.
- ✔ С маленьким ребенком играйте «в больницу». Возьмите куклу или другую игрушку, имитируйте забор анализов, уколы, операцию и прочие врачебные манипуляции, игрушечный фонендоскоп. В момент игры объясняйте ребенку, что происходит и зачем это нужно. После выписки не пытайтесь забыть о больнице. Если ребенок возвращается к этой теме, то ему необходимо время, чтобы психологически переварить произошедшее.
Сумейте позаботиться о себе. Находите время для сна и полноценного питания. Привлекайте на помощь других членов семьи и друзей. Ваше физическое и эмоциональное состояние передается Вашему ребенку.
Если Вы не справляетесь с ситуацией эмоционально, или психическое состояние Вашего ребенка Вас тревожит, обратитесь к психологу, который работает в отделении. Узнайте об этом у Вашего лечащего врача.
Дети в возрасте до года
Очевидно, что в каждом детском возрасте есть свои особенности. Даже новорожденного и ребенка до года можно подготовить к госпитализации, хотя это и кажется невозможным. Ваше душевное состояние — важный ресурс для ребенка. Ваша уверенность в правильности происходящего, доверие врачу, вера в выздоровление передаются Вашему малышу и очень помогают ему.
Новорожденный реагируют на мелодию голоса матери, ее эмоциональное состояние. Разговаривайте с малышом нежным, тихим голосом, успокаивайте его так, как если бы он уже все понимал. Самое важное для малыша — быть вместе с мамой. Проводите с ребенком максимально позволенное время. Младенцу необходим телесный контакт.
Попросите медицинский персонал объяснить Вам, как можно обнять, держать ребенка, не мешая процессу лечения.
- Старайтесь не прерывать грудное кормление. Независимо от того, кормите Вы грудью или из бутылочки, постарайтесь сделать процесс кормления моментом глубокой эмоциональной близости. Для этого поддерживайте телесный контакт с малышом, смотрите ему в глаза, разговаривайте с ним.
- Если по медицинским показаниям Вы не можете какое-то время находиться с малышом, сцеживайте молоко в обычные часы кормления. Помните, что в этом возрасте эмоциональная близость и телесный контакт с матерью так же важны, как своевременное питание и сон.
- В этот период Вы сами нуждаетесь в заботе и поддержке. Привлекайте других членов семьи, друзей к помощи. Сумейте находить время для полноценного сна, питайтесь правильно.
Для послеродового периода характерна эмоциональная нестабильность, плаксивость. Не ругайте и не вините себя. Вы делаете все возможное в этой сложной ситуации, и Вы справитесь.
Дети в возрасте от года до трех лет
С ребенком от года до трех лет Вы можете поговорить за день до приезда в больницу. У детей такого возраста нет чувства времени, поэтому не стоит заводить с ним разговоры о предстоящем лечении заранее.
Объясните на доступном ребенку языке, что такое больница и хирургическая операция (там лечат людей, там другие запахи и звуки, врачи помогут тебе выздороветь и т.д.; ты немного поспишь, а доктор полечит твое сердечко).
Поиграйте с ним в больницу.
Помогите ребенку обрести чувство контроля над ситуацией. Позвольте ему выбрать любимую игрушку, книжки, одежду, которые он возьмет в больницу.
Будьте терпеливы и спокойны. Для детей этого возраста нормально сопротивление процедурам и капризы. Оставайтесь последовательны: не ругайте детей за непослушание, но настаивайте на проведении всех необходимых процедур.
Помните, лучшее лекарство для Вашего ребенка — это Ваша эмоциональная близость и забота. Ваше прикосновение, Ваш голос смогут успокоить ребенка лучше, чем чтобы то ни было.
В этом возрасте у детей могут возникать следующие тревоги:
- Быть оставленным матерью — убедите ребенка, что Вы или другие члены семьи будут с ним все позволенное врачом время. В Ваше отсутствие о нем позаботиться уже знакомый ему врач. Не нужно готовить ребенка к расставанию раньше, чем за день, но так же не следует «исчезать» без объяснения.
- Часто ребенок может думать, что болезненное лечение является наказанием за его плохие поступки — объясните, что никто не виновен в его болезни, а лечение необходимо, чтобы улучшить состояние здоровья. Расскажите, что все люди иногда заболевают и тогда обращаются к врачам. Врачи специально долго учились, чтобы лечить людей.
- Ребенка может напугать многочисленное медицинское оборудование — прежде чем пройти обследование, объясните ребенку, что будет происходить, по возможности, проиграйте эту ситуацию с игрушками.
Дети в возрасте от 3-х до 6-ти лет
В возрасте от 3-х до 6-ти лет детям требуется больше времени, чтобы переварить полученную информацию. Поговорите с ребенком о предстоящем лечении за несколько дней. Рисуйте и проигрывайте происходящее. В этом возрасте детей может тревожить следующее:
- Дети могут бояться боли и телесных повреждений — поговорите с ребенком о предстоящем лечении. Не обманывайте ребенка, говоря, что будет не больно. Лучше сказать: «Конечно, будет больно, примерно как, когда ты разбил коленку (уколол палец и т.д.). Но ты же помнишь, что тогда боль прошла. И сейчас надо будет потерпеть и боль обязательно пройдет».
- Дети могут иметь фантазии намного страшнее того, что реально происходит — говорите с Вашим ребенком, интересуйтесь его чувствами, рисуйте с ним происходящее. На доступном языке объясняйте, что происходит. Говоря о хирургическом лечении избегайте слов «доктор разрежет», лучше сказать «доктор полечит», «доктору нужно добраться до больного места», «у доктора есть волшебные инструменты», «доктор много учился и знает, как это сделать». Говоря о наркозе, лучше сказать «доктор сделает укольчик (даст подышать волшебным воздухом) и ты немножко поспишь». Не говорите «ты заснешь», так как ребенок, возможно, слышал, как усыпляют животных и может испугаться.
- В этом возрасте дети также могут иметь фантазии, что болезненное лечение — наказание за плохое поведение, или мучатся чувством вины, за собственную болезнь, которая расстраивает близких. Расскажите ребенку, что никто не виноват в его болезни, придумайте сказку о том, как сказочный герой заболел и не мог понять, почему это с ним произошло. Моралью сказки должна стать мысль, что болезнь — это не наказание и не чья либо вина. Болезнь — это то, что может произойти с любым ребенком, взрослым. Объясните, что в болезни люди обращаются к врачам, которые специально долго учились, чтобы лечить людей. Уверьте малыша, что нужно исполнять все то, что говорит врач, и тогда выздоровление придет быстрее. Обнадежьте ребенка, что пребывание в больнице закончится, и Вы вернетесь домой, как только разрешит врач.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте детей может волновать потеря контроля над ситуацией – позвольте ребенку делать выбор во всех случаях, когда это возможно (что одеть, что кушать, во что играть, что читать, очередность процедур и т.д.)
В этом возрасте детей волнует:
- Что операция изменит их внешний вид — объясните ребенку все, что будет происходить, включая последствия операции. Убедитесь, что ребенок все правильно понял. Насколько возможно, относитесь к ребенку как обычно. Излишне не балуйте его. При этом будьте максимально эмоционально отзывчивы и открыты. Ребенок может проявлять злость или, напротив, замкнуться. Это нормальные реакции. Поддержите его и побуждайте к разговору о чувствах. Интересуйтесь, что конкретно его беспокоит. Порисуйте с ним. Ведите «Дневник пребывания в больнице».
- Что им будет больно — расскажите, что есть специальный доктор, который следит за тем, чтобы во время операции он не почувствовал боли. А после операции ему будут давать лекарство от боли.
- Разрыв с близкими и друзьями — организуйте телефонное общение с важными для ребенка людьми.
Родителей может напугать возвращение «вредных привычек» из раннего детства (ночное недержание мочи, сосание пальца, заикание, тики, страхи и т.д.). Безусловно, хирургическая операция — психологический стресс для ребенка. Возвращение на более ранние стадии развития — частая реакция на стресс.
Обычно после возвращения жизни в привычное русло, ребенок возвращается в нормальное состояние.
В подростковом возрасте
В подростковом возрасте детей обычно волнует изменения во внешнем виде, беспокойство, что операция ограничит в общение с друзьями и нарушит привычный образ жизни.
Подросток борется за независимость, а ситуация хирургического лечения ставит его в зависимое положение. Вы сможете помочь вашему ребенку, если сделаете Вашего ребенка полноценным участником процесса лечения.
Честно, но в понятных терминах, объясните происходящее. Давайте ребенку свободу выбора во всех возможных ситуациях.
- Будьте честными. Если вас заподозрят во лжи, хрупкое доверие Вашего взрослеющего ребенка будет разрушено. Побуждайте подростка задавать вопросы. Подростки часто замкнуты и стеснительны. Может казаться, что они понимают больше, чем это есть на самом деле. Стимулируйте подростка самостоятельно общаться с врачом и медицинским персоналом. Старайтесь, чтобы Ваш ребенок не терял возможности общения с друзьями. Очень важно, чтобы он мог разделить с ними свои переживания. Не поощряйте подростка скрывать свою болезнь от друзей.
- Дайте возможность подростку вылить свои чувства на бумагу. Подбросьте ему ежедневник, в который он мог бы записывать мысли о происходящем.
- Уважайте «личное пространство» подростка. Не навязывайте ему чрезмерную заботу. Это касается как эмоциональной сферы, так и заботы о теле.
- Будьте терпеливы и эмоционально отзывчивы. Для подростков характерна быстрая смена настроения. Уважайте его желание побыть одному и откликайтесь, если ему необходима Ваша поддержка.
Мы никогда не сможем предвидеть, что именно запомнится ребенку из того, что с ним происходило. Может, и ничего, может — какие-то отдельные эпизоды, но отношение окружающих к себе он чувствует всегда. И ваше спокойное состояние поможет избежать многих психологических последствий в дальнейшем. Вам будет очень нелегко, но поверьте, все ваши переживания, очень быстро окупятся.
Как попасть на лечение в Научный центр им. А.Н. Бакулева?
Источник: https://bakulev.ru/patients/articles/operatsii-na-serdtse/psikhologicheskaya-podgotovka-rebenka-k-operatsii-na-serdtse-/
Дети, родители и операции
Виды психологических проблем вокруг операции ребёнка Операции, анестезия, восстановление …
что ребенок понимает, услышав эти слова? Как подготовить его эмоциональное состояние? Как справляются родители? Что они передают ребенку? Какова их роль? Как мы можем им помочь? …
Мы постараемся ответить на эти вопросы, тем самым уменьшая степень неизвестности и неопределенности, сопровождающую семью, чтобы помочь ей справиться с операцией своего ребенка.
Опасения и страхи ребенка
Различные страхи посещают ребенка перед операцией. Различные проблемы могут вызвать чувство страха: встречи с различными сотрудниками, масками и халатами, болью, анестезией, отсутствием контроля, инвазивными процедурами. Многие дети боятся боли, сопровождающей операцию. Вы можете объяснить ребенку, что есть очень специальный врач, называемый анестезиологом, который предоставляет специальные препараты, которые помогают глубоко спать и ничего не чувствовать во время операции, и когда все будет кончено, они просыпаются (детям старшего возраста также необходимо усвоить, что будет пробуждение от наркоза). Неизвестное невыносимо и страшно для детей, поэтому очень важно попытаться обеспечить их объяснениями; понятными и простыми, насколько это возможно. Общие опасения маленьких детей до операции также связаны с отделением от родителей. Поэтому важно объяснить, что, когда он просыпается после операции, вы,родители, будете там с ним. Кроме того, он может выбрать любимую игрушку, куклу и она тоже будет ждать вместе с вами его пробуждения. Дети школьного возраста выражают больше страхов, связанных с иглами, ножами и повреждением ими тела. Поэтому важно дать ребенку этого возраста информацию и рациональное объяснение перед операцией, чтобы усвоить, что инструменты предназначены для решения существующей проблемы, а не для создания проблемы или надрезов. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и расслабленным. Важно понимать его страхи, понимать, что это нормальные чувства (его страх оправдан, и не отнимать его у него. Не убеждать его не бояться, а просто дать ему возможность выразить свои эмоции, чтобы не сдерживать его и предотвратить возникновение страха). Поощряйте ребенка задавать вопросы и говорить о том, что произойдёт, для того, чтобы не дать возможность проявиться и всплыть дополнительным страхам. Если ребенок задает вопросы, а вы не знаете как решить их, вы можете сказать ему, что вместе обратитесь к врачу или медсестре, и узнаете ответ на этот вопрос, и тем самым сможете превратить их в союзников по отношению к общему процессу.
Опасения и страхи родителей
Родитель, который посылает самого бесценного человека в операционную, одолеваем интенсивными эмоциями. Принято ли правильное решение? Как ребенок проснется? Как ответить на его вопросы? Многие тревожные мысли сопровождают родителей в предоперационный период, и их задача — не передать ребенку страхи, которые могут привести к дополнительным осложнениям. Родители могут получить психологическое консультирование, помогающее им справиться с ситуацией, чтобы освободить место для конструктивных эмоциональных процессов, выяснить вместе, что происходит с их ребенком, обучая их инструментам, помогающим справиться со стрессом и давлением вокруг операции. Все они могут более эффективно помочь самому ребенку.
Образное мышление
Наблюдая детей в играх, которые показывают богатство их воображения — в принцесс, пиратов, рыцарей, можно заметить, что перед операцией появляются страшные отрицательные образы, что свидетельствует о страхах и опасениях. Поэтому важно дать вашему ребенку простое конкретное объяснение ситуации, передающее как можно более точную картину происходящего.
Чувство вины у ребёнка
Дети, как правило, считают, что их медицинские проблемы и операция — наказание за то, что они «плохие». Они не всегда признаются в этом или даже не понимают до конца, что они так думают, но они будут испытывать чувство своей вины в происходящем. Поэтому важно объяснить им, что медицинская проблема не является результатом действия ребенка, или отсутствия его действий, а также то, что операция не является наказанием, а является средством для устранения существующей проблемы.
Родительское чувство вины
Различные операции являются результатом развития заболевания, которое требует хирургического вмешательства. В тех случаях, когда болезнь является генетической,у многих родителей развивается интенсивное чувство вины, что создаёт дополнительные сложности. Несмотря на то, что на интеллектуальном уровне они знают, что не виноваты, эмоционально вина тяготит их и необходимо найти баланс между эмоциями и мыслями (в соответствии с психотерапией). Еще одна распространенная мысль вызывает чувство родительской вины «Почему это происходит со мной?». Такой подход вытекает в основном из-за беспомощности, в которой родители ребенка оказываются. Они испытывают болезненные страдания, так как ничего не могут для него сделать. Это действительно неприятно и болезненно, поэтому родители хотят страдать вместо ребёнка. В конце концов, каждый родитель обещает своему ребенку всегда охранять его и обещания сохранятся у него в сознании.
Психологическая подготовка к операции ребёнка
Информация и её трактовка Во-первых, важно, отрегулировать уровень объяснения соотносительно уровню развития ребенка, в зависимости от стадии понимания языка, уровня абстрактного мышления и конкретного понимания ребенка. Через игры в слова «как будто», куклы или книги, вы можете говорить на языке ребенка и объяснить процесс, который ему предстоит пройти.
Дети всех возрастов лучше справляются с предстоящей операцией, когда они знают, что произойдет. Помогите ребенку понять, почему ему необходима операция, и помогите ему чувствовать себя в безопасности и в благоприятных условиях в стенах больницы.
Если у вас есть возможность и способность дсделать ему экскурсию по отделу, чтобы показать ему форму сотрудников, устройства отвечающие за операцию, трубки для переливания, облачиться в халат, это поможет подготовиться.
Детское восприятие всегда более эффективно, если сопровождается фотографиями и возможностью вживую ознакомиться с вещами..
Не используйте угрожающие слова или страшные фразы, такие как «Доктор порежет тебя» или «зашьёт тебе живот.» Вы можете объяснить, что врач будет решать эту проблему, и что многие дети имеют те же проблемы, и все они идут в больницу для лечения.
Дети часто боятся, что их родители не говорят им всю правду, боятся, что ситуация хуже, чем им было сказано. Для того, чтобы возникло доверие, нельзя обманывать или вводить в заблуждение ребенка, а максимально рассказывать правду, так, чтобы ребёнок понял.
Вы можете восполнить объяснения книгами, которые соответствуют возрасту ребенка, предназначенными для подготовки детей к операции и анестезии. Совместное чтение с родителями позволяет обсудить различные проблемы и сделать предстоящее мероприятие менее пугающим.
С маленькими детьми вы можете использовать куклы и мягкие игрушки, и ухаживать за ними с помощью игрушечных медицинских принадлежностей.
Родители, помните, ваши словесные объяснения зависят от тона,который вы используете, интонации, выражения лица, языка тела, который может передавать чувство спокойствия ребенку.
Техника снижения стресса
Методы релаксации и управляемые образы предназначены для того, чтобы помочь уменьшать стресс и более эффективно справляться с психологическим давлением перед операцией. С помощью методов релаксации, глубокого дыхания и расслабления мышц, можно научиться концентрировать внимание внутри себя, чтобы успокоить физические системы и тем самым увеличить чувство контроля над телом. Визуализация позволяет сосредоточиться на положительных изображениях и приятных воспоминаниях. У детей богатое воображение и возможность визуализации и, следовательно, это позволяет им отключиться от реальности, когда она становится слишком болезненной, физически или психически. Так, при подготовке к операции, ребенок может научиться представлять себе замораживание боли, или согревать замороженное место, держась за мамину руку, когда он находится в операционной комнате.
Изменение в восприятии
Из жертвенный фигуры в героя Больные часто вызывают чувство жалости, отчаяние, боль. Тем не менее, сам ребенок, как правило, живёт здесь и сейчас, часто не чувствуют себя подавленными, ему хочется смеяться и быть счастливым, даже если он находится в тяжёлой ситуации. Родители, которые часто кажутся неестественными, потому что их мысли постоянно заняты ситуацией и ее последствиями, но они должны стараться, чтобы не позволить ей поглотить себя. Когда вы слышите в педиатрическом отделение счастливый смех детей, это часто является самым трудным психологическим переживанием, а затем вы вспоминаете,что все дело в восприятии, и что взрослые позволяют детям быть счастливыми даже в боли. Кроме того, вы можете улучшить силы вашего ребенка путем умножения способов преодоления и сделать его не жертвой, а героем, как дома, так и в школе.
Играть, как можно скорее
Это предложение соответствует “вернуться к нормальному образу жизни” для взрослых, перенесших операцию. Игра это главная радость ребенка, который через свои средства массовой информации, через свои заявления, выражает свои чувства, в том числе и агрессию. Даже в больницу можно принести ему его любимые игры, тем самым поощряя его вернуться к стабильности, несмотря на самые большие проблемы, с которыми он сталкивается.
Собрать группу поддержки
И дома, и в школе, важно, что ребенок чувствует себя частью коллектива, физически и умственно. Когда он чувствует, что его потребности, такие, например, как желание встать с постели, удовлетворены, когда есть человек, который выслушает, когда он плачет, когда есть родитель, на которого можно выплеснуть гнев, и тому подобное. Так он может собраться с силами и восстановиться как можно быстрее после операции. Когда операция требует длительной госпитализации (до или после операции), важно вовлечь ребенка в жизнь школы, организовать визиты друзей и учителей, организовать получение домашних заданий, так что ребенок может почувствовать связь с его реальным миром. И один последний, но не менее важный пункт: не забывайте братьев. Страдающий, госпитализированный ребенок становится центром внимания всей семьи, но другие братья остаются «заброшены». Будь то старшие или младшие дети, важно дать им место в игре, определить роль, и удостовериться, что они понимают, что происходит. Они заботятся о своих братьях, и в них, конечно, возникают смешанные чувства, и очень важно, чтобы все члены семьи по-прежнему были вместе.
Источник: https://www.szmc.org.il/rus/departments/general-surgery/mental-preparation/children-parents-surgeries/