Типы существующих инвалидных колясок

30.10.2015  

Инвалидная коляска — одно из самых необходимых технических средств реабилитации. Сейчас в продаже представлен широкий спектр моделей, что делает вопрос выбора весьма актуальным. Перед тем, как купить инвалидную коляску. Очень важно выбрать подходящую модель в зависимости от параметров пациента.

Неправильный её подбор может создать дискомфорт для пользователя и даже негативно повлиять на здоровье и самочувствие. В настоящей статье мы рассмотрим вопрос о том, как верно подобрать инвалидную коляску в зависимости от параметров пользователя.

Кроме того, мы уделим внимание различным конструктивным особенностям этих изделий и тому, какие возможности эти функции предоставляют пациенту.

Какие основные типы инвалидных колясок имеются в продаже на рынке?

Выделяют два наиболее распространенных типа этих изделий:

Кресла-коляски с ручным приводом: применяются, если больной может перемещаться в коляске без посторонней помощи. Такие коляски оборудованы задними колесами большого диаметра с ободом, при помощи которого пользователь может перемещаться за счет силы рук.

Типы существующих инвалидных колясокТипы существующих инвалидных колясок

Кресла-каталки: эти модели обычно имеют задние колеса меньшего диаметра. Перемещение происходит с помощью сопровождающих (например, родственников или персонала лечебных учреждений). Обычно кресла-каталки применяются, если пациент сильно ослаблен, имеет серьезные заболевания, которые препятствуют возможности передвижения без посторонней помощи.

Типы существующих инвалидных колясокТипы существующих инвалидных колясок

Для подбора подходящего вида инвалидной коляски посоветуйтесь с лечащим врачом.

Какие параметры инвалидной коляски требуется принять во внимание при покупке?

Грузоподъемность коляски

Важно принимать во внимание вес пользователя и максимально допустимую грузоподъемность инвалидной коляски. В продаже имеются специальные модели для людей с большим весом.

Габаритная ширина коляски

Этот показатель крайне важен, так как он определяет возможность её прохождения через проемы дверей и лифта.

Ширина сиденья

Данный параметр является одним из наиболее важных. Если ширина окажется недостаточна, то больному будет неудобно поворачивать туловище и его подвижность будет снижена. Более того, в данном случае увеличивается давление на отдельные зоны таза, что ведет к повышению риска возникновения трофических нарушений мягких тканей (пролежней).

Если сиденье, наоборот, избыточно широкое, то это негативно влияет на фиксацию таза и спины. В результате пользователь коляски будет сидеть неровно в некомфортном положении. Это может вызвать искривление позвоночника и тазовых костей. Более того, больному может быть неудобно управлять коляской.

Существует таблица соотношения ширины сиденья и размера одежды, которую носит пациент. Но данный способ является приблизительным и не гарантирует абсолютной точности.

42, 42.5, 43 см до 50 размера
44, 45, 46 см до 54 размера
48, 50, 52, 55, 58 см свыше 54 размера

Для подбора ширины сиденья при помощи ленты-сантиметра определите ширину бедер и прибавьте данному показателю 5 см. Измерение выполняется в том месте, где ширина бедер является наибольшей.

Можно в положении сидя поставить сбоку от каждого бедра две книги измерить расстояние между ними.

Если больной будет часто использовать коляску вне дома, то при подборе нужно принять во внимание толщину верхней одежды.

Типы существующих инвалидных колясок

Если ширина сиденья определена верно, то между бедрами пациента и боковыми ограждениями сиденья с двух сторон можно разместить ладонь в вертикальном положении или не очень толстую книгу.

Глубина сиденья

Глубина сиденья — дистанция от его фронтального края до спинки. Если этот параметр определен верно, это обеспечит возможность оптимально распределить нагрузку на бедра и ягодицы пациента. Благодаря этому можно не допустить чрезмерного давления на отдельные зоны таза и бедер, и, как следствие, снизить возможность возникновения пролежней.

Для расчёта верной глубины сиденья требуется измерить расстояние от края бедра до колена, когда больной сидит. Далее от данного значения следует вычесть 5–7 см.

Типы существующих инвалидных колясок

Если глубина сиденья определена правильно, то расстояние между ногой пациента и фронтальной стороной сиденья должна составлять 6–7 см (около 3–4 пальцев).

Высота сиденья

Высота сиденья — дистанция от плоскости, на которой стоит инвалидная коляска, до её сиденья. Верно определенная высота позволяет не создавать чрезмерного давления на отдельные зоны таза и подколенную область. Более того, это позволяет сделать движение и пребывание больного в коляске более комфортабельным.

Чтобы рассчитать требуемую высоту сиденья, замерьте расстояние от пятки до коленей, а далее прибавьте к данному показателю еще 5 см.

 Если пользователь предполагает применять специальную ортопедическую противопролежневую подушку на сиденье коляски, рекомендуется также принять во внимание и её высоту.

Также рекомендуется учесть, что высота подушки снижается за счет продавливания весом пациента. Высота поролоновых подушек уменьшается в среднем вдвое.

Также за счет подушки можно при необходимости повысить высоту сиденья, если изначально она недостаточна.

Высота спинки

Высота спинки также является достаточно важной при подборе инвалидной коляски. Требуемый показатель находится в зависимости от физического состояния пациента, то есть от того, насколько сильная опора корпуса требуется.

Если есть необходимость только в небольшой поддержке, то нужно в положении сидя измерить дистанцию от поверхности, на которой сидит пациент, до подмышечных впадин. Далее от этого значения следует вычесть 10 см.

Типы существующих инвалидных колясок

Если необходима более выраженная поддержка, то следует определить расстояние от сиденья до плеч, шеи или средней зоны головы (в зависимости от требуемой степени поддержки). Стоит отметить, что в продаже представлены модификации инвалидных колясок с высокой спинкой.

Верно подобранная высота спинки позволяет пользователю принять удобное положение, обеспечивает устойчивое положение корпуса, удобство отдыха и транспортировки.

Высота подлокотников

Если высота подлокотников больше необходимого, то пациент будет избыточно высоко поднимать плечи, это вызовет усталость мышц.

Если подлокотники размещены недостаточно высоко, это помешает больному принять комфортную позу. Он будет вынужден сутулиться, чтобы обеспечить опору предплечьями на подлокотники. Это может вызывать усталость, негативно повлиять на равновесие и даже затруднять дыхание.

Типы существующих инвалидных колясок

Чтобы определить подходящую высоту подлокотников, требуется в положении сидя измерить высоту от плоскости, на которой сидит пациент, до локтевого сустава. Локоть необходимо согнуть под углом 90°.

Какие возможности может предоставлять конструкция инвалидной коляски?

Инвалидные коляски могут иметь разную конструкцию с теми или иными особенностями, которые предоставляют дополнительное удобство пациенту. Выбор функций зависит от заболевания пациента, его потребностей и физического состояния. Посоветуйтесь с лечащим врачом по поводу того, какие опции являются необходимыми. Модели с большим набором функций обычно стоят дороже.

Подлокотники

Высота подлокотников может быть либо фиксированной, либо настраиваемой в определенном интервале. Подлокотники с регулируемой высотой можно легко установить в удобное положение.

Также различают несъемные, откидные и съемные подлокотники. Съемные и откидные варианты делают возможным доступ к сиденью с боковой стороны, упрощают пересаживание с кровати на коляску.

Типы существующих инвалидных колясок

Инвалидная коляска Armed 5000 с откидными подлокотниками регулируемой высоты

Также подлокотники могут иметь ступенчатую конструкцию. Это позволяет легче подъезжать к некоторым объектам — например, к столам.

Колеса

В продаже присутствуют инвалидные коляски с двумя основными типами колес — с цельнолитыми и пневматическими шинами.

Если пациент не предполагает часто выезжать в коляске на улицу, то оптимальным может стать вариант колес с цельнолитыми шинами. Прочные и стойкие к износу, они практически не требуют ухода и в домашних условиях прослужат очень долго.

Если предполагается частое использование коляски вне дома, то лучшим выбором станут колеса с пневматическими шинами. Они обеспечивают лучшую амортизацию при движении по неровностям дорожного покрытия. Пневматические колеса требуют такого же ухода, как и велосипедные — их время от времени нужно подкачивать, и в случае повреждения заменять.

Рама и вес коляски

Большинство инвалидных колясок имеют раму, выполненную из металлического сплава. От каркаса зависит грузоподъемность коляски и её вес. Модели повышенной грузоподъёмности имеют усиленную раму и большую массу.

Также в продаже представлены инвалидные коляски с облегчённым каркасом из алюминиевого сплава. Меньший вес коляски позволяет пользователю или сопровождающему тратить меньше усилий при движении. Недостатком таких моделей может быть более высокая цена.

Большинство колясок оснащены складной рамой, что делает их более удобными в транспортировке и хранении.

Спинка коляски

Если пациент проводит много времени в коляске или ему трудно поддерживать вертикальное положение, то можно рассмотреть возможность приобретения модификации с высокой спинкой. Спинка увеличенной высоты позволяет снизить нагрузку на позвоночник и мышечно-связочный аппарат спины, избежать негативных последствий от продолжительного нахождения в положении сидя.

В большинстве таких моделей инвалидных кресел спинка может откидываться назад вплоть до параллельного поверхности состояния, а подножки можно поднять вверх. Благодаря этому при необходимости пациент может принять горизонтальное положение и с комфортом отдыхать.

Подножки инвалидной коляски

Различают три основных вида подножек:

Несъемные подножки конструктивно являются частью каркаса, но обычно имеется возможность изменить их длину в соответствии с параметрами пациента.

Более удобными являются съемно-откидные подножки. Их можно снять или откинуть в сторону, благодаря чему больному удобней садиться в кресло. В некоторых случаях подножки следует снять с конструкции (например, после ампутации конечностей). Кроме того, после снятия подножек уменьшаются габариты коляски, что делает проще её транспортировку.

Подножки с мягкими ортопедическими упорами. Как правило, их можно не только снять или откинуть, но и отрегулировать угол наклона вплоть до горизонтального положения. Такая возможность может быть необходима, в том случае, если, например, больной не может согнуть ногу из-заналоженного гипса.

Типы существующих инвалидных колясок

Различные типы подножек выбирают, принимая во внимание заболевание пациента, его физические особенности и потребности.

Представленная статья носит информационный характер. Для установления точного диагноза и назначения правильного лечения обязательно обратитесь к врачу.

17.11.2015 10:56:38

Типы инвалидных колясок

Сегодня существует множество разновидностей инвалидных колясок. Об их различиях и функциях мы будем говорить в этой статье. Прежде всего, все кресла-коляски делятся на – кресла-каталки и инвалидные коляски.

Каталки предназначены для людей, неспособных помогать себе в передвижении, они рассчитаны на то, что с больным всегда будет сопровождающий. Внешне они отличаются величиной колес и внешним видом, они просты и эргономичны.

Каталки часто используются в больницах, где нужно перемещать больных на процедуры, на небольшие расстояния.

Основные типы

Инвалидные коляски позволяют человеку передвигаться самостоятельно и в свою очередь делятся на типы:

 Прогулочные (комнатные) инвалидные коляски Обладают большим спросом среди инвалидов, так как являются полноценными колясками, подходящими как для прогулок, так и для дома. Можно подобрать нужную коляску с необходимым количеством функций, обращая внимания на такие возможности, как съемные колеса, подлокотники и подножки. Прогулочные коляски могут управляться как самим инвалидом, так и сопровождающим лицом — как удобнее. Такие коляски в большинстве своем складные, что позволяет их легко транспортировать. Являются бюджетным вариантом, цены колясок доступны практически всем. Единственный минус — тяжелая стальная рама.

Читайте также:  Виды носовых кровотечений – почему идет кровь из носа, и как её остановить?

Типы существующих инвалидных колясок Облегченная коляска Ergo 115

 Облегченные коляски Это те же прогулочные, комфортные и стандартные коляски, с наличием всех необходимых функций, но с облегченной рамой, сделанной из алюминия, что дает большую легкость передвижениям. В большинстве своем эти коляски для активных инвалидов, много перемещающихся, коляски имеют разное оформление, более качественные материалы и немного дороже обычных прогулочных.

 Многофункциональные инвалидные коляски Оснащены дополнительными функциями, высокой спинкой, опорами под голень, ремнями и другими удерживателями. Они предназначены для слабых людей, которым сложно удерживать шею и голову, нужно часто отдыхать и лежать. Спинка может откидываться и принимать горизонтальное положение. Коляски бывают складными.

 Инвалидная коляска с электрическим приводом Двигается с помощью электрической тяги, управляется джойстиком, совершает любые движения и дарит больному множество возможностей по перемещению в пространстве. Подходит тем, кто слаб и не может сам двигать коляску, дает возможность ощущать себя активным членом общества. Пульт управления можно устанавливать так, как больному будет удобнее – справа, слева или, возможно, внизу, чтобы управлять ногами. Также бывают коляски, перемещаться на которых помимо электротяги можно и с помощью рук, они пользуются повышенным спросом, т. к. нивелируют риск полной остановки в случае посадки аккумулятора.

Типы существующих инвалидных колясок Инвалидное кресло Armed FS682 с санитарным оснащением

 Инвалидная коляска с санитарным оснащением Имеет свои определенные функции. Двигается коляска либо с помощью сопровождающего лица, либо инвалидом самостоятельно. Подходит всем типам инвалидов, может также выполнять роль туалетной или душевой коляски. Для этого коляска оформлена специальной непромокаемой тканью.

 Детские инвалидные коляски Подбираются индивидуально по возрасту и размерам ребенка, по оформлению напоминают детские коляски. В зависимости от предназначения, различаются по функциональности. Для детей с ДЦП коляски оборудованы множеством удерживающих ремешков, специальными подушками, фиксаторами головы, подножками.

 Инвалидная коляска рычажного типа Двигается за счет движения рычагов, которые человек должен сам перемещать руками. Инвалидная коляска рычажного типа подходит инвалидам, ведущим активный образ жизни, так как на движения уходит много сил. Коляска позволяет заниматься физическими нагрузками, тренироваться, что очень полезно и поддерживает больных в тонусе. Также подходит людям со сложными параличами, при которых может работать только одна верхняя конечность, коляску можно настроить, учитывая все особенности организма. В то же время коляска достаточно маневренна,если хватает сил больного, может преодолевать длинные расстояния, предназначена для улицы, имеет большие габариты.

Инвалидная коляска активного типа Также подходит самостоятельным и активным людям, она позволяет маневрировать, заниматься спортом, совершать длительные прогулки. Приводится в движение вручную кручением ободов колес. Её можно использовать и на улице, и дома, обладает легкой конструкцией и компактными размерами, что позволяет брать её с собой в машину.

Характеристики колясок

Каждая коляска, какого бы типа она ни была, может быть простой или многофункциональной. Все коляски различаются по типу колес, размерам сидений, материалам, расположением и функциональностью подножек и подлокотников и т.д.

Рамы инвалидных колясок различаются материалом, из которого они сделаны, чаще всего это сталь, но может быть облегченный вариант из алюминия. Рама может быть монолитной, но намного практичнее приобретать складные модели – их без затруднений можно транспортировать и помещать в машину.

Колеса. Задние колеса могут быть цельнолитыми или пневматическими, их выбор зависит от зоны применения коляски. Цельнолитые подходят только для помещения, они прочные, но при движении по асфальту не амортизируют скачки при движении, что доставляет большой дискомфорт.

Другое же дело пневматические колеса, которые смягчают все неровности. С такими колесами можно перемещаться и по улице, и в помещении, главное следить за их состоянием и вовремя подкачивать шины. Передние маленькие колеса также различаются.

Чем они шире и больше, тем лучше для длительных прогулок на улице, их объем добавляет эффект амортизации и помогает преодолевать камешки и рытвины на дороге.

Сиденье может быть выполнено из разных материалов и потом по желанию дополнено специальной противопролежневой подушкой, которая подбирается четко по размерам сидения. Самые распространенные материалы для сидений – эко-кожа, полиэстер, сетка эир-меш или нейлон.

Спинка может быть удлиненной, с откидывающейся верхней частью, для тех больных, у кого проблемы с позвоночником. Такие спинки позволяют регулировать положение шеи и головы.

Спинка может быть на ременной основе, дающей возможность регулирования.

Сегодня практически все спинки имеют люмбальный изгиб, в зависимости от функционала коляски, спинки могут регулироваться по наклону и принимать горизонтальное положение.

Подлокотники бывают съемные, откидные и несъемные. Самые простые коляски оснащены обычными несъемными подлокотниками, с которыми сложно перемещать тяжело больных людей.

Съемные подлокотники оптимизируют процесс перемещения инвалида, если он достаточно самостоятельный, он может пересаживаться сам.

Также бывают подлокотники, регулируемые по высоте, чтобы человек мог настроить удобную для себя высоту.

Подножки также могут быть съемными и несъемными. Если больной может сам пересаживаться, то намного удобнее и практичнее поворотные съемные подножки, которые можно убрать, чтобы они не создавали лишних сложностей.

Все инвалидные коляски оснащены тормозами-фиксаторами, которые помогают зафиксировать коляску неподвижно при пересаживании или каких-либо манипуляциях. Также коляска может быть дополнена тормозами для сопровождающего, которые располагаются сзади на ручках. Такие тормоза помогают беречь силы сопровождающего при сложных спусках или подъемах, а также при большом весе больного.

О том, как подобрать инвалидную коляску, читайте в следующей статье.

Виды и типы инвалидных колясок и кресел

Стеванович Александр Раденкович (Инструктор-методист ЛФК, физический терапевт, специалист по подбору и адаптации ТСР)

Люди с ограниченными возможностями являются неотъемлемой частью современного общества и должны жить социально активной жизнью. Индустрия товаров медицинского назначения уделяет особое внимание усовершенствованию инвалидных колясок, которые являются незаменимым средством мобильности и активности инвалидов.

Виды инвалидных кресел

Разделяются на два основных вида:

  • Каталки — для транспортировки людей с временной потерей подвижности. Широко применяются в медицинских учреждениях, они просты в использовании, легко поддаются санитарно — гигиенической обработке и износоустойчивы. Изделия данного вида имеют существенное ограничение – длительность пребывания в кресле-каталке не более трёх часов единовременно.
  • Кресло-коляска. Средство передвижения для инвалидов не требующее посторонней помощи. Человек с ограниченными возможностями самостоятельно управляет коляской, что позволяет ему быть мобильно независимым. Конфигурация изделий представляет собой удобное ортопедическое кресло на колесах с дополнительными опциями управления. Предназначены для постоянного использования в домашних и уличных условиях. В зависимости от диагноза, медицинских показаний и личных предпочтений подбирается тип и необходимая комплектация.

Типы существующих инвалидных колясок

  1. Классические с ручным приводом. Кресло с парой больших колес и дополнительной парой маленьких, обеспечивающих маневренность. Управление таким типом кресла-коляски осуществляется вручную, увеличивая или уменьшая вращение больших колес, которые удобно расположены под руками. В базовую комплектацию изделий входит подножка, которая может быть съемная, съемно-откидная или несъемная, в зависимости от модели. Современные модели, при необходимости можно дополнить подлокотниками и подголовниками.
  2. Активные – более легкая и усовершенствованная конструкция модели с ручным приводом для инвалидов, ведущих активный образ жизни. Занятия спортом, длительные передвижения и даже походы в горы для инвалидов – колясочников из мечты превратятся в реальность, если пересесть на модель этого типа. Являются универсальными моделями спортивных инвалидных колясок, которые изготавливаются индивидуально и хорошо зарекомендовали себя на параолимпийских играх, что дало толчок ввести их в массовое производство и расширить модельный ряд.
  3. Кресло – коляска рычажного типа представляет собой классическую модель усовершенствованную механическим элементом управления – рычагом. Движение колес, а также торможение осуществляется с помощью поступательных движений рычагов, которыми управляет инвалид. Использование такой модели требует достаточно развитую мускулатуру рук. Может быть оснащена одним или двумя рычагами, в зависимости от модели. Износоустойчивая конструкция предназначена для длительных прогулок по неровной поверхности дорог, а так же для тех, кто стремится поддерживать достойную физическую форму.
  4. С электроприводом – основной особенностью данного типа является автоматическое управление с помощью джойстика, который встроен в подлокотник коляски. В комплектацию изделия входят аккумуляторные батареи, которые обеспечивают автоматизированный процесс движения. Современные дизайнерские решения и новейшие разработки превратили инвалидную коляску в автоматический мобильный комплекс, достигающий скорости движения до 10 -15 км/ч. Автоматическая подстройка угла спинки и подлокотников, подстраиваемые подножки и подголовник, вертикализатор и многое другое может довести стоимость кресла – коляски до стоимости автомобиля.
  5. Для детей с ДЦП. Несмотря на название, данная конструкция, все таки, относится к виду кресел-каталок, т.к. не предусматривает самостоятельное управление. Внешний вид разрабатывался с максимальным приближением к обычной детской коляски, чтобы не привлекать особого внимания окружающих. В комплектацию входят абдукционная подушка, капюшон и дополнительные фиксирующие ремни, обеспечивающие безопасность ребенка с учетом специфики заболевания.
Читайте также:  Степени развития вальгусной деформации стопы Hallux Valgus

Помимо вышеперечисленных видов и типов, существует еще несколько вариаций:

  1. Для дома или для улицы. Основное различие в конструкции колес и амортизации при движении по неровным поверхностям. Например, для передвижения по улице рекомендуется приобретать коляски с пневматическими колесами;
  2. Детские и взрослые модели различаются размером и, в некоторых случаях, дизайнерскими решениями;
  3. Кресла – коляски с высокой спинкой комфортны для людей, которые большую часть времени проводят в коляске;
  4. Санитарные кресла – коляски, предназначены для оправления естественных нужд и принятия водных процедур.

Чтобы подобрать максимально комфортную и эффективную модель, необходимо получить точные инструкции у лечащего врача, а затем определить вид и цену, с учетом финансовых возможностей.

Кресло коляска. Какие бывают, где купить и как получить инвалидное кресло от государства по ИПРА

Всовременном мире люди с ограниченными возможностями не должны ощущать себя оторванными от общества. С каждым годом разрабатываются все более совершенные устройства для помощи маломобильным гражданам, а также совершенствуются уже имеющиеся.

В частности, особое внимание уделяется инвалидным коляскам, как самому удобному средству передвижения. В этой статье речь пойдет о том, какие бывают разновидности инвалидных кресел и для чего они подходят.

Кроме того, будет дано представление о том, как можно бесплатно получить необходимое техническое средство от государства.

Если возникла необходимость выбирать инвалидное кресло, стоит задуматься о том, чем же одна коляска отличается от другой.

Инвалидное кресло – это техническое средство реабилитации (ТСР), в общем случае предназначенное для реализации возможности передвижения маломобильных граждан. Все кресла разделают на две основных группы:

Кресло каталка 

Каталки предназначаются для кратковременного использования. Например, в медицинских учреждениях, для перевозки пациента из одного отделения в другое.

Передвигаться в каталке самостоятельно невозможно, также в них нет противоопрокидывающего механизма. Каталки просты конструктивно, легки, но не очень удобны, зато долговечны и надежны. Их легко мыть и транспортировать.

Нахождение в каталке не рекомендуется дольше трех часов без перерыва, ввиду жесткости и грубости конструкции.

Кресло-коляска

Это повседневные транспортные средства для малоподвижных граждан. Они представляют собой удобное, зачастую регулируемое кресло на колесах, с различными улучшениями и модификациями. В отличие от каталок, инвалидными креслами можно управлять самостоятельно. Кресла-коляски также разделяются на несколько типов, в зависимости от диагноза, предпочтений владельца, а также конструкции.

  • Базовые с ручным приводом. Обычные, ничем не примечательные коляски. Они имеют два больших ведущих колеса и два маленьких передних колесика для устойчивости и маневрирования. Управление происходит вручную, путем вращения поручней, прикрепленных к ободам задних колес. Имеют подножку для фиксации коляски. По желанию, можно выбрать комплектацию с подлокотниками, подголовниками и другими мелкими улучшениями, к примеру, корзинки для вещей. Стоимость начинается от 10 тысяч и может доходить до 55 000 рублей.
  • Кресло-коляска с рычажным приводом. Такое решение представляет собой базовую версию, за исключением того, что разгон и торможение коляски происходит путем движения рычагов управления – одним или двумя, в зависимости от комплектации. Такие коляски лучше подходят для длительных прогулок по неровным дорогам, но требуют куда больших физических усилий. Стоят немного дороже классического кресла.
  • Активные и спортивные кресла-коляски созданы для подвижных людей, а также для спортсменов. Такие модели более легкие, имеют классический ручной привод, но хорошо показывают себя в длительных поездках. Спортивные версии колясок создаются на основе индивидуальных моделей, используемых в параолимпийских играх. Стоят они значительно больше, ценник начинается от 29 000 рублей, доходя до 150 тысяч.
  • Кресла с электроприводом. Это дорогие и очень удобные модели, основным достоинством которых является электропривод задних колес. Конструкция таких значительно сложнее, зато управление реализовано джойстиком, вмонтированным в подлокотник. Разгоняться такие кресла могут вплоть до 15 км/ч. Часто присутствуют различные регулировки спинки и сиденья. Дорогие модели включают в себя вертикализатор – устройство для перевода маломобильного человека в вертикальное положение. Цены начинаются от 60 000 рублей и могут доходить до стоимости новенького автомобиля эконом класса.
  • Существует также отдельный вид кресел-каталок для детей с ДЦП. Они не предусматривают самостоятельного управления, но в них можно находиться длительное время. Особенность таких кресел заключается в том, что конструкцию стараются сделать максимально похожей на обычную детскую коляску, чтобы не привлекать лишнего внимания со стороны. Также в таких колясках часто присутствует специальная поддерживающая подушка и ремни безопасности для ребенка.

Еще выделяют специальные кресла для улицы, характеризующиеся надувными колесами и амортизаторами, санитарные кресла с возможностью оправления естественных нужд и проведения гигиенических процедур, а также коляски с повышенным комфортом для тех, кто вынужден много времени проводить в кресле.

Где взять инвалидное кресло-коляску

В Интернете можно найти большое количество магазинов, специализирующихся на медтехнике, в которых вы легко подберете подходящий вам по функционалу и стоимости вариант, кроме того, некоторые компании готовы сделать кресло-коляску на заказ, учитывая именно ваши предпочтения.

Кресло — коляска по ИПРА от государства 

Если средств на приобретения кресла нет, существует возможность получения инвалидной коляски бесплатно. Для этого необходимо, чтобы у нуждающегося в этом человека была Индивидуальная Программа Реабилитации или Абилитации (ИПРА).

ИПРА — индивидуальная программа реабилитации инвалида. Оформив ИПРА, человек с ограниченными возможностями может бесплатно получать необходимые ему технические средства реабилитации, предметы личной гигиены, лекарства санаторно-курортное лечение, реабилитацию в пансионатах и специализированных стационарах, и т.д.

Порядок оформления инвалидности и получения ИПРА 

  • Взять направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) в медицинской организации, которая обслуживает больного.
  • Пройти медицинскую комиссию, которая включает заключение врачей-специалистов, результаты, необходимых для подтверждения того или иного заболевания, анализов и обследований.  
  • Заверить форму №088/у 06 в ВКК поликлиники по месту регистрации.
  • Подготовить другие необходимые документы, подтверждающие нетрудоспособность.
  • Направить полный пакет документов в бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы).
  • Подать заявление на прохождение экспертизы (очной или заочной).
  • Пройти комиссию в бюро МСЭ, которая назначается после рассмотрения документов. По результатам МСЭ устанавливается группа инвалидности.
  • ИПРА составляется одновременно с установлением гражданину статуса инвалида.
  • Получить документы в бюро МСЭ 

После оформления ИПРА, необходимо подать ряд документов в ближайший центр социального обслуживания. Документы для получения инвалидного кресла:

  • Паспорт
  • Справка об инвалидности
  • ИПРА
  • Доверенность на представителя и его паспорт, если обращается представитель
  • Ветеранам и участникам ВОВ – соответствующее удостоверение

Инвалидные коляски

Для начала необходимо определиться, ЧТО бы вы хотели купить: кресло-каталку или инвалидную коляску. Первая предназначена для пациентов, которые не способны из-за заболевания самостоятельно передвигаться даже в инвалидном кресле (или в этом просто нет необходимости).

Поэтому у каталок нет больших приводных колес, а для передвижения пациента необходима помощь другого человека. Инвалидные кресла-каталки используются, в основном, в помещении для транспортировки больного человека. Пациент в них находится, как правило, ограниченное количество времени.

Инвалидные кресла-коляски служат техническим средством в том числе и для самостоятельного передвижения. Это становится возможным за счет больших задних колес (ручной или рычажной привод) или электропривода (электрические кресла-коляски), которыми управляют с помощью пульта (джойстика): эти коляски работают от аккумулятора.

А есть модели колясок, которые работают как с механическим приводом, так и с электрическим (2 в 1). Инвалидные кресла-коляски, в основном, рассчитаны на длительное пребывание в них пациента (для активного передвижения в ней в помещении или на улице и т.д.). Для занятий спортом существуют инвалидные коляски активного типа, которые имеют специальную конструкцию.

Есть отдельный вид инвалидных колясок — детские инвалидные коляски (для детей с ДЦП и т.д.). Они сконструированы именно с учетом детской анатомии и физиологии, имеют ряд дополнительных приспособлений (ремни, абдукторы и т.д.).

Так как инвалидные кресла-коляски становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека, который не может передвигаться самостоятельно, то и требования к их выбору достаточно серьезные. Конечно, обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом по вопросу подбора коляски для конкретного человека.

Правильный выбор поможет избежать многих неприятностей во время ее эксплуатации, а также обеспечит безопасность и комфорт для пациента.

Если вы определились и решили, что вам нужна именно коляска, а не каталка, если вы приняли к сведению рекомендации лечащего врача, то далее вам нужно определиться, где будет использоваться инвалидная коляска: дома или на улице.

Для помещения подойдет коляска с литыми шинами, так как ее лучше использовать на ровной и гладкой поверхности (при использовании на улице пациент будет чувствовать все неровности), а вот для улицы лучше будет инвалидная коляска с пневматическими шинами (для лучшей амортизации, хотя их и нужно будет периодически накачивать или менять). Если человек планирует преодолевать значительное расстояние в течение дня, то, возможно, больше подойдет коляска с электроприводом. Наличие противоопрокидывающей системы для кого-то может оказаться довольно значимым фактором, как и возможность компактно складывать саму коляску и транспортировать ее, например, в багажнике автомобиля. Необходимо сосредоточиться на функциональной составляющей, а именно на том, как эта коляска может облегчить жизнь пациента, быть полезной и эффективной в его состоянии. Поэтому прежде, чем покупать определенную модель инвалидной коляски, стоит обратить внимание на следующие моменты:

грузоподъемность коляски — иными словами, какой вес пациента может выдерживать данная конструкция, чтобы не выйти из строя раньше времени;

Читайте также:  Причины ожогов глаз – степени ожоговой травмы глаза и первая помощь пострадавшему

вес самой коляски — это может быть актуально при ее транспортировке, подъеме (если нет пандусов) и т.д.

подлокотники (съемные/несъемные, откидные/фиксированные, регулируемые в высоту/нерегулируемые) — это бывает принципиально важно, например, в процессе пересаживания из коляски на кровать и обратно и т.д.

подножки (фиксированные/съемные, регулируемые по углу наклона и по высоте/нерегулируемые, складывающиеся/ нескладывающиеся, с упорами для голеней или без них) — очень важный фактор для комфортного пребывания пациента в коляске (если отекают ноги, должна быть возможность изменить их положение; кому-то будет удобнее пересаживаться или выходить из коляски, когда подножки убраны и т.д.).

наличие высокой спинки, подголовника, различных упоров и ограничителей — для тяжелобольного человека это может быть жизненно необходимым.

спинка кресла (регулируемая /нерегулируемая по углу наклона, по высоте) — некоторым пациентам сложно находиться в вертикальном положении длительное время, поэтому откидывающаяся спинка будет очень кстати и т.д.

другие функциональные возможности.

И, конечно же, учитываются возраст человека, которому необходима инвалидная коляска, заболевание (основное и сопутствующие), физические возможности (возможность действовать руками при перемещении на колясках с механическим приводом (работая руками или рычагом) или удобнее использовать джойстик в электрических колясках, которым можно управлять одной кистью) и т.д. Мелочей в данном случае не бывает!

Если вы определились с моделью и ее функциональным оснащением, тогда важно не ошибиться с размерами коляски. Важны как внутренние габариты, так и внешние. Внутренние размеры должны быть подобраны для комфортного и безопасного пребывания в ней пациента по определенным правилам, о которых речь пойдет ниже, а внешние габариты не должны мешать перемещению коляски в пространстве.

На внешние габариты коляски следует обратить особенное внимание. Нужно измерить ширину дверных проемов в помещении, в т. ч. в ванной комнате, ширину дверных проемов лифта и т.д. Далее необходимо узнать внешние габариты самой коляски. Например, ширина самой коляски уточняется по самым крайним ее точкам. Длина коляски может влиять на ее способность разворачиваться в помещении и т.д.

  • При выборе коляски для пациента принципиально важны следующие параметры:
  • ширина сиденья
  • глубина сиденья
  • высота сиденья
  • высота спинки
  • высота подлокотников

1.Ширина сиденья.

Чтобы определиться с шириной сиденья инвалидной коляски, необходимо измерить расстояние между самыми выступающими точками бедер пациента обязательно в сидячем положении с помощью сантиметровой ленты (по горизонтали). Далее к этой цифре (например, 41 см) нужно прибавить 5 см. Эта прибавка принципиально важна, так как она обеспечивает правильное положение пациента в кресле, что в свою очередь поможет избежать пролежней, потертостей на коже из-за слишком плотной посадки; обеспечивает необходимый объем движения больному человеку и т.д. Если ширина сиденья будет больше, то положение пациента будет неустойчивым, неправильным, что может привести к негативным последствиям, например, искривлению позвоночника и т.д. Да и коляска будет сама по себе более широкой, что может быть не слишком удобным при перемещении через дверные проемы; при движении пациенту будет не так удобно работать руками, дотягиваясь до приводных колес. Итак, если ширина бедер в сидячем положении равна 41 см, то ширина сиденья у коляски должна быть 46 см. Для проверки правильности выбора прибегают к следующему методу: между пациентом, сидящем в коляске, и боковыми стенками коляски должны свободно проходить ладони рук с обеих сторон одновременно. При измерении ширины бедер пациента учитывайте толщину одежды.

2.Глубина сиденья.

Правильно подобрать глубину сиденья инвалидной коляски также принципиально важно. Если глубина сиденья будет слишком маленькой для конкретного человека, то серьезно увеличивается давление на область седалищных бугров, а также возрастает риск опрокидывания пациента вперед при движении коляски. Если же глубина сиденья велика, то пациент, пользующийся такой коляской, будут испытывать физические неудобства (трение, давление) в подколенной области, положение его в коляске не будет соответствовать правильной позе. Чтобы этого избежать, нужно провести соответствующие измерения, а именно: в сидячем положении измерить у пациента с помощью сантиметровой ленты расстояние от внутреннего сгиба колена вдоль бедра до края ягодицы (на уровне спины). Из полученной цифры вычитают 5 — 7,5 см. Это и будет губина сиденья. Например, расстояние от подколенной области до края бедра (по спине) в сидячем положении составляет 50 см. Вычитаем из этой величины 5 см и получаем 45 см. Это и есть глубина сиденья. Для проверки можно, усадив пациента в кресло-коляску, измерить расстояние между краем сиденья и подколенной областью человека. Оно не должно превышать ширину 3-4 пальцев руки (примерно 5-7,5 см). Кстати, сделать при необходимости глубину сидень чуть меньше можно с помощью специальной ортопедической подушки, которая обычно крепится к спинке.

3.Высота сиденья.

Высота сиденья соответствует расстоянию от пола до плоскости сиденья. Если сиденье будет слишком высоким, то человеку на коляске будет сложно подъехать к столу. Если же, наоборот, сиденье будет ниже необходимого уровня, то седалищные бугры будут подвергаться избыточному давлению, да и само положение в такой коляске будет некомфортным для человека.

Чтобы определиться с размерами, нужно провести измерение длины согнутой в коленном суставе ноги (от пятки или края каблука до нижнего края бедра). К этой величине нужно прибавить 5 см (зазор между полом и подножками). Здесь для многих может быть важен следующий момент.

Очень часто пациент, проводящий много времени в сидячем положении, использует разные специальные подушки на сиденье. Все эти приспособления увеличивают высоту самого сиденья. Поэтому нужно учитывать дополнительно и толщину такой подушки в положении пациента уже сидя на ней.

При увеличении высоты сиденья на каждые 2,5 см должно увеличиваться пропорционально и расстояние между полом и подножками коляски. Также с помощью подушки можно отрегулировать высоту сиденья, если она, например, слишком мала.

Сама площадка для ног не должна быть слишком низкой, так как это может привести к травмам, падению пациента. Поэтому расстояние от пола до основания площадки для ног должно быть не менее 5 см.

Если все подобрано правильно, то под сидящего в кресле пациента (точнее под его бедро) свободно можно поместить две трети указательного пальца (4-5 см).

4.Высота спинки.

Высота спинки подбирается индивидуально в зависимости от физических возможностей пациента. Высоту спинки необходимо подобрать правильно, так как это будет способствовать удобному и безопасному положению человека в инвалидном кресле. Для минимальной поддержки туловища высоту спинки подбирают, исходя из следующих расчетов.

Пациент садится, вытягивает руки вперед параллельно полу. Измеряется при этом расстояние от поверхности сиденья до подмышечной впадины. От полученной величины отнимите 10 см. Это и будет минимальная высота спинки.

Если пациенту требуется более высокая поддержка, то и спинку вы выбираете (или регулируете при возможности) по высоте соответственно требованиям состояния пациента: до уровня плеч, головы и т.д.

5.Высота подлокотников.

Еще одна важная величина — высота подлокотников. Если подлокотники будут находиться ниже требуемого уровня для определенного пациента, то ему придется сутулиться, при этом нарушается равновесие, поза становится неудобной, затрудняется дыхание полной грудью и т.д.

Если же, наоборот, подлокотники слишком высокие для человека в инвалидном кресле, то это также вызовет физический дискомфорт. Поэтому высота подлокотников рассчитывается следующим образом. В положении «сидя» у пациента измеряется расстояние от основания локтя до верхнего края сиденья. К этой величине добавляем 2,5 см.

По полученной величине и устанавливают подлокотники. Скажем, 17 см плюс 2,5 см. Итого высота подлокотников должна составить 19,5 см.

Еще раз напомним, что инвалидную коляску следует подбирать, исходя из индивидуальных потребностей, а также параметров пациента, который будет ею пользоваться. Это крайне важно как для физического и психического состояния пациента, так и для близких ему людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector