Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

  • Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?
  • Симптомы Сдвг у детей дошкольного возраста
  • Кто и как диагностирует СДВГ?
  • Советы родителям малыша с диагностированным СДВГ

Гиперактивность у дошкольников в наше время не является редкостью. Психологи уверяют, что примерно 20 процентов детей в стране неуемно энергичны, испытывают сложности с дисциплиной и координацией, трудно обучаемы. 

Как распознать синдром дефицита внимания и активности у детей дошкольного возраста и нужно ли бороться с беспокойным и экспрессивным поведением, и если «да», то как именно?

Что такое СДВГ?

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Это неврологическое расстройство поведения и развития, которое диагностируется в детском возрасте, но зачастую остается активным и при взрослении.

Дети с таким синдромом испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому им нелегко дается усвоение занятий в детском саду (а впоследствии – и школьных предметов). Из-за невнимательности ребенок ошибается, не усваивает объяснения воспитателя. Гиперактивные ученики чрезмерно энергичны, совершают множество ненужных движений вместо того, чтобы сосредоточиться на выполнении задания.

Бывает, что педагоги ошибочно объясняют такое поведение недостаточным воспитанием, и причисляют воспитанников с СДВГ к непослушным и неконтролируемым. Но причины такого поведения не в родительском невнимании к малышу, а в особенностях работы его отделов головного мозга.

Что вызывает синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

  • Сегодня ученые не называют точную причину развития СДВГ, но большая часть исследований выдвигает гипотезу, что на возникновение расстройства могут влиять патологические изменения в гене, отвечающем за выработку дофамина, и активность соответствующих рецепторов.
  • Существует версия, что синдром может развиться в результате комплексного влияния социальных, психологических и биологических факторов.
  • Развитие расстройства у детей возможно с большой долей вероятности, если:
  • у родителей малыша тоже был диагностирован СДВГ;
  • мать в период беременности перенесла инфекционное заболевание;
  • у ребенка и матери конфликт резус-показателей крови;
  • мать во время беременности злоупотребляла алкогольными напитками, курила, принимала лекарственные или наркотические препараты;
  • роды были сложными или преждевременными, была проведена стимуляция;
  • малыш в раннем возрасте перенес тяжелое инфекционное заболевание, пневмонию, болезнь почек;
  • у ребенка есть диагноз «черепно-мозговая травма»;
  • малыш растет в экологически плохой среде.

Причиной СДВГ в первые годы жизни могут стать биологические факторы, позже преобладает риск социальных и психологических обстоятельств. Неблагополучные отношения в семье, частые ссоры, недостаток родительского внимания или чрезмерная забота и контроль не вызовут расстройство дефицита внимания, но ощутимо усилят его симптомы.

Типология СДВГ

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Синдром классифицируется по трем типам течения:

  1. Невнимательный, при котором преобладает дефицит внимания. Малыши (чаще – девочки) с таким типом расстройства рассеяны и замкнуты, отличаются развитой фантазией.

  2. Гиперактивный, для которого характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность, повышенная моторная возбудимость (чаще диагностируется у мальчиков).

  3. И самый распространенный тип – смешанный, который сочетает симптомы первых двух типов (нарушенное внимание и повышенная активность).

Симптомы Сдвг у детей дошкольного возраста

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Обычно у дошкольников симптомы СДВГ проявляются в комплексе, поэтому в этом возрасте расстройство диагностируется легче.

Родителей и воспитателей должно насторожить, если ребенок:

  • забывчив, с легкостью отвлекается от занятий, как будто не слушает объяснения воспитателя;
  • постоянно двигается, совершает бесцельные действия;
  • импульсивен, нетерпелив, часто перебивает других детей, не может дослушать рассказ воспитателя до конца;
  • избегает однообразных и рутинных дел;
  • испытывает явные проблемы с концентрацией внимания, то есть может при чтении пропускать строчки, не доводить начатое дело до конца, часто теряет/забывает вещи и игрушки;
  • более 10 минут не может заниматься одним делом;
  • имеет сложности с самоорганизацией;
  • может на занятии вставать со своего места, хаотично двигать руками и ногами, прыгать, дергаться;
  • разговаривает бегло и громко, «проглатывая» окончания слов и предложений;
  • сопровождает речь активной жестикуляцией и мимикой;
  • страдает частыми перепадами в настроении;
  • игнорирует принятые нормы поведения;
  • агрессивен и вспыльчив, не принимает правила игры, может ударить другого ребенка, легко обижается;
  • не умеет ждать, истерически плачет, если не получает желаемое в данный конкретный момент;
  • не чувствует страха перед опасностью, поэтому часто подвержен травмам.

Необходимо понимать, что такое поведение может встречаться и у здоровых малышей и являться признаками взросления или сложного характера. Чтобы говорить о наличии у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности, нужна консультация специалистов.

Кто и как диагностирует СДВГ?

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Диагностику проводят несколько специалистов: психоневролог, педиатр, нейропсихолог, логопед-дефектолог. Помимо медицинского осмотра, за ребенком наблюдают и просят родителей подключиться к этому. Для дошкольников проводят устные психологические тесты, а опрос на наличие симптомов заполняют родители.

Диагноз СДВГ ставится при:

  • наличии ярко выраженных симптомов, которые не проходят в течение полугода;
  • постоянно и всюду проявляющихся признаках расстройства (и в детском саду, и на игровой площадке, и во время прогулки, и дома).

При постановке диагноза важно не перепутать СДВГ с другими заболеваниями, которые также могут влиять на поведение и развитие.

Пройти обучение и получить профессию нейропсихолога можно на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы освоите новое интересное направление и сможете осуществлять диагностику, лечение и профилактику СДВГ и других нарушений в области нейропсихологии у детей.

Как лечат синдром?

Гиперактивный ребенок

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей.

Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого».

У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Гиперактивный ребенок

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом.

Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге.

Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет.

Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр.

Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Читайте также:  Кривошея у детей

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г.

, СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода.

Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях.

Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ.

Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения.

При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Данное заболевание входит в число так называемых психоневрологических расстройств, то есть таких, при которых происходят нарушения в работе нервной системы. 

Важно учитывать, что чем старше становится ребенок, тем сложнее его заболевание поддается лечению. Соответственно, необходимо обращать внимание на какие-то нарушения как можно раньше, чтобы избежать серьезных последствий. 

Еще необходимо учитывать, что лучше показаться специалисту, чем пытаться поставить диагноз самостоятельно, поскольку иногда симптомы могут быть схожи с другой болезнью, соответственно, требуется несколько другой вариант лечения. С чем можно спутать: 

  • Аутизм или шизофрения;
  • Перенесенная черепно-мозговая травма;
  • Наследственные заболевания (синдром Туретта, например);
  • Особенности темперамента;
  • Проблемы щитовидной железы.

Механизм образования СДВГ

Возникновение заболевания обычно обусловлено двумя общими причинами: повреждением ЦНС (центральная нервная система) и нарушением в работе генов, отвечающих за поступление в мозг дофамина и норадреналина (так называемые нейромедиаторы). Недостаток дофамина приводит к нарушению в работе тормозящих и возбудительных механизмов психики, в то время как недостаток норадреналина приводит к дефициту внимания. 

Грубо говоря, из-за неправильной работы мозга, некоторые психические реакции ребенка будут не совсем корректными, что будет отражаться непосредственно на его поведении. А главная угроза СДВГ как раз в том, что ребенок может не научиться поведенческим нормам, что негативно повлияет на его социализацию и на жизнь в целом. 

Что влияет на появление и развитие расстройства

В первую очередь, некоторые нарушения могут быть следствием проблематично протекавшей беременности или родов. Например, ребенок мог родиться раньше либо позже положенного срока или же перенести какие-то заболевания на первом году жизни.

Также употребление матерью табачных и алкогольных изделий во время беременности тоже может повлиять на наличие СДВГ у ребенка.

Так что в какой-то мере первый шаг по борьбе с заболеванием – следить за тем, чтобы развитие плода протекало как можно безопаснее. 

Еще один фактор – окружающая среда. Если ребенок растет там, где в воздухе находится большое количество вредных элементов, например, тяжелых металлов типа свинца или выхлопных газов, это тоже вредит ему. Свинец вообще напрямую влияет на когнитивные навыки детей, поэтому по возможности стоит выбирать местом жительства относительно «чистые» районы.

Наконец, необходимым условием является наличие сбалансированного питания и витаминизации. Важно следить, чтобы в меню ребенка присутствовали и углеводы, и жиры, и белки. К тому же рекомендуется ввести в рацион магний, поскольку именно этот элемент отвечает за тормозящие и возбудительные процессы в ЦНС.

Некоторые особенности заболевания

Для того чтобы понимать, как бороться с заболеванием, нужно разбираться в особенностях его проявления.

При СДВГ не стоит забывать про возраст ребенка, поскольку расстройство у детей дошкольного возраста будет проявляться несколько по-другому, чем у школьников или подростков.

Например, до школы будет наблюдаться достаточная энергичность, активность в играх, которая зачастую будет выходить за рамки.

 В школе же увеличивается нагрузка, с которой таким детям справиться сложнее их ровесников. К тому же они часто являются источником конфликта (например, из-за раздражительности), поэтому им нелегко социализироваться, что, в свою очередь, приводит к сложностям в общении и заниженной самооценке.

В подростковом возрасте гиперактивность постепенно отходит на задний план, уступая место неуверенности и общему беспокойству. Учиться становится еще сложней из-за трудностей с организацией своего времени.

Сложности с общением могут усилиться, подросток нередко конфликтует не только с одноклассниками или семьей, но и с учителями или даже представителями закона. Также они могут пристраститься к алкоголю или наркотикам или участвовать в противозаконных действиях.

Именно поэтому лучше лечить СДВГ с раннего возраста.

Также стоит помнить про то, что у данного расстройства есть три формы, каждая из которых обладает своими особенными симптомами: форма с нарушением внимания, форма с гиперактивностью и импульсивностью и форма со всеми тремя симптомами. Так, например, при форме с нарушением внимания, симптоматика такая:

  • Ребенок легко отвлекается;
  • Ему сложно сосредоточиться на выполнении задания (например, школьного);
  • Он редко доводит дело до конца;
  • Ему сложно запоминать детали;
  • Он забывчив, может терять вещи;
  • Избегает самостоятельного составления планов по выполнению чего-либо.

При этом у СДВГ в целом, конечно, есть ряд обязательных признаков. Проявление заболевания должно наблюдаться на протяжении долгого времени, оно распространяется на все сферы жизни ребенка, а также очевидны нарушения в обучении и установлении социальных контактов.

Читайте также:  Синдром фасеточных суставов

Лечение

Самое главное – к борьбе с данным расстройством нужно подходить комплексно, то есть нужно не только стремиться свести к минимуму его признаки, но и работать с другими связанными с ним сферами. На что нужно обратить внимание:

  • Отношения внутри семьи ребенка;
  • Умения и знания его родителей относительно воспитания;
  • Учебная атмосфера и отношения с учителями;
  • Отношения со сверстниками.

Помочь могут семейная терапия, проведения специальных уроков для родителей, подбор наиболее комфортной обстановки для обучения, а также занятия по улучшению навыков общения и психотерапию индивидуально для самого ребенка. Зачастую лечение сопровождается приемом лекарств, назначенных врачом. 

К.М.Н., академик РАМТН М.А. Бобырь

12 способов справиться с гиперактивностью малыша

Что важно знать о СДВГ у детей, и как с этим бороться?

Существует тонкая грань между естественно активным ребенком и малышом, страдающим гиперактивностью.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) обычно становится заметным в раннем детстве, примерно в 2–3 года. Но поскольку большинство детей от природы склонно к мечтаниям, суетливому поведению и не продолжительному вниманию, гиперактивность часто ставится диагнозом в возрасте примерно 6-7 лет.

Признаки гиперактивности

  • Признаки СДВГ включают то, что обычно рассматривается как поведенческие проблемы, такие как трудности с концентрацией внимания или следованием инструкциям, а также неспособность контролировать несоответствующее поведение, такое как бег по коридору или постоянное прерывание разговоров.
  • Ребенка с СДВГ могут расстраивать ситуации, когда его критикуют или наказывают за такое поведение, если родители или учителя не знают о наличии расстройства.
  • Если поведенческие проблемы проявляются лишь изредка в определенных ситуациях, ваш ребенок, вероятно, просто переживает обычное «детское поведение».
  • Однако, если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания как в школе, так и дома, и вам кажется, что ему постоянно трудно следовать указаниям или контролировать свое поведение, возможно, пришло время поговорить с вашим лечащим врачом о возможных причинах.

Хотя СДВГ обычно рассматривается как проблема здоровья, состояние не обязательно приводит к серьезным проблемам в жизни. Находя способы направить гиперактивность в продуктивную деятельность, вы можете научить ребенка использовать свою энергию в качестве топлива для творчества.

Обсудим несколько способов удовлетворить потребность вашего ребенка в дополнительных физических движениях и помочь ему использовать свою энергию и лучше контролировать импульсы.

Помощь родителям

Справиться с гиперактивным ребенком может быть сложно.

Гиперактивный ребенок может оказаться нестабильным, он часто перескакивает с одного занятия на другое с, казалось бы, безграничной энергией.

Может показаться, что ему трудно слушать что говорят или следовать указаниям. Он может плохо учиться в школе, получать низкие оценки и демонстрировать поведенческие проблемы.

Хотя нет правильного ответа на вопрос о том, как обращаться с гиперактивным ребенком, соблюдение нескольких советов может облегчить жизнь с гиперактивным ребенком.

1. Спорт

Физическая активность важна для ребенка с СДВГ, поэтому практически любой вид спорта, от езды на велосипеде до плавания, будет полезен для выплеска избытка энергии.

Есть некоторые виды спорта, которые даже более эффективны, чем другие.

Например, боевые искусства, такие как каратэ, кунг-фу или тхэквондо, могут быть чрезвычайно полезными из-за идеального баланса умственной концентрации и физических нагрузок, которые требуются гиперактивным детям. Это помогает детям научиться концентрировать свою энергию и формировать самодисциплину и контроль.

Командные виды спорта, такие как футбол или баскетбол также хороши, поскольку они требуют от ребенка участия и совместной работы (что хорошо для их социальных навыков).

2. Уроки танцев, актерского мастерства или музыки

В зависимости от того, в чем заключаются интересы вашего ребенка, обучение игре на музыкальном инструменте, занятия драматическим искусством или обучение координации посредством танцев — могут стать отличными занятиям после школы.

Исследования показали, что игра на музыкальном инструменте требует одновременной работы обеих сторон мозга, что помогает тренировать его для выполнения нескольких задач, в то время как танцы позволяют детям высвободить свою энергию, сохраняя при этом контроль над своими движениями.

Актерское мастерство помогает ребенку практиковать свои навыки запоминания и позволяет соприкасаться со своей творческой стороной. Возможность разыграть разных персонажей со сцены помогает им направить свою энергию и эмоции на что-то продуктивное.

3. Искусство и ремесла

  1. Проекты декоративно-прикладного искусства отлично подходят для обучения детей воплощению своих идей и превращению творческих идей в нечто конкретное.

  2. Любят ли они рисовать, моделировать, обрабатывать дерево или шить, разработка идеи и доведение ее до конца может чрезвычайно мотивировать ребенка, особенно малыша с СДВГ.

  3. Такая деятельность показывает, что дети способны использовать всю свою энергию как движущую силу для чего-то творческого и продуктивного.

4. Кемпинг и мероприятия на свежем воздухе

  • Нет ничего лучше свежего воздуха, природы и физической активности, чтобы помочь гиперактивному ребенку использовать свою энергию для чего-то позитивного.
  • Поход с ребенком — отличная возможность научить малыша жить на природе и помочь развить некоторые практические навыки.
  • Если у вас нет времени лично брать вашего ребенка на прогулки на природе или в походы так часто, как вам хочется, различные лагеря — отличный способ убедиться, что ваш ребенок не пропустит эти замечательные впечатления.

Детский лагерь также помогает детям научиться работать в команде и улучшить социальные навыки.

Важно обратить внимание, нравится ли эта идея ребенку. Если нет — лучше не заставлять малыша.

5. Помощь по дому

  1. Если ребенок приходит домой из школы, фонтанируя энергией, не сажайте его перед телевизором и не позволяйте играть в видеоигры.

  2. Вместо этого спросите, хочет ли он помочь вам приготовить ужин или сделать несколько простых дел, например, вытереть пыль или пылесосить.

  3. Детям часто нравится проводить время с родителями, это также дает им чувство ответственности и помогает гордиться своей работой.

6. Строгий порядок

Многие родители предпочитают вести свободную и непринужденную домашнюю жизнь без излишка правил. Этот непринужденный стиль воспитания подходит многим детям. Но у гиперактивных детей, как правило, в неясной обстановке возникают проблемы.

Если вы живете с гиперактивным ребенком, ведите домашнее хозяйство в упорядоченной манере. Таким образом, ребенок будет знать, чего от него ждут изо дня в день.

7. Трансформируйте сложные инструкции в простые и понятные

Ребенку с СДВГ сложно следовать и запоминать длинный список инструкций.

Вместо этого разбейте задачу на более мелкие части. Попросите, чтобы ребенок смотрел вам в глаза, когда вы объясняете что-то, и излагал информацию небольшими, легкими для восприятия фрагментами.

Попросите ребенка повторять каждый шаг. Написание инструкций также может помочь ребенку следовать им.

Письменный пошаговый список позволяет гиперактивному ребенку сосредоточиться на одном маленьком шаге за раз. Он может обратиться к списку, чтобы вспомнить то, что ему сказали, и вычеркнуть шаги по мере их выполнения.

8.Минимизируйте отвлекающие факторы

Те факторы, которые большинство людей никогда не замечают, может легко отвлекать ребенка, страдающего СДВГ.

Удобно усадите ребенка вдали от окон и дверей. Позвольте двигаться, но не позволяйте отвлекаться на другие вещи.

Убедитесь, что ребенок понимает, что его не наказывают. Создайте теплое и уютное рабочее место. Скажите ребенку, что рабочее пространство помогает ему сконцентрироваться, и поощряйте его участие в создании пространства, в котором он чувствует себя комфортно.

9. Используйте положительное подкрепление

Выполнение заданий — огромная борьба для гиперактивного ребенка. Поэтому важно, чтобы ребенок осознавал, что задание стоит выполнить.

Хвалите и поощряйте каждый раз, когда ребенок успешно выполняет задание.

Кроме того, позвольте ему вознаградить себя, назначив задачи, которые приводят к получению приза, например, конфете.

Занимаясь с гиперактивным ребенком, не беспокойтесь о том, что вы можете «подкупить» ребенка, чтобы тот участвовал. Положительное подкрепление — это награда за преодоление трудностей при выполнении задачи.

10. Помогите ребенку составить список дел

Составленный список обязанностей может помочь ребенку обрести независимость. Письменный список также дает ребенку визуальный ориентир, который можно использовать, когда он отвлекается или забывает, что ему нужно делать.

Научите ребенка обращаться к списку всякий раз, когда ему скучно или он не знает, что делать дальше.

Не наказывайте ребенка за невыполнение списка дел в установленный период времени. Используйте положительное подкрепление, чтобы вознаградить ребенка за задачи, которые ему удалось выполнить.

Дайте ребенку свободу выполнять задания в любом порядке, а не начинать сверху и постепенно спускаться вниз.

11. Не спешите с лекарствами

В современном мире жизнь с гиперактивным ребенком может привести родителей к вопросу приема медикаментов.

Да, некоторые лекарства могут помочь сбалансировать химию мозга тех детей, кто действительно в них нуждается. Однако лекарства имеют побочные эффекты и не должны использоваться всем детям по умолчанию.

Если методы изменения поведения не работают в течение определенного периода времени, вам и врачу вашего ребенка следует вместе решить, требуются ли лекарства. Однако это должно быть последним средством, а не первым выбором.

12. Дайте ребенку волю

  • Детям нужна возможность бегать и просто играть в комфортной обстановке.
  • С возрастом расписание детей становится более упорядоченным, чем когда-либо прежде.
  • Убедитесь, что у ребенка с признаками гиперактивности есть свободное время каждый день, чтобы он проводил его как хочет.
Читайте также:  Растяжка позвоночника: самые эффективные упражнения

Рекомендации родителям ребенка с СДВГ: как помочь, что делать взрослым, как себя вести

СДВГ: что это такое

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который является не болезнью, а нейробиологическим состоянием, связанным с нарушениями в работе отдельных структур и систем головного мозга. Проявляется поведенческими и психическими отклонениями, которые возникают в дошкольном возрасте.

Для детей с СДВГ характерны легкие неврологические расстройства, эмоциональная лабильность, нарушения речи и произношения. Люди с таким синдромом могут испытывать дефицит внимания, трудности с восприятием, плохо включаются в учебный процесс, чувствуют повышенную утомляемость. Часто патология сопровождается чрезмерной двигательной активностью, неусидчивостью.

Ребята с СДВГ не могут контролировать свои импульсы, поведение. У них наблюдается нарушение мотивационной сферы и отставание навыков коммуникации. При этом у большинства детей интеллект и физические способности хорошо развиты.

Специалисты выделяют четыре основные причины возникновения СДВГ:

  1. генетические;
  2. биологические;
  3. социально-психологические;
  4. вызванные влиянием окружающей среды.

С медицинской точки зрения СДВГ является стойким и хроническим состоянием, для которого пока не найдено единого лечения. Существует мнение, что дети к подростковому возрасту перерастают проявления или приспосабливаются к взрослой жизни.

Известный педиатр Комаровский считает, что СДВГ в подавляющем большинстве является особенностью характера. Если гиперактивность не мешает ребенку адаптироваться в коллективе, выполнять задания, занимать себя деятельностью, то такое проявление можно относить к норме.

Что делать, если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ

Родители ребят, столкнувшись с диагнозом, часто испытывают самые разные чувства – отрицание, разочарование, гнев, стыд, страх и тревогу за будущее.

Часто к этим проблемам прибавляется эмоциональное выгорание. Папам и мамам приходится тратить значительно больше сил, чтобы усмирить своего «неспокойного» ребенка и выдержать все особенности его состояния.

Коррекция СДВГ всегда подбирается индивидуально и должна быть комплексной исходя из тяжести проявлений. При избрании методики учитывается симптоматика и наличие сопутствующей патологии. Коррекционный комплекс должен включать работу с детским психологом или психотерапевтом, логопедом, дефектологом, а также прием медикаментов.

Методики, помогающие корректировать поведение

Детям с диагнозом СДВГ показана нейропсихологическая коррекция. Это комплекс двигательных и умственных упражнений, который проводится в игровой форме. Такие занятия тренируют базовые психические процессы. С каждым уроком сложность постепенно повышается.

Специалисты клиники La Salute проводят нейропсихологическую коррекцию, используя собственные авторские программы, так и разработанные методики ведущих российских психологов – Семенович А.В., Цветковой Л.С.

Родителям также следует быть максимально вовлеченными в терапевтический процесс. Рекомендуется проводить коррекционные игры в домашних условиях. Они помогут развить внимание, наблюдательность, усидчивость, контролировать импульсивность, движения и активность, соблюдать правила. Рассмотрим некоторые из них.

Игра «Мельница»

Члены семьи собираются в круг и поочередно бросают друг другу мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Тот, кто не поймал мяч, покидает игру. Побеждает человек, который остается последним.

Игра «Найди отличие»

Ребенок должен нарисовать любой предмет – собаку, дерево и т.п., отдать ее взрослому и отвернуться. Взрослому нужно добавить немного деталей, а ребенку после этого необходимо показать, что поменялось.

Игра «Говори»

Детей информируют, что будут задавать им разные вопросы. Но отвечать на них можно только после команды – «Говори». «Какая у меня кофта?» (пауза) – «Говори». «Сегодня солнечно или дождливо?» — «Говори».

Игра «Кричалки – шепталки — молчалки»

Для игры понадобятся три ладошки, обведенные по контору и вырезанные из красного, желтого, синего картона. Ведущий должен поднимать их по очереди. Красная ладошка – можно бегать, кричать и шуметь. Желтая – тихо передвигаться и шептать. Синяя – участники должны прекратить активность, лечь на пол и замереть.

Как не допустить выгорания

Родители и близкие родственники часто не умеют справляться с проявлениями СДВГ. Мать или отец жалуются, что невозможно найти ключик к сыну или дочке. Любые попытки заканчиваются срывом. Они находятся в хроническом стрессе, и как следствие испытывают эмоциональное выгорание.

На школьников и дошкольников с СДВГ часто поступают жалобы от учителей и воспитателей. Мамы и папы подвергаются критике, что они недостаточно занимаются детьми. В школах на ребят устраивают травлю. К сожалению, большинство людей в силу своей некомпетентности списывают все проявления синдрома на педагогическую запущенность.

Нередко другие родители также показывают негативное отношение к гиперактивным ребятам, запрещают своим детям общаться и дружить с «непоседами».

Дети с СДВГ могут также испытывать сложности во взаимодействии с ровесниками. Во избежание конфликтов родители прекращают гулять с ними на детских площадках, а также перестают появляться в людных местах.

Чувство стыда и вины усиливаются, только усугубляя угнетенное психологическое состояние.

Поэтому очень важно мамам и папам не допускать эмоционального истощения и вовремя обратиться к психологу или психотерапевту за помощью. Специалист разъяснит особенности ребенка, поможет лучше понимать его. В совместной работе получится создать индивидуальный подход.

Как наладить контакт с ребенком

Практические рекомендации, которые помогут:

  1. Планировать четкий режим дня и соблюдать его всей семьей.
  2. Следить за выполнением заданий и хвалить ребенка за достижение результата.
  3. Не нужно стремиться делать что-либо за малыша. Можно ему только помогать.
  4. Нельзя проявлять грубость, если что-то не получилось.
  5. Не водить ребенка в места скопления людей, на шумные мероприятия, если он эмоционально восприимчив.
  6. Избегать перевозбуждения. Выполнять домашние задания с перерывом 20 минут.
  7. Хвалить ребенка за самое незначительное достижение.

Мамы и папы должны понимать, что в первые годы обучения придется совместно делать уроки. Задача родителей – контролировать, чтобы все выполнялось до конца. Можно проговаривать упражнения вслух и совместно искать решение.

Очень важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались единого стиля воспитания.

Как правильно разговаривать

Речь взрослых должна быть простой и ясной, особенно, когда озвучивается просьба что-то выполнить. У детей с СДВГ могут быть сложности с восприятием. Например: «сходи на кухню, принеси мне кружку, а потом найди мою книгу» – это неправильное обращение. Малыш выполнит только половину просьбы. Задания необходимо разбивать, чтобы не перегружать ребенка.

Что нельзя делать при воспитании гиперактивных детей

Родителям детей необходимо помнить, что малыши не виноваты в гиперактивности. Бесполезно их ругать и наказывать за это, игнорировать, устраивать бойкоты, унижать, применять грубую физическую силу. Негативные методы воспитания стирают самооценку и формируют чувство вины. Дети бессознательно начинают ругать себя, что они «неправильные» и не в состоянии угодить папе и маме.

В воспитании рекомендуется избегать вседозволенности и завышенных требований. Детям необходимо четко разъяснять правила поведения. Количество запретов и ограничений также должно быть сведено к разумному минимуму.

Нельзя забывать про социализацию, изолировать ребят от игр, кружков, секций, походов по интересным местам.

Можно ли повышать голос

Повышать голос, кричать однозначно нельзя. Дети с СДВГ часто эмоционально лабильны, более восприимчивы и ранимые. Негативные реакции могут закрепиться и только усугубить текущее состояние.

Советы учителям и воспитателям

Стандартные учебные программы могут не подойти для ребенка с диагнозом СДВГ. В зависимости от степени выраженности проявлений может понадобиться коррекционная школа или класс, учебное заведение с инклюзией, где учитывают особенности таких ребят.

Педагогам необходимо относиться с пониманием к детям, которые страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. А также быть в постоянном контакте с родителями. Обучающий персонал должен осознать тот факт, что ребенок и родители не виноваты в имеющихся особенностях. Поэтому стоит избегать нравоучительного тона. Необходимо относиться с сочувствием и сопереживанием к таким детям.

Советы, которые помогут школьным учителям, дошкольным воспитателям, частным педагогам лучше взаимодействовать с ребенком в процессе обучения:

  1. «Неусидчивого» воспитанника стоит посадить за первую парту, чтобы лучше контролировать его деятельность.
  2. Можно использовать часы со звонком, чтобы отделить одно задание от другого.
  3. Полезно давать небольшие поручения и вовлекать в общественные мероприятия. Такие меры помогут повысить собственную значимость у школьников и дошколят.
  4. Больше хвалить и поощрять ребенка.
  5. Необходимо проводить двигательные разминки в перерывах между занятиями.

Как обеспечить хорошее будущее детям с СДВГ

Рекомендации родителям детей с СДВГ, которые помогут выстроить комфортное взаимодействие и обеспечить им хорошее будущее:

  1. Если у ребенка имеются признаки гиперактивности и дефицита внимания, нужно обязательно показать его специалисту.
  2. Коррекция состояния должна включать работу с детским психологом или нейропсихологом, лекарственную терапию, по необходимости занятия с логопедом.
  3. Четко планировать распорядок дня.
  4. В домашнем режиме проводить коррекционные игры.
  5. Заниматься с ребенком спортом.
  6. При появлении признаков эмоционального выгорания обращаться к специалистам. Психотерапия поможет родителям сохранить силы для дальнейшего воспитания ребенка.

Медики клиники La Salute специализируются на нейропсихологической коррекции детей с СДВГ. Диагностика направлена на выявление первопричин, которые привели к дезадаптации.

Поэтому, если у сына или дочки наблюдаются трудности с усидчивостью, проблемы со счетом, орфографией, восприятием и усвоением материала, врачи и психологи медицинского учреждения помогут разобраться в проблеме и при необходимости проведут нейропсихологическую коррекцию.

Наш специалист – Антонова Стелла Леонидовна более 30 лет занимается решением проблем, связанных с психическими процессами у детей. Нейропсихолог помогает поставить правильный диагноз, разрабатывает индивидуальные программы коррекции.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector