Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.
Как проявляется задержка развития речи
Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:
- У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
- Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
- Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
- Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.
Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.
Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы.
Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого.
К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.
Причины ЗРР
Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.
Перечислим основные из них:
- Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
- Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
- Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
- Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
- Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
- Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.
Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.
Что делать, если ребенок плохо говорит?
Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:
- ЛОР;
- логопед-дефектолог;
- невролог;
- психолог.
Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.
Что поможет при задержке речевого развития
Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.
Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».
Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.
Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога.
Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику.
Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.
Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.
Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.
Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!
Задержка речевого развития
Шамшуро Елена журнал «Няня», 2001 год № 4
По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок.
В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности».
Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).
Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться. Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского логопеда, невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД».
На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка.
Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития , специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью. Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых. У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста. Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития , не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Здравствуйте,
пальчики!
Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики? В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи.
Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста. Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением.
Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте. Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года).
Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.
Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования.
Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.
Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».
На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия: подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета); подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины); распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету; соотношение геометрических фигур с формой предметов. Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».
Учимся говорить Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников. В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков. В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова. Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного.
Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др. Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более. В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка. Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом.
Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное.
Для них самое важное — научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, — киска, а это пасется на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п.
Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик», «Что он делает?» — «Мальчик играет»; «Что это?» — «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».
Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»). Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении.
Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например — «Что Таня достает из волшебного сундучка?» — «Куклу, кубики, бусы». — «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» — «На вертолетах — на вертолете; на машинах — на машине». — «Чего нет у Тани?» — «Автобуса, лодок» и др.
) Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка — папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву. Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога — гора»). Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм. ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из детской поликлиники.
Редактор: Мария Чулова (27.09.03)
Справочная > Развитие ребенка > развитие речи
Задержки речи — НИИ «Дети Индиго»
О задержке речевого развития говорят, когда ребенок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме. По статистике, отклонения в речевом развитии встречаются чаще у мальчиков.
Задержка речевого развития крайне негативно сказывается на развитии психических процессов ребенка, потому вместе с ЗРР часто диагностируют и ЗПР.
Ребенку с такими диагнозами необходима качественная диагностика и лечение. В НИИ «Дети Индиго» специалисты готовы оказать профессиональную медицинскую помощь в борьбе с задержками речи. Современные технологии, авторские методы лечения и большой опыт врачей помогут маленьким пациентам скорректировать заболевание и догнать в развитии своих сверстников.
К сожалению, родители часто игнорируют тревожные звоночки, которые сигнализируют о ЗРР И ЗПР. Но хуже, когда родители их замечают, идут к врачу, но в ответ слышат лишь — «Подождите, все само наладится.» И многие родители продолжают ждать, теряя драгоценное время. А ведь такая врачебная ошибка стоит счастливой и полноценной жизни ребенку!
Если замечаете, что малыш развивается гораздо медленнее своих сверстников, а врачи в местной поликлинике утверждают, что это норма — поспешите записаться к специалистам в НИИ «Дети Индиго», чтобы заручиться вторым экспертным мнением и быть уверенным в здоровье своего ребенка.
Развитие каждого ребенка индивидуально. Тем не менее педиатры выделяют нормы речевого развития применительно к каждому возрасту. Индивидуальные особенности укладываются в расхождение срока не более чем 2-4 месяца. Если к 2,5 годам малыш не набрал навыков 2-летнего ребенка – это замедление темпов развития речи, первый тревожный звонок и повод обратиться к профильным специалистам.
Даже у самой заботливой мамы, как правило, нет медицинского образования. Поэтому со всеми сомнениями относительно здоровья ребёнка нужно сразу обращаться к врачу.
Подробнее
Каждый ребёнок уникален! Это должны помнить родители, прежде чем начать сравнивать успехи своего любимого дитя с достижениями соседских малышей. Существуют определённые возрастные нормы развития, которые помогают контролировать процесс роста ребёнка и вовремя предотвратить серьёзные проблемы.
Подробнее
Современные программы раннего дошкольного развития весьма популярны. Они позволяют формировать грамотную речь, тренировать память, внимание, развивать творческие и умственные способности. Сертифицированные специалисты НИИ Дети Индиго владеют различными технологиями развития детей дошкольного возраста и готовы предложить всесторонний подход в этом важном вопросе.
Подробнее
Развитие каждого ребенка индивидуально. Тем не менее педиатры выделяют нормы речевого развития применительно к каждому возрасту.
Возникли сомнения относительно здоровья ребенка? Тогда скорее к неврологу – одному из главных докторов в жизни малыша.
Существуют определённые возрастные нормы развития, которые помогают контролировать процесс роста ребёнка и вовремя предотвратить серьёзные проблемы.
Правильное развитие в дошкольном возрасте поможет ребёнку стать полноценным человеком, свободным от комплексов и страхов.
Действительно ли поможет остеопат при ЗРР, каким образом?
Детский остеопат действительно помогает при ЗРР. Мягкие мануальные техники помогут восстановить питание клеток головного мозга, наладить работу мышц гортани, исправить нарушение подвижности языка. Подробнее врач расскажет на личном приеме.
Подробнее
Что именно НИИ Неврологии предусматривает для лечения по диагнозу ЗПР и ЗРР?
НИИ «Дети Индиго» отдает предпочтение аппаратным методикам, хорошие результаты дает биоакустическая коррекция мозга, транскраниальная, микрополяризация, чрезкожная микротоковая рефлексотерапия.
Подробнее
Можно ли вылечить в Дети Индиго ЗРР без таблеток? Есть шанс, что сын пойдет в обычную школу?
Прогноз для детей с различными неврологическими нарушениями напрямую зависит от сложности диагноза. В НИИ «Дети Индиго» назначают курсы реабилитации с упором на физиолечение. Главный секрет успеха — комплексный подход!
Подробнее
Благодаря «Дети Индиго» убедилась, что только от комплексного лечения будет положительный эффект. Иглоукалывание, занятия с психологом, с логопедом и многое другое — дали отличный толчок в развитии нашего сына. Я рада, что мы здесь оказались, ведь если бы не «Дети Индиго», возможно, наш сын до сих пор бы не говорил.
Читать
Уже не первый раз мы проходим курс реабилитации в «Дети Индиго» и каждый раз результаты лечения все лучше. Из совершенно неговорящих детей они превратились в болтунишек. Честно сказать, на душе становится спокойнее после каждого пройденного курса, я чувствую, что лечение в «Дети Индиго» обеспечит моим сыновьям полноценное и здоровое будущее.
Читать
Наша история началась, когда Ришату было 3, несмотря на возраст у него отсутствовала речь. Мы прошли обследование, по итогу которого нам был поставлен диагноз «детский аутизм». Диагноза мы не напугались, сразу же по совету знакомых отправились в «Дети Индиго» на лечение. Прошли первый курс и вот наша мечта наконец осуществилась — сын заговорил!
Читать
Сын отстает в речевом развитии из-за того, что растет в билингвальной среде. С этой проблемой мы обошли кучу врачей во Франции, на что нам твердили, что все нормально, потом, мол, все наладится.
Нас такие ответы не устраивали, поэтому мы и обратились в «Дети Индиго».
Здесь буквально 5 сеансов логопедического массажа сотворили чудо, произношение у Миши значительно улучшилось, речь стала более четкой и понятной.
Читать Лечением задержки речи в НИИ «Дети Индиго» занимаются неврологи, логопеды, психологи, физиотерапевты, остеопаты.
После необходимой диагностики пациенту назначается индивидуальный курс лечения, который включает в себя передовые аппаратные медицинские технологии.
На сегодняшний день НИИ «Дети Индиго» вобрал в себя, пожалуй, лучшее, что может предложить медицина для лечения неврологических заболеваний. Большая часть методов лечения и диагностики, которыми владеют специалисты НИИ «Дети Индиго» — редкость на территории РФ, поэтому из года в год мы принимаем сотни маленьких пациентов из всех уголков России и даже из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Стать пациентом и частью нашей большой и дружной семьи «Дети Индиго» несложно, мы подготовили небольшую памятку, которая в этом поможет:
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ 1. Запишитесь на прием к нужному специалисту через форму обратной связи , после чего наши администраторы свяжутся с вами в ближайшее время, чтобы уточнить желаемую дату и время приема. Или запишитесь по номеру телефона 8 (351) 734-55-63 — челябинский НИИ «Дети Индиго» 8 (996) 22-88-033 — краснодарский НИИ «Дети Индиго», 8 (700) 245-52-65 филиал НИИ «Дети Индиго в Алматы». 2. Заблаговременно подготовьте все необходимые анализы, протоколы ЭЭГ, УЗИ, МРТ и т.д., чтобы показать их врачу во время приема. 3. В назначенный день и час мы будем ждать вас в НИИ «Дети Индиго». Если это ваш первый визит, то стоит прийти за 10 минут до начала приема, чтобы успеть заполнить необходимые документы.
ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЯ
Напоминаем, что вы всегда можете записаться на онлайн-консультацию к нашим специалистам. Особенно полезной это услуга будет для иногородних пациентов, на удаленной консультации вы сможете заранее познакомиться с врачом, наметить план и длительность лечения, это поможет тщательнее спланировать поездку в НИИ «Дети Индиго».
Найти толкового врача — залог успешного лечения! Но что, если заболевание редкое, особое и в родном городе специалисты лишь разводят руками и отказываются помочь? Расстояние — не преграда! Также, как и сложная эпидемиологическая ситуация в стране. НИИ “Дети Индиго” предлагает консультации онлайн!
- нет необходимости приезжать в другой город на приём к врачу, если вы иногородние пациенты;
- даже если ребёнку тяжело передвигаться или вам сложно привезти его в «Дети Индиго», у вас всё равно есть возможность получить полноценную консультацию врача;
- поскольку дата и время приёма заранее оговорены, вам не нужно сидеть в очереди;
- удобный способ оплаты: в банке рядом с домом или через интернет-банк.
Ознакомиться с услугой более подробнее можно здесь. НИИ Педиатрии и Неврологии «Дети Индиго» в Краснодаре и Челябинске плодотворно сотрудничает с благотворительными фондами по всей России и ближнему зарубежью. Благодаря этому сотни маленьких пациентов имеют возможность получить помощь неравнодушных людей и своевременно пройти курс лечения. Благотворительные фонды, в которые могут обратиться пациенты «Дети Индиго»:
Мы открыты к сотрудничеству и будем рады рассмотреть ваши предложения. Если вы представляете благотворительную организацию или просто знаете фонд, который может помочь, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Я из другого города, как начать лечение?
Расстояние — не преграда! Также, как и сложная эпидемиологическая ситуация в стране. НИИ “Дети Индиго” предлагает онлайн-консультации по Sky… Подробнее Эффективные комплексные программы развития речи в НИИ «Дети Индиго»! Подробнее Вниманию пациентов! Перед визитом к врачу проверьте, пожалуйста, по списку наличие необходимых документов и результатов анализов. Это сделае… Подробнее
Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз
Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.
Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.
Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.
- Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
- Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
- Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.
Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.
С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.
В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).
После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).
Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет.
Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь.
Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.
Задержка развития речи (ЗРР) — симптомы и методы коррекции
Если родители готовились к появлению ребенка на свет, наверняка им известно, когда он должен произнести первое слово, а когда — начать говорить целыми предложениями.
И хотя в вопросе развития все нормы считаются условными, все же стоит проконсультировать со специалистом и узнать, почему ребенок говорит хуже сверстников или не говорит вообще.
Признаки задержки речевого развития
Примерно до 9-12 месяцев ребенок агукает, проходит этапы гуления и лепета. Затем малыш произносит первое слово, второе, и в год обычно уже знает 10 слов. При этом установлено, что слов, значения которых известны ребенку, гораздо больше чем тех, которые он может произнести вслух.
Приблизительные нормы, когда ребенок должен говорить словосочетания, формировать небольшие предложения и сколько нужно знать слов в определенном возрасте, различаются в зависимости от пола. Специалисты допускают отставание в 2-3 месяца для девочек и в 4-5 месяцев для мальчиков, но иногда ребенок молчит дольше из-за индивидуальных особенностей: темперамента и характера.
Признаки задержки речевого развития должны стать поводом показать ребенка педиатру, логопеду, детскому неврологу, чтобы можно было выяснить причину состояния.
К признакам ЗРР относятся:
- отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание;
- отсутствие реакции на звук в возрасте до 1 года;
- неправильное повторение чужих слов (эхолалия) до 1,5-летнего возраста или отсутствие попыток;
- невозможность в возрасте 1,5-2 лет выполнить простое действие со слов взрослых;
- неумение составить простые фразы в 2,5-3 года;
- отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова);
- предпочтение других способов общения (мимика, жесты).
При этих тревожных сигналах следует показать ребенка специалисту.
Причины задержки речевого развития у детей
Все многообразие причин ЗРР можно условно разделить на две большие группы: биологические, связанные с органическими нарушениями или пороками развития, и психологические (социальные). Если у задержки речи психологические предпосылки, шансы на успешное восстановление вербальной функции намного выше.
Биологические предпосылки ЗРР:
- тугоухость;
- гипоксии;
- незначительные мозговые дисфункции;
- недоношенность или рождение позже установленного срока;
- травмы во время родов;
- недоразвитость мышц рта и лица;
- энцефалиты;
- менингиты;
- повышенное внутричерепное давление;
- осложнения после вакцинации;
- гипотрофия.
Обычно задержки речевого развития появляются именно после воспалительных заболеваний, особенно связанных с мозговыми оболочками. Также большую роль играют родовые травмы и имеет место наследственный фактор: если оба или один из родителей в свое время начали говорить поздно, есть вероятность, что и у ребенка проявится эта особенность.
Социальные предпосылки задержек речи — это психологический фактор, который обусловлен недостаточным вниманием, общением и воспитанием ребенка.
В некоторых случаях, наоборот, всему виной гиперопека и чрезмерное желание родителей всегда и везде быть рядом с малышом, все контролировать и знать. И недостаток речевого взаимодействия, и отсутствие педагогических мер и их избыток могут привести к задержкам речевого развития.
Диагностика задержки речевого развития
Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.
В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.
Диагностические меры состоят из следующих:
- неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
- оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
- логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.
Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда.
Методика массажа при задержке речевого развития
В БУ «Няганский реабилитационный центр» проводится комплексная диагностика и реабилитация детей с различными проблемами развития. При задержке речевого развития реабилитация носит комплексный характер, подбирается индивидуально для каждого ребенка. При этом избирательно активируются речевые, моторные, сенсорные или когнитивные центры.
Медикаментозная составляющая, подобранная индивидуально, повышает темп прогресса у таких детей. Массаж при задержке речевого развития — важный элемент в лечении ребенка. Существует несколько способов массажа и каждый из них стимулирует определенную зону.
Какой нужно делать массаж ребенку при задержке речевого развития? Все виды массажа можно разделить на несколько категорий:
- 1. Логопедический массаж;
- 2. Массаж ладошек и рук;
- 3. Массаж лица — это лоб, щеки, рот и подбородок;
4. Массаж воротниковой зоны.
Довольно эффективно справляется с задержкой речевого развития массаж ладошек. Обычно его проводят самостоятельно родители или дети. Разделить его можно на активный и пассивный.
Пассивный выполняется родителями или доктором, в результате массажа прорабатываются участки на ладонях и пальцах детей. Массируется как наружная, так и внутренняя часть ладони, а также область до локтя. Достаточно всего 15 минут, чтобы размять эти зоны.
Для того, чтобы ребенок спокойно воспринимал выполнение массажа, его осуществляют в игровой форме, дополняя стихами и потешками.
При задержке речевого развития довольно эффективным является массаж шеи, лопаток, ключиц. Его назначают не только для стимуляции, но и общего улучшения состояния организма.
Частой причиной задержки речевого развития является родовая травма, а также зажатие нерва в области шеи. Массаж позволяет улучшить кровообращение в области головного мозга, тем самым стимулировать развитие речевого аппарата.
В ходе массажа все мышцы, а также мозг насыщаются кислородом.
Как проводится массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития. Обычно сеанс массажа не очень длительный, всего 20 минут. Обратите внимание, что он выполняется без боли и сильного надавливания.
Состоит примерно из 20 сеансов. Рекомендуется повторять через 2 месяца. При выполнении массажа ребенка выкладывают на живот, руки при этом находятся вдоль туловища.
Начинается массаж с легких поглаживаний, движений сверху вниз, в области шеи.
После можно усилить нажим и выполнять растирающие движения в этой зоне, но уже тремя фалангами пальцев. Далее проводится массаж мышцы, которая находится между шеей и плечами. Необходимо прорабатывать не только шею, но и верхнюю часть спины.
Задержка речевого развития у ребенка: причины, симптомы, диагностика и лечение
Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша.
Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто — родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап.
И это абсолютно правильно — ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.
Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?
В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам — «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных — «мяу», «гав-гав» и т. д.
К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.
Естественно, приведенные нормы весьма относительны — ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.
Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.
Симптомы
Родители должны забеспокоиться, если малыш:
- В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
- В 9 месяцев не лепечет.
- В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
- В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
- В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.
Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту.
Причины
Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.
К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить. Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков.
Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.
Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное — не игнорировать проблему.
К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести: нарушения слуха; недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба; нарушения зрения; поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте); травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры); алкоголизм родителей; наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту); врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.
Лечение
Задержка речи у детей поддается лечению — главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость. Лечение речевых расстройств может включать лекарственную терапию. Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.
Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.
Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.
Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи.
В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания.
Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.
Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.