История лечебной физкультуры в России

УЧЕБНИК

                                            ДЛЯ ВУЗОВ

В.И.ДУБРОВСКИЙ

  • ЛЕЧЕБНАЯ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • 2-е издание, стереотипное
  • Рекомендовано Министерством образования
  •                                                     Российской Федерации в качестве учебника
  •                                                   для студентов высших учебных заведений

История лечебной физкультуры в России

  1. ББК 75.0
  2.    Д79
  3. Рецензенты:
  4. доктор медицинских наук, профессор

Т.В. Xymueв;

кандидат медицинских наук,

лауреат Государственной премии СССР

И.А. Баднин;

кандидат медицинских наук, доцент

С.Г. Куртев

Дубровский В.И.

Д 79                 Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ.

               высш. учеб, заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Гума-нит. изд. центр

               ВЛАДОС, 2001. — 608 с.: ил.

ISBN 5-691-00769-6.

Учебник написан в соответствии с новой программой изучения лечебной физкультуры и массажа в высших учебных заведениях.

Большое внимание уделено систематизации средств физической культуры, применяемых с профилактической и лечебной целью, а также вопросам гидрокинезотерапии, трудотерапии, различным видам массажа, физиотерапии, мануальной терапии и многим другим методам восстановительной медицины. Впервые освещены вопросы комплексной реабилитации при многих заболеваниях и синдромах.

Учебник рассчитан на студентов факультетов физической культуры университетов и институтов физической культуры, а также студентов медицинских вузов, методистов лечебной физкультуры, реабилитологов, физиотерапевтов, врачей ЛФК и других специалистов.

ББК 75.0

                                                               © Дубровский В.И., 2001

  •                                                                © «Гуманитарный издательский
  •                                                                    центр ВЛАДОС», 2001
  •  © Серийное оформление обложки.
  •                                                                    «Гуманитарный издательский  
  • ISBN 5-691-00769-6                                            центр ВЛАДОС», 2001
  • ВВЕДЕНИЕ

Использование средств физической культуры и массажа в лечебных целях имеет давнюю историю.

На протяжении многих веков осуществлялась комплексная терапия заболеваний с помощью физических упражнений, массажа, лечебного питания, закаливания, бани, гидропроцедур, дозированной ходьбы и др.

Несмотря на то, что наука еще не обладала точными данными о неблагоприятном влиянии гиподинамии, врачи того времени рекомендовали активизацию двигательного режима при тех или иных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья.

Лечебная физическая культура (ЛФК) является составной частью двигательного режима больного. Лечебная гимнастика (ЛГ), дозированная ходьба ускоряют процессы регенерации тканей, нормализуют дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, психоэмоциональное состояние больного и т.д.

Важным в применении средств физической культуры с лечебной и профилактической целями является разработка показаний и противопоказаний их применения. Наиболее эффективно раннее использование массажа в сочетании с оксигенотерапией и ЛГ, учитывая функциональное состояние, пол и возраст больного.

В результате повреждений и заболеваний у пациентов нередко развиваются различные функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность и приводящие их к инвалидности.

У спортсменов травмы и заболевания нередко ведут к прекращению занятий спортом и инвалидизации. Своевременное применение средств реабилитации (восстановления) способствует ликвидации возникших негативных явлений (последствий) травмы (заболевания).

В отдельных разделах учебника представлены частные методики ЛГ в сочетании с массажем, физио- и гидропроцедурами, трудотерапией, баней, гидрокинезотерапией и др., и дано их научное обоснование.

История лечебной физкультуры в России История лечебной физкультуры в России

  1. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  2. * Формы и методы проведения лечебной физкультуры
  3. * Двигательные режимы
  4. * Трудотерапия
  5. * Массаж
  6. * Мануальная терапия
  7. * Гидрокинезотерапия
  8. * Лечебная гимнастика при заболеваниях легких
  9. * Лечебная гимнастика при заболеваниях сердца
  10. * Лечебная гимнастика в педиатрии
  11. * Лечебная гимнастика в гинекологии и акушерстве
  12. * Лечебная гимнастика в травматологии и ортопедии
  13. * Лечебная гимнастика при профессиональных заболеваниях
  14. * Лечебная гимнастика при психических заболеваниях
  15. * Занятия физкультурой в специальных медицинских группах
  16. * Гиподинамия и физическая деятельность
  17. ГЛАВА I.                                                                       КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

Применение средств физической культуры с профилактической и лечебной целью имеет давнюю историю. Уже в древние времена для оздоровления использовали физические упражнения, баню, массаж, гидропроцедуры, диету, климат и многие другие методы.

Так, в Древней Индии, Китае, Египте при тугоподвижности суставов использовали упражнения на растягивание, массаж и гидропроцедуры.

В Древней Индии хирург Сушрута использовал физические, дыхательные упражнения и массаж при лечении различных заболеваний.

Китайские медики применяли растирания и вытягивание суставов при многих заболеваниях. В книге «Cong-fou» (3000 лет до н.э.) подробно излагаются активные, пассивные и комбинированные упражнения в сочетании с массажем (растиранием).

Считают, что профилактическая (превентивная) медицина зародилась в Древнем Китае. Китайцы уделяли много внимания профилактике болезней.

Афоризм «Настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь» принадлежит китайцам.

В Древней Индии у йогов насчитывалось более 800 различных дыхательных упражнений, особенно много — на задержку дыхания, применяемых с профилактической целью и для лечения многих заболеваний.

В Древнем Китае почти во всех провинциях имелись врачебно-гимнастические школы, где готовили врачей — «таоссе», владеющих врачебной гимнастикой и массажем. Такие врачебно-гимнастические учреждения являлись оздоровительными центрами.

В Древней Греции Гиппократ, Асклепиад, Геродикос, Гален, Цельс и др. широко рекомендовали телесные упражнения, массаж, гидропроцедуры, диетическое питание для лечения многих заболеваний и их профилактики. Греческий хирург Антилос написал сочинение о гимнастике. В Древнем Риме особенно широко применялись телесные упражнения, массаж и гидропроцедуры в термах (банях).

Египтяне ревматические болезни лечили гимнастическими упражнениями, массажем, диетой, водными процедурами.

В Древнем Риме лечебная гимнастика достигла высокого уровня развития. В сборнике Орибаза, написанном в 360 г. н.э., были собраны все материалы того времени, при этом лечебной гимнастике отводится целая книга. К.

Гален дал описание гимнастики при различных заболеваниях костной и мышечной систем, при нарушениях обмена веществ, половой слабости и т.д., кроме того, с лечебной целью он рекомендовал спортивные упражнения (греблю, верховую езду и др.), собирание плодов и винограда, а также экскурсии и массаж.

В своей книге «Искусство возвращать здоровье» К. Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений».

Абу Али ибн Сина (Авиценна) в своих трудах «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» подробно описывает применение гимнастических упражнений, массажа, диеты, гидропроцедур, бани для лечения многих заболеваний, а также с профилактической целью.

В средние века физические упражнения, баня, массаж и гигиенический уход за телом практически были преданы забвению.

В 1573 г. появился первый учебник гимнастики Меркуриаса «Искусство гимнастики». Немецкий врач Ф. Гофман (1660—1742) создал популярную оригинальную систему лечения, где большая роль отводится применению гимнастических упражнений, диете и массажу. Внушительно звучит его афоризм: «Движение — лучшее лечение тела».

В вышедшем в 1771 г. двухтомнике по ортопедии подробно изложены сведения о гимнастических упражнениях, массаже, водных процедурах, диете. В 1780 г.

появилось сочинение Тиссот «Врачебная гимнастика, или упражнение человеческих органов по законам физиологии, гигиены и терапевтики», где подробно описаны различные упражнения, массаж и применение их при различных заболеваниях. Описания телесных упражнений для избавления от травм имеются в лечебниках XVII—XVIII вв. (Ж.М. Гардия, 1892). Англичанин Ф. Фуллер в XVIII в.

написал книгу «Медицинская гимнастика». В Германии в начале XVII в. Гоффман создал руководство «Механотерапия», в котором изложены описания телесных упражнений, массажа и водных процедур для лечения различных заболеваний.

Физические упражнения с лечебной целью в России стали применяться уже в XVIII в. Так, в трудах выдающихся русских медиков М.Я. Мудрова,             Н.П. Максимовича-Амбодика, Н.И. Пирогова, С.Г.

Зыбелина, С.П. Боткина, А.А. Остроумова, Г.А. Захарьина, П.Ф.

Лесгафта и многих других содержатся высказывания по поводу значения и применения физических упражнений, закаливания для лечения заболеваний.

К концу первой половины XIX в. русские врачи уже указывали на лечебное действие дозированных физических движений, например,                  Г.И. Сокольский, назначавший ходьбу как лечебное средство, или А.И. Полунин, говоривший, что гимнастика не только развивает, укрепляет тело и предупреждает развитие болезни, но даже излечивает болезни.

В конце XVIII в. и начале XIX в. основоположники военной медицины и гигиены (М.Я. Мудров, А.Г. Бехерахт, И. Энегольм, А.П. Владимирский и др.

) призывали к использованию естественных факторов и физических упражнений для укрепления здоровья солдат и повышения их боеспособности. В 1836 г. выдающийся военный врач Р.С.

Четыркин и практически применил стройную систему функционального лечения выздоравливающих в «слабосильных командах» при помощи гимнастики, закаливания, игр, трудотерапии.

История лечебной физкультуры в России История лечебной физкультуры в России

Прогресс отечественной науки и культуры в XIX в.

, особенно во второй его половине, отразился и на развитии науки о физическом воспитании, на возрастании интереса к физическим методам лечения, особенно к врачебной гимнастике, массажу, водолечению. В 1870 г.

в Медико-хирургической академии Петербурга была защищена первая докторская диссертация по лечебной физкультуре (Г.Г. Бенезе. Рациональная гимнастика как средство сохранять здоровье и исцелять некоторые хронические недуги).

В 1864 г. швед Т. Брандт предложил систему лечебной гимнастики и массажа для лечения гинекологических больных. В 1881 г. немец Эртел для лечения сердечно-сосудистых заболеваний разработал метод восхождения по гористой местности (терренкур). В 1884 г.

Шотт предложил гимнастику для сердечных больных, основой которой являлись упражнения на сопротивление. В 1889 г.

швейцарский врач Френкель составил комплексы компенсаторной гимнастики для лечения атаксии, параличей, парезов и других заболеваний нервной системы.

В крупных городах России в XIX в. был открыт ряд «врачебно-гимнастических заведений» для лечения амбулаторных больных гимнастикой, массажем, физиотерапией и другими методами. К концу XIX в. и началу XX в.

уже имелось множество кабинетов врачебной гимнастики, массажа, механотерапии, были и игровые площадки, дорожки для терренкура, купальни (бассейны) и т.д. К концу XIX в.

физические упражнения, как лечебный метод, стали применяться в целом ряде медицинских учреждений.

Огромная роль в развитии, обосновании и внедрении в практику врачебной гимнастики и массажа принадлежит И.З. Заблудовскому,                  Е.Н. Залесовой, Г.К. Соловьеву и др.

Читайте также:  Рекомендации при влиянии подагры на боль в суставах

Физические упражнения и массаж использовались для лечения на курортах Саки, Друскининкай, Абас-Туман и др.

В 1877 г. в Петербурге возник первый в России центр восстановительного (реабилитационного) лечения раненых с применением гимнастики, массажа, механотерапии, физиотерапии и других средств.

В 1888 г. профессор М.К. Барсов создал в Москве массажно-гимнастический институт. В 1890 г. в Петербурге В.Ф. Диаковский открыл врачебно-механический институт.

Выдающийся русский хирург Н.И. Пирогов настоятельно рекомендовал применять гимнастические упражнения для лечения раненых.

В 1910 г. Зингер и Гофбауэр ввели лечебную гимнастику при бронхиальной астме, эмфиземе и бронхитах.

В России после первой мировой войны начинают широко развиваться реабилитация раненых и инвалидов. Организуются профилактории для инвалидов войны, а также специальные школы для детей-калек.

В ряде госпиталей и лазаретов применялись способы функционального лечения переломов костей и др. В 1927 г. Клапп предложил гимнастику при искривлениях позвоночника.

В то же время широкое распространение в Европе получила механотерапия, основанная на локально-механических концепциях Цандера, Каро, Крукенберга.

В первой половине XX в. создается сеть санаториев-профилакториев для детей.

Русские ученые М.Я. Мудров, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, П.Ф. Лесгафт, Ф.А. Манассеин и многие другие пропагандировали и отстаивали профилактическое направление в медицине и широкое использование лечебной физкультуры, закаливания, трудотерапии, массажа.

Большую роль в развитии службы реабилитации и пропаганде лечебной физкультуры сыграли В.В. Гориневская, И.А. Богашев, В.А. Зотов,                      В.Н. Мошков, В.К. Добровольский и многие другие.

В 1920—30-е гг. у нас в стране появляются работы, посвященные применению лечебной физкультуры на курортах и в санаториях, влиянию лечебной физкультуры на организм больных, и методике ее применения при отдельных заболеваниях (Л.А. Клочков, 1925; В.Н. Мошков, 1927;                        Т.Р. Никитин, 1927; И.М. Яблоновский, 1927 и др.).

Важное значение для популяризации лечебной физкультуры как лечебного метода имели печатные работы видных клиницистов Д.Д. Плетнева, В.К. Хорошко, М.П. Кончаловского, А.Н. Шенк, А.И. Валединского и многих других ученых.

Большое влияние на состояние лечебной физкультуры оказало создание отделения ЛФК в таких крупных научно-исследовательских учреждениях, как Государственный институт физиотерапии и ортопедии (В.Н. Мошков,                С.А. Уварова-Якобсон, Е.А. Захарова, М.А. Минкевич и др.), Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского (В.В. Гориневская, Е.Ф. Древинг и др.

), Московский областной институт физиотерапии и физиопрофилактики                 (М.О. Лейкин, Е.Я. Якубовская и др.), Петербургский научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии (С.А. Ягунов), Военно-медицинская академия (Л.И. Шацкий, М.М. Маринов и др.), Петербургский научно-исследовательский институт физкультуры (В.К. Добровольский,             Н.П.

Белоусов и др.) и др. .

Разрабатывались и организационно-методические вопросы применения ЛФК у раненых.

Во время Великой Отечественной войны ЛФК, массаж, физиотерапию применяли на всех этапах эвакуации, в госпиталях, больницах и других лечебных учреждениях.

ЛФК прочно вошла в систему лечения и реабилитации раненых, инвалидов, что в немалой степени способствовало повышению эффективности терапии больных и раненых и высокому проценту возвращенных в строй.

В послевоенные годы широкое развитие получили научные исследования по методике и физиологическому обоснованию применения средств ЛФК для профилактики и восстановления здоровья и работоспособности пациентов (А.Н. Крестовников, В.Н. Мошков, В.К. Добровольский, В.В. Гориневская,    Е.Ф. Древинг, В.А. Зотов, А.В. Ионина и многие другие).

Значительный вклад в развитие лечебной физкультуры, научное обоснование и разработку методов лечебной физкультуры внесли                        В.В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, В.Н. Мошков, Б.А.

Ивановский,                          А.А. Лепорский, Ю.И. Данько, С.М. Иванов, З.М. Атаев, А.А. Соколов,                В.К. Добровольский, Г.Н. Пропастин, И.И. Хитрик, В.А. Силуянов,                      П.И. Белоусов, В.

И. Дубровский и другие.

В последние годы лечебйая физкультура как метод лечения движением широко используется в комплексной системе реабилитации в больницах, врачебно-физкультурных диспансерах, поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях.

Часть 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.А. Порфирьева

  • ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:
  • От теории к практике
  • Учебно-методическое пособие

Под редакцией канд.биол.наук А.Н. Силантьева, канд.биол.наук М.Н. Силантьева

История лечебной физкультуры в России

В пособии даны теоретические и практические основы лечебной физической культуры. В систематизированном виде изложены средства и формы лечебной физической культуры. Представлены частные методики ЛФК при различных заболеваниях. Пособие предназначено для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, специалистов по ЛФК.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
Часть 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
   1.1 Лечебная физическая культура в древнем Китае
   1.2 Древняя Греция и Древний Рим
   1.3 Лечебная физическая культура в Европе
   1.4 Развитие лечебной физической культуры в России
Часть 2 ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    2.1 Основные понятия
    2.2 Цели, методы и задачи лечебной физической культуры
    2.3 Средства лечебной физической культуры
    2.4 Спортивно-прикладные упражнения
    2.5 Принципы тренировки
    2.6 Показания и противопоказания к занятиям ЛФК
Часть 3 ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Лечебная физическая культура при бронхиальной астме
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Лечебная физическая культура при деформации стопы (плоскостопии)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Лечебная физическая при нарушениях осанки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс изменил условия жизни людей, но наряду с благами он привнес и отрицательно влияющую на человека ограниченную двигательную активность — гипокинезию. Гипокинезии сопутствует гиподинамия — снижение силы мышц.

Ограничение двигательной активности, возросшее нервно-психическое перенапряжение обусловили распространение вредных привычек — курение, злоупотребление алкоголем и даже наркотиками. Эти факторы увеличивают возможность заболевания, их называют факторами риска.

Применение ЛФК, массажа противодействует гипокинезии, уменьшает факторы риска, при различных заболеваниях, нарушениях обмена веществ. ЛФК и массаж оказывают разностороннее благоприятное воздействие на организм.

Советский физиолог И.А. Аршавский сформулировал теорию «энергетического правила скелетных мышц». С его точки зрения, функциональное состояние организма в каждом возрастном периоде определяется особенностями работы скелетной мускулатуры.

Ученый высказывает мысль, что без работы мышц не накапливались бы энергетические потенциалы и не образовывалась бы протоплазма—живое вещество клетки. Вследствие этого стал бы невозможным сам процесс развития организма.

Отсюда следует вывод: оптимальные мышечные нагрузки — важный фактор укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни.

Спортивная тренировка, физическое воспитание и физкультурно-оздоровительная работа это процесс в первую очередь социально-педагогический, что и определяет ведущую роль в нем тренера и педагога. Однако объектом этого процесса является человек со всей ложностью его психики, функций организма и взаимоотношений со средой.

В связи с этим эффективность педагогического процесса во многом зависит от соответствия используемых средств и методов состоянию здоровья, функциональным возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям каждого человека.

В современных условиях, когда здоровье населения, в первую очередь подрастающего поколения, существенно ухудшилось, это приобретает особую значимость [Г.А. Макарова, 2003].

Здоровье человека как научная и практическая проблема ныне входит в число тех вопросов, которые принято считать глобальными. По практической значимости, злободневности и актуальности проблему здоровья человека можно поставить в один ряд с проблемой охраны природы, окружающей среды.

Изменение условий и образа жизни человека, вызванное воздействием цивилизации на окружающую среду, необратимая подчас эволюция самой природы как первоосновы человека и общества создают множество факторов, ставящих организм человека перед необходимостью либо приспосабливаться, либо уступать позиции и вести к распаду его целостного функционирования, деструктурированию, болезни, гибели.

Человек есть результат естественной биологической и социальной эволюции. Сохранение его жизнеспособности, как явствует из философских воззрений, достигается, когда человек оптимально приспособлен к природным условиям его жизни и созданной им культуры. А это требует определенных мер социально-педагогического плана. Для увеличения резервов здоровья, специалисты (Н.М. Амосов, Г.Л.

Апанасенко.) рекомендуют использовать физиологически обоснованные стрессоры. Прежде всего, это физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. Именно под влиянием аэробной тренировки в организме растет количество «свободной энергии».

Соответственно увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных, буферных и иных резервов организма, а также происходит перекрестная адаптация, в результате которой повышается устойчивость человека к различным стрессорным воздействиям патогенного характера. Физическая активность – одно из необходимых условий жизни, имеющие не только биологические, но социальное значение.

Она рассматривается как естественно-биологическая потребность живого организма на всех этапах онтогенеза. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинским показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека.

В современной стратегии образования актуализируется значимость здоровья молодого поколения как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющегося основой физического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития человека.

Специалисты в области медицины, физической культуры, валеологии, педагогики единодушно считают, что для детей ослабленных, а также страдающих тем или иным недугом лечебная физическая культура является эффективным средством лечения.

Добиваться полного освобождения таких часто болеющих детей от школьных занятий физкультурой, всячески оберегать их от выполнения домашней работы, значит наносить существенный вред их здоровью.

  1. Воспитание физически, психически и социально здоровой личности, эффективно управляющей состоянием своего здоровья, является важнейшей задачей физической культуры, медицины и педагогики.
  2. Часть 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  3. История развития лечебной физкультуры — это история применения различных физических движений и природных факторов для лечения и профилактики болезней — это история цивилизации, история медицины и здравоохранения, история физической культуры и спорта.

Краткий экскурс в историю позволяет сделать вывод о существенном отличии двигательной деятельности различных народов в различные исторические отрезки времени.

Читайте также:  Показания к имплантации икд – этапы операции по установке автоматического кардиовертера-дефибриллятора и восстановление после неё

Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое — русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях.

В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом — мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня, говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры.

При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны.

То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина — народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.

Основные этапы становления ЛФК — Готовый реферат

История лечебной физкультуры в России

Содержание:

Введение

Лечебная физическая культура (ЛФК) — это метод лечения, заключающийся в применении физических упражнений и природных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. Во главе этого метода стоит использование основной биологической функции организма-движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термин лечебная физическая культура (или физиотерапия) относится к целому ряду понятий. Это включает в себя дыхательные упражнения после серьезной операции, тренировку ходьбы после травмы и развитие движений в суставе после снятия гипсовой повязки.

Так называется и кабинет в поликлинике, и кафедра в Институте физкультуры, и кафедра в медицинском институте.

Термин «физиотерапия» используется в различных аспектах, обозначающих и лечение, и медицинскую или педагогическую профессию, и отрасль медицины или физиотерапию, и структуру здравоохранения.

История развития лечебной физической культуры

  • Лечебная гимнастика в древности
  • История развития лечебной гимнастики как профилактического и лечебного фактора восходит к глубокой древности.
  • Физические упражнения, предписанные для лечения различных заболеваний и общего укрепления организма, применялись различными народами древнего мира, особенно на Востоке.
  • В Китае самым ранним письменным источником, описывавшим методику использования упражнений в качестве лечебного средства и даже наметившим схему дифференцированного подбора упражнений, основанных на принципе активного воздействия на организм, была одна из книг из серии энциклопедии «Конг-фу», появившейся в Китае до 600 г.

В этом древнем памятнике китайской письменности подробно описаны начальные основы гимнастики, изложены причины ” лечебного эффекта движений», большое внимание уделено дыхательным упражнениям, исходным положениям тела, пассивным упражнениям и упражнениям с сопротивлением, массажу.

Китайцы применяли физические упражнения при заболеваниях органов дыхания и кровообращения, при некоторых хирургических заболеваниях, а особенно при вывихах, переломах и искривлениях позвоночника. В Древнем Китае существовали медицинские и гимнастические школы, в которых лечебная гимнастика и массаж не только изучались, но и практически применялись к больным. Директор такой школы носил высокое звание «небесного доктора».

В Индии большое внимание уделялось вопросам дыхательной гимнастики и исцеления с помощью движений. Древние индусы утверждали, что воздух содержит жизненную силу «прана» (в современном понимании-кислород).

За 1800 лет до нашей эры в священных индуистских книгах Веды были подробно изложены учения о пассивных и активных упражнениях, массаже и дыхательных упражнениях, а также перечислены те болезненные состояния, при которых, по мнению индусов, следует назначать упражнения.

Гигиена, которая была одной из важнейших частей индуистской медицины и даже была включена в книгу законов Ману, требовала, начиная с десятилетнего возраста, среди различных гигиенических мер, обязательного купания, растирания всего тела (массажа), выполнения гимнастических упражнений.

В классической Греции лечебная гимнастика достигла высокого уровня развития. Греки уделяли большое внимание физическому развитию юношей. Учителя гимнастики одновременно занимались и лечением болезней.

Греческий историк Филострат писал, что гимнастика-это наука, состоящая из погорибы и медицины. Два педотриба, то есть учителя гимнастики-Икк Тарентский и Геродик (в 5 веке до н. э.

), лечившие своих пациентов диетой, дозированной ходьбой, бегом и гимнастическими упражнениями, по мнению философа Платона, были создателями лечебной гимнастики.

Активными поборниками назначения физических упражнений в лечебных целях были такие философы, как Платон, Аристотель, а также все виднейшие врачи Греции и особенно «отец медицины» — Гиппократ (около 460-377 гг. Гиппократ был современником материалистических философов античности-Демокрита и Гераклита, и даже учеником последнего.

Будучи основоположником клинической медицины, Гиппократ в лечении болезней выдвигал на одно из первых мест диету и лечебную гимнастику, причем последняя, по его мнению, должна носить строго индивидуальный характер.

В своих трудах «О здоровом образе жизни», «О внутренних страданиях», «О врачебном кабинете», «О суставах», «О болезнях», в книгах «Предсказания», «О неделях» Гиппократ подробно останавливается на методике назначения физических упражнений при заболеваниях легких, сердца, обмена веществ, хирургии.

Некоторые практические указания по методу лечебной гимнастики Гиппократа не утратили своего значения и в наше время.

Врач и философ-материалист, высоко ценивший значение философии для теоретической и практической медицины, Гиппократ является настоящим основателем лечебной гимнастики.

Его постоянный призыв «ne noce» — «не навреди» созвучен нашему времени, когда самым ценным капиталом в нашей стране является человек — строитель коммунизма, а забота о его здоровье является одной из главных задач медицины и физиотерапии.

Гиппократ и последующие врачи Греции заставили греков смотреть на лечебную гимнастику как на обязательный и необходимый элемент всей системы эллинской медицины, наряду с массажем и водными процедурами.

В Риме лечебная гимнастика занимала большое место. Все, что сделали римские врачи в области совершенствования методов лечебной гимнастики и освоения наследия эллинской медицины в этой области, было завершено в трудах Целия, Корнелия Цельса и особенно знаменитого римского врача Галена (около 130-200 гг.

Целий в своих пяти книгах о хронических болезнях неоднократно рекомендовал физические упражнения в качестве лекарства. Целий придавал особое значение гимнастике и массажу при параличах, рекомендуя при этом разработанные им специальные приспособления — прототип будущих блочных аппаратов для механотерапии для пассивного сгибания и разгибания конечностей.

Корнелий Цельс был энергичным сторонником гимнастических упражнений даже при острых заболеваниях. Совету Целия и Цельса-предписывать физические упражнения при всевозможных болезнях-следовали целые поколения римских врачей, последним представителем которых был великий ученый Рима — Гален.

Гален был опытным практиком, теоретическим анатомом, экспериментальным физиологом и врачом-философом.

Он умело использовал опыт греков, дал синтез всей античной медицины и, подобно Гиппократу, высоко ценил диетологию и физические упражнения в болезненных состояниях, придавая главное значение в лечении болезней диетологии, гимнастике, массажу, трудовым процессам. Вот что он говорит в своих многочисленных трактатах.

В своем обширном трактате «De motu musculorum» («Учение о движении мышц») Гален заложил основы будущей динамической анатомии. Гален заканчивает период в античной медицине, когда физические упражнения при лечении различных заболеваний занимали одно из первых мест в терапии.

Несмотря на отдельные успехи и признание положительного влияния лечебной гимнастики на организм человека, изложенные в трудах врачей древнего мира, распространение этого метода как профилактического и лечебного средства в рабовладельческом обществе не могло носить массового характера и ставилось на службу только господствующим классам.

Лечебная гимнастика в Средние века и эпоху Возрождения

С приходом христианства, когда церковь и феодальная знать образовали тесный союз для защиты своих экономических и духовных интересов, наука, философия, искусство, а также формы и методы физического воспитания — наследие языческой Греции и Рима — подверглись яростным нападкам со стороны католической церкви.

В эту темную для науки эпоху великий врач и ученый Абу-Али Ибн Сина (около 980-1037), получивший широкую известность в средневековой Европе под именем Авиценны, создал свой бессмертный труд «Канон медицинских наук».

Этот огромный труд сконцентрировал в себе достижения иранской, арабской и классической медицины и систематизировал все знания в этой области своего времени, опираясь на опыт и медицинскую практику. Переведен на латынь еще в 12 веке. Канон издавался более 30 раз и был основой преподавания медицинских наук почти во всех западных университетах вплоть до XVIII века.

Канон медицинских наук состоял из пяти книг.

В первой книге Авиценна дает широкое теоретическое обоснование принятия солнечных и воздушных ванн, привычек питания и использования физических упражнений людьми разного возраста в профилактических и лечебных целях.

Он подробно останавливается на гимнастических упражнениях, ходьбе, борьбе, кулачных боях, стрельбе из лука, верховой езде и т. д., неоднократно подчеркивая важность движений в старости.

Несмотря на весь авторитет великого таджикского ученого, темные страницы человеческой истории, духовный застой и религиозное мракобесие продолжались вплоть до XV-XVI веков, вплоть до эпохи Возрождения.

Энгельс описывал Ренессанс такими словами: «Это была величайшая прогрессивная революция, которую человечество пережило прежде, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая произвела титанов по силе мысли, страсти и характера, по разносторонности и учености».

Среди гуманистов этой эпохи мы находим имена анатомов Везалия, Фаллопия, Евстахия и других, прочно вошедших в наши учебники анатомии, а среди идеологов физического воспитания Рамбла, Яна Амоса Коменского и особенно Иеропимо Меркуриалиса.

Трактат Меркуриалиса De arte gymnastiqucae («Искусство гимнастики»), изданный в 1589 году, был энциклопедией всего, что было создано в области физического воспитания и лечебной гимнастики в древности и Средневековье.

Читайте также:  Ожоговая болезнь: клиника, патогенез, осложнения, лечение ожоговой болезни

Для истории развития лечебной гимнастики особый интерес приобретают те разделы трактата, в которых излагается допустимость физических упражнений для больных и выздоравливающих, вопросы строгого контроля и наблюдения за назначением упражнений и выбором упражнений для больных и выздоравливающих, для пожилых, для здоровых.

Лечебная гимнастика в XVII веке

Прогрессивное движение, возникшее в эпоху Возрождения, борьба гуманистов со средневековым мракобесием и реакционной наукой, которую они проводили в своих работах, насыщенных живым интересом к явлениям природы, способствовали дальнейшему развитию паука. В первой половине XVII века была окончательно определена начатая Везалием описательная анатомия человека.

К этому периоду относится и величайшее открытие в области экспериментальной физиологии — открытие кровообращения Гарвеем. Во второй половине XVII в. возникла сравнительная анатомия, развернулись активные исследования по описанию строения нервной системы и мозга позвоночных.

В 1684 году Борелли указывает путь к изучению движения мышц и костей с помощью математических обобщений в своем труде «De motu animalium»(«Движения животных»).

Лечебная гимнастика в XVIII веке, нач. XX века

XVIII век был веком развития материалистической философии, достижений медицины и физиологии, энциклопедического обобщения наук, веком, когда некоторые ученые считали, что для науки нет недоступных областей знания. Успехи химии (Ломоносов, Лавуазье) способствовали быстрому развитию физиологии.

Уже в первой половине XVIII в. мы находим ряд работ, пропагандировавших лечебную гимнастику.

В это время было положено начало созданию различных систем физического воспитания, порожденных реваншистскими, националистическими и другими политическими мотивами, а также развитию лечебной гимнастики как неотъемлемой части этих систем. И. И.

Бецкому принадлежит ряд замечательных работ в области охраны здоровья детей и профилактики детского возраста. При его участии было составлено «Краткое пособие, отобранное из лучших авторов, с некоторыми примечаниями по физическому воспитанию детей от рождения до отрочества» .

И. И. Бецкий в своих трудах стремился дифференцировать возрасты по признакам, присущим растущему организму, и для каждого возраста давать свою группу физических упражнений.

Впервые в истории физического воспитания первый русский академик-анатом А. П. Протасов выступил в Академии наук в 1764 году с двумя значительными докладами: «О физическом воспитании детей» и «О необходимости движения для сохранения здоровья».

Н. И. Новиков-ярый сторонник массового закаливания-выдвинул и развил идею всеобщего физического воспитания, потребовал использования игр, физических упражнений, борьбы в рекреационных целях.

А. Н. Радищев в знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву», гневно обрушиваясь на темные стороны тяжелой русской жизни, указывал на большое значение физического воспитания. лечебная гимнастика физкультура

На заре XIX в. среди других лечебных систем гимнастики родилась шведская система «лечебной гимнастики», основателем которой был Линг. Установлено, что Лин в значительной степени заимствовал упражнения из китайской энциклопедии «Конг-фу», переведенной в XVI веке на латынь, и ввел их в свою лечебную гимнастику. Об этом свидетельствовал немецкий физиолог Дюбуа Раймон.

Но она подверглась сокрушительной и обоснованной критике П. Ф. Лесгафта, доказавшего полное незнание Линг обоснования своей системы данными анатомии и физиологии.

Труды П. Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека. М. В. Ломоносов в знаменитом письме «О воспроизводстве и сохранении русского народа», адресованном И. И. Шувалову, не только поднял, но и развил вопросы охраны здоровья детей и борьбы с детской смертностью.

В России выдающиеся клиницисты, такие как М. Я. Мудров (1776-1831), Н. И. Пирогов (1810-1881), С. П. Боткин (1831-1889), Г. А. Захарьин (1829-1897), А. А. Остроумов (1844-1908), придавали большое значение применению физических упражнений в практике лечения.

Открытия великих физиологов — И. М. Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И. П. Павлова (1849-1936), Н. Е. Введенского (1852-1922), доказавшие значение ЦНС для жизнедеятельности организма, повлияли на разработку нового подхода к комплексной оценке состояния больного человека. Лечение болезней уступает место лечению пациента.

В связи с этим идеи функциональной терапии и физиотерапии начинают все шире распространяться в клинике, так как такой метод нашел признание и широкое применение.

Заключение

Благодаря этим усилиям лечебная физическая культура нашей страны сформировалась в отдельную самостоятельную дисциплину, и теперь она является неотъемлемой и неделимой частью процесса комплексного лечения, оздоровления и реабилитации больных и инвалидов.

Список литературы

  1.  В. А. Епифанов «Лечебная физическая культура». — М., 1987. — 528 с.
  2. Вардимиади Н. Д., Машкова Л. Г. Лечебная физическая культура и диетотерапия при ожирении. — К.: Здоровье, 1998. — 43 с.
  3. Васильева З. Л., Любинская С. М. «Резервы здоровья». — Л.: Медицина, 1980. — 319 с.
  4. Демин Д. Ф. «Медицинский контроль на занятиях ФК». — СПб.: 1999.
  5. Дубровский В. И. «Лечебная физическая культура: учебник для студентов вузов». М.: ВЛАДОС, 1998-608с.
  6. Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура и спортивная медицина». М. учебник медицины 1999, 304 с.
  7. Попов С. Н., Иванова Н. Л. «К 75-летию КАФЕДРЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, МАССАЖА И РЕАБИЛИТАЦИИ РГУФК/ Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации» № 3, 2003.
  8. Преображенский В. » Как выжить в палатке, киоске, банке. Гимнастика, скрытая от посторонних глаз» / / ФИС. — 1997.
  9. Толкачев Б. С. «Физическая культура против болезни». — М.: Физкульт. И спорт, 1980. — 104 с.
  10. Энциклопедия здоровья. / Под ред. В. И. Белова. — М.: 1993.

Лечебная физкультура (ЛФК)

Трудно переоценить значение физической активности в комплексной терапии и медицинской реабилитации. Лечебная физкультура (ЛФК) помогает не только восстановиться после перенесенной болезни, но и уменьшить патологические симптомы, а также предотвратить развитие многих патологий и их возможных осложнений.

Так же, как на заре развития медицины, двигательная активность была и остается ее главным союзником в лечении многих острых и хронических болезней.

  • Еще во времена процветания Древней Греции в трудах Гиппократа, датированных 460 г. до н. э., подчеркивалось огромное значение ходьбы и физических упражнений для здоровья, работоспособности и счастливой жизни каждого.
  • В Древней Индии и в Древнем Китае, задолго до рождения Христа, специальные двигательные практики использовали для лечения и профилактики.
  • В армии Наполеона раненых и больных солдат реабилитировали при помощи специальных «фитнес»-программ.
  • В 18 веке в Швейцарских Альпах малокровие лечили воздушными ваннами и зарядкой.
  • В начале 19 века в Швеции был учрежден Королевский центральный институт гимнастики, который готовил (в числе прочих) специалистов в области лечебной физкультуры.

Несмотря на то, что на Руси многие патологии всегда врачевали физическими упражнениями, физкультура в качестве отдельного направления здравоохранения была выделена официальной медициной сравнительно недавно.

  • Предтечей для нее служила врачебная гимнастика. И лишь с конца двадцатых годов прошлого столетия года в обиходе появился новый термин «лечебная физкультура».
  • В 1923 году в Москве, на базе Государственного центрального института физической культуры была открыта первая кафедра научного контроля за физическим развитием, которая позже получила название «кафедра ЛФК».
  • В 1931 году Наркомздравом РСФСР была учреждена новая профессия — врач ЛФК.

История лечебной физкультуры в России

В настоящее время лечебная физкультура (ЛФК) — это широко применяемая форма двигательной терапии в рамках междисциплинарных программ реабилитации. На сегодняшний день созданы эффективные восстановительные программы, методические рекомендации и разработаны специальные комплексы упражнений практически для всех хронических заболеваний.

Лечебная физкультура имеет в своем арсенале:

  • гимнастические, идеомоторные и спортивно-прикладные упражнения;
  • климатические условия и природные факторы (солнечный свет, горный воздух, морская вода и пр.);
  • оздоровительный массаж;
  • режим;
  • механотерапию (аппаратная гимнастика);
  • трудотерапию.

Занятия ЛФК в комплексе с другими терапевтическими методами помогают не только восстанавливаться после травм и болезней, но и предупреждают их возникновение.

Программа тренировок строится на принципах последовательности и постепенности, позволяя упорно и успешно продвигаться к поставленным целям.

Обширная система биопсихосоциальных задач лечебной физкультуры включает традиционные биомедицинские, в том числе восстановление функционирования различных органов и систем организма, снижение массы тела и пр., а также педагогические и психологические аспекты, позволяющие выработать у пациентов сознательное отношение к собственному здоровью, потребность в физическом совершенствовании и т. д.

В процессе развития и совершенствования цели лечебной физкультуры расширились и стали более дифференцированными.

В процессе научно-технического прогресса в результате замены активного образа жизни многих людей пассивным на фоне научно доказанной ассоциации гиподинамии и многих болезней, в том числе хронических (например, от сахарного диабета второго типа до старческой деменции и растяжений), среди иных задач ЛФК центральное значение приобретает стремление к увеличению повседневной физической активности каждого человека.

В 2021 году ученые из Австралии провели научный сбор данных и пришли к выводу, что недостаточная физическая активность — критическая проблема общественного здравоохранения, особенно в контексте ухудшения состояния здоровья людей в связи с пандемией COVID-19. Они видят решение проблемы в увеличении информирования о возможностях, инструментах и методах современной ЛФК и заявляют о необходимости популяризации лечебной физкультуры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector