За диагнозом, трудностями в поведении и обучении находится ребенок, который нуждается в родительской поддержке
Как вовремя распознать задержку психического развития (ЗПР), к каким специалистам обратиться и на каких принципах строить общение с ребенком, рассказывают научные сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики Ксения Сыроваткина-Сидорина и Екатерина Кочетова.
Важно вовремя обратиться к специалистам
Задержка психического развития — это темповое отставание развития психики ребенка, которое выражается в незрелости мышления, преобладании игровых интересов, недостаточном общем запасе знаний, быстрой пресыщаемости при умственной деятельности. Эти особенности формируются под влиянием наследственных и психологических факторов, а также социальной среды.
По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР — самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%), наиболее широко представленная в инклюзивном образовании.
Это могут быть как ребята, которые по своему развитию близки к возрастной норме, так и дети, которые сильно отстают в развитии и нуждаются в специализированной помощи.
Однако вне зависимости от степени ЗПР исследования показывают: для благоприятного прогноза развития ребенка необходимы своевременное выявление проблемы и комплексная коррекционная помощь специалистов.
Когда родители впервые слышат о нарушениях в развитии своего ребенка, любой диагноз звучит, как приговор. В голове рождаются страхи, возникает огромное количество вопросов, начинается поиск ответов в интернете.
Сталкиваясь с разнообразием описанных случаев развития детей с ЗПР, родители начинают убеждать себя в ошибочном диагнозе, думают, что ребенок «дорастет», проблемы решатся сами собой, — как следствие, теряется драгоценное время.
Главная и при этом самая сложная задача для родителя на этом этапе — увидеть и принять особенности своего ребенка.
Особенности развития ребенка с ЗПР
Родители не специалисты и не обязаны разбираться в специфике развития детей, но именно внимание близких к особенностям развития и поведения поможет вовремя выявить признаки возможных отклонений и помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Вот по каким признакам можно судить об их появлении:
- недостаточная эмоционально-волевая зрелость (инфантильное поведение, сниженная мотивация, неустойчивое внимание);
- проблемы в восприятии и интерпретации информации;
- особенности мышления (сложности в анализе и синтезе, сравнениях и обобщении, трудности в абстрактном мышлении);
- сниженная познавательная активность;
- ограниченность знаний об окружающем мире;
- затруднения в планировании действий и контроле своего поведения;
- общая неловкость движений;
- несамостоятельность в действиях;
- проблемы, связанные с развитием речи.
Какие специалисты необходимы ребенку
Нужно понимать, что перечисленные особенности развития ребенка с возрастом не исчезнут, поэтому он нуждается в систематической работе с командой специалистов: психологом, дефектологом, логопедом, нейропсихологом. При необходимости может потребоваться помощь врача (детского невролога или психиатра).
Помощь психолога прежде всего будет направлена на развитие коммуникативных и социальных навыков, эмоциональной сферы.
Логопед будет работать с развитием речи, пониманием обращенной речи, накоплением и активизацией словаря.
Дефектологу предстоит заниматься развитием продуктивной предметно-практической и познавательной активности, формированием сенсорных эталонов, элементарных математических представлений.
Занятия с нейропсихологом направлены на развитие мозга ребенка через игровые и двигательные техники. В случае необходимости врач окажет медикаментозную поддержку, в том числе и для того, чтобы у ребенка была возможность усвоить знания, умения и навыки, которые он будет получать на занятиях.
Для получения бесплатной помощи в школе или детском саду необходимо предоставить заключение из психолого-медико-педагогической комиссии.
В документе будут прописаны необходимые специалисты и задачи, которые перед ними поставлены в рамках образовательного процесса.
Но ответственность за результат работы все же лежит не на специалистах — родителям нужно это осознавать и активно включаться в процесс занятий. Диагноз — это не приговор семье, а отправная точка при выборе дальнейшего пути.
Чтобы диагноз не стал приговором
Ребенку нужна помощь не только в образовательном учреждении, но и дома. Специалисты без включения и поддержки родителей, их ответственного подхода не смогут достичь стойких результатов.
Ребенок с ЗПР не нуждается в жалости, он нуждается в организующей, направляющей и обучающей помощи. В процессе совместной работы или игры он способен усваивать новый материал, чтобы в дальнейшем самостоятельно применять его при решении различных повседневных и учебных задач.
Родителям лучше придерживаться следующих принципов:
- строить общение с помощью простых предложений, использовать понятные для ребенка слова;
- не «натаскивать» ребенка в знаниях, а развивать, исходя из его актуальных возможностей развития;
- в гонке за нормативным развитием важно не потерять личность ребенка, которому необходимы игра, любовь и родительская забота;
- необходимо вести дневник достижений;
- нужно научить ребенка правильно организовывать общение со сверстниками и взрослыми;
- в приоритете должны быть развивающие занятия, которые помогут ребенку осмыслить, упорядочить представления об окружающем его мире и научат применять их в повседневной жизни.
Доброжелательное отношение, эмоциональная поддержка, помощь в игре или учебе — неотъемлемые элементы взаимодействия с ребенком с ЗПР. Хвалите его в ситуациях даже минимального успеха. Ребенку важно ощущать то, что он ценен для вас не только, когда у него получается что-либо, но и когда у него возникают сложности.
Не забывайте, что за диагнозом, трудностями в поведении и обучении находится ваш ребенок, который нуждается в родительской поддержке. Играйте с ним не только для обучения и развития, а просто для развлечения.
Учитесь получать удовольствие от общения со своим ребенком, взаимодействуйте со специалистами и выполняйте все их рекомендации. Своевременная помощь и поддержка специалистов с большой вероятностью приблизит развитие ребенка к нормативному, и тогда процесс вхождения в школьный ритм будет проходить легче и не вызовет больших трудностей.
Беседовал Игорь Александров
Коллекция/iStock
Задержка психомоторного развития
Диагноз можно найти во многих историях развития детей дошкольного возраста. Специалисты подтверждают, проблема ЗПМР действительно является частой и актуальной, ведь она включает в себя нарушения сразу двух важнейших уровней: психического и моторного.
Среди причин задержки психомоторного развития выделяют различные заболевания и состояния, которые могут приводить к расстройству функций или органическим поражениям головного мозга.
Они могут возникать в различное время: в период беременности, сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка. Такие случаи являются наиболее тяжелыми и, как правило, дополнительно сопровождаются специфической неврологической симптоматикой.
Также выделяют и «доброкачественный» механизм формирования ЗПМР, который связан с индивидуальными и генетическими особенностями конкретного ребенка.
https://www.youtube.com/watch?v=aR6xougV4Qs\u0026t=21s
Причины ЗПР
Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга | Образ жизни. Депрессия, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания. |
Генетика | |
Травмы | Стиль воспитания. Неправильные стили воспитания, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей. |
Функциональная незрелость ЦНС | |
Слабость процессов торможения и возбуждения |
Как распознать задержку психомоторного развития (ЗПМР)?
Задержка психомоторного развития занимает промежуточное положение между вариантом нормы и патологией и легко может перейти из одного в другое. Родители должны уметь выявлять ЗПМР максимально рано и своевременно обращаться за специализированной помощью. Признаки, которые могут указывать на задержку психомоторного развития:
- ребенок до 4-месячного возраста не обращает внимания на речь родителей, не фокусирует взгляд на жестах, не улыбается;
- в возрасте 9 месяцев не умеет гулить;
- в 1 год не произносит звуков, вяло играет с игрушками, ведет себя очень тихо;
- до полутора лет не умеет произносить простые слова, не воспринимает обращение к нему;
- в два года имеет маленький словарный запас, не пытается разучить новые слова.
Довольно часто при ЗПМР наблюдаются такие симптомы, как обильное слюнотечение, гиперактивность, неусидчивость, плохая память, агрессивность, повышенная утомляемость.
Эти признаки наблюдаются не только при задержке психомоторного развития, но при других заболеваниях, в том числе и генетических.
Поэтому ставить диагноз «ЗПМР» может только врач, при необходимости проведя комплексное исследование, в которое могут быть включены:
- электроэнцефалография;
- анализ крови на генетические заболевания;
- нейросонография (УЗИ головного мозга);
- нейропсихологическое тестирование.
Для выявления задержки психомоторного развития могут быть назначены консультация невролога, логопеда, психолога и других узких специалистов. Только после сбора всей необходимой информации и ее анализа специалисты смогут поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение ЗПМР.
Методы лечения задержки психомоторного развития
Лечение ЗПМР — симптоматическое при сопутствующих клинических проявлениях (например, эпилепсии). В мировой практике при изолированных формах ЗПМР преимущественно используют психокоррекционные занятия, занятия с нейропсихологами и дефектологами без медикаментозного лечения.
Обычно при ЗПМР составляется комплексная программа, которая корректируется и дополняется исходя из динамики изменений. Лечение задержки психомоторного развития проводится курсами, а общая продолжительность может доходить до нескольких месяцев.
Специалисты отмечают, что чем раньше родители выявляют проблему ЗПМР и обращаются за квалифицированной медицинской помощью, тем быстрее проходит лечение и тем меньше задержка психомоторного развития отражается на дальнейшем формировании детского организма.
Препараты для лечения СДВГ
Медикаменты — важная часть борьбы с симптомами дефицита внимания и гиперактивности. Однако родители часто беспокоятся о том, что лекарства могут повлиять на характер ребенка или выработать у него зависимость.
Много вопросов влечет за собой и выбор подходящих препаратов, а также их возможные побочные действия.
Попробуем же разобраться, что представляют собой медикаменты при СДВГ и как использовать их максимально эффективно и безопасно для пациента.
Прежде всего, отметим, что ни один препарат не способен полностью избавить от этого диагноза, но может снять симптомы и значительно улучшить общее состояние, поведение, способность к учебе. Наиболее часто назначаемые препараты при СДВГ — психостимуляторы.
Учеными было обнаружено, что они являются наиболее эффективным способом лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Стимуляторы помогают повысить уровень определенных нейромедиаторов, тех “посредников” между нейронами головного мозга, которые отвечают за внимание, концентрацию, планирование действий.
Благодаря этим лекарствам у ребенка получается лучше сосредоточиться и не обращать внимания на отвлекающие факторы.В разных странах зарегистрированы и разрешены для использования разные препараты для лечения СДВГ. Стимуляторы полностью запрещены в России, а также в ряде других стран – Тайланде, Омане, Йемене.
В большинстве европейских стран, США, Турции, Бразилии, Аргентине, Израиле большинство препаратов-стимуляторов разрешены.
Виды стимуляторов для лечения СДВГ
В основном при синдроме дефицита внимания и гиперактивности используются два класса стимуляторов: амфетамины и метилфенидат. Среди амфетаминов можно выделить амфетамин (смесь солей, Аддералл), метамфетамин, дексамфетамин и лиздексамфетамин. Метилфенидатные препараты подразделяются на собственно метилфенидат и дексметилфенидат.
Действие ряда препаратов для лечения СДВГ, например риталина, изначально было рассчитано на несколько часов (в среднем около четырех), и эти лекарства приходилось принимать по несколько раз в день.
В настоящее время существуют психостимуляторы (такие как концерта) которые действую более продолжительное время (эффект может длиться до 12 часов).
В целом, по длительности воздействия можно выделить три группы стимуляторов:
- Короткого действия. Они вступают в силу быстро, но также быстро могут и прекращать свое действие. Чаще всего их приходится принимать несколько раз в день.
- Промежуточного действия. Эффект длится более 4 часов, и прием препарата необходим около двух раз в день.
- Препараты длительного действия. Могут приниматься только один раз в день.
Бывает, что маленьким детям трудно глотать капсулы. Родители могут перемешать лекарство с едой, чтобы ребенок мог ее легко проглотить. В то же время существуют препараты от СДВГ в виде накожного пластыря (такие, как Daytrana), который можно прикрепить к бедру для быстрого “всасывания” вещества.
Насколько стимуляторы эффективны?
Вероятность того, что от лечения психостимуляторами состояние ребенка улучшится довольно высокая — положительный эффект наблюдается в 80% случаев. Обычно пользу приносят как метилфенидат, так и амфетамины, но бывают и случаи, когда организм ребенка реагирует только на один из этих препаратов.
Если лекарство неэффективно, поговорите со своим врачом об изменении дозировки или назначении другого класса стимуляторов. Также в подобной ситуации врач порекомендует сочетать прием лекарства с поведенческой психотерапией или одновременно принимать другой препарат, который не относится к психостимуляторам.
Другие препараты при СДВГ
Когда психостимуляторы не работают или становятся причиной серьезных побочных эффектов, на помощь приходят центральные симпатомиметики.
К таким препаратам относятся атомоксетин, гуанфацин и клонидин, которые одобрены для лечения детей с СДВГ. Эти медикаменты могут назначить не только как замену стимуляторам, но и как дополнение к ним.
Центральные симпатомиметики имеют схожий со стимуляторами эффект и помогут улучшить концентрацию и импульсный контроль.
Как и психостимуляторы, эти препараты имеют и свои побочные эффекты. Атомоксетин способен вызвать нарушения сна, беспокойство, усталость, расстройство желудка, сухость во рту и головокружения.
Из-за клонидина может наблюдаться усталость, головокружения, сухость во рту, раздражительность, проблемы с поведением, низкое давления.
В свою очередь, резкое прекращение приема этого лекарства может привести к высокому кровяному давлению.
Антидепрессанты, хотя они и официально не одобрены для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности, иногда назначаются врачами для лечения некоторых симптомов расстройства.
Однако эффективность этих лекарств в лечении СДВГ у детей или взрослых еще не установлена, при этом прием антидепрессантов детьми и подростками чреват повышенным риском суицидальных мыслей.
Антидепрессанты, иногда назначаемые при СДВГ:
- амитриптилин, дезипрамин, имипрамин, нортриптилин или другие трициклические антидепрессанты;
- бупропион;
- эсциталопрам и сертралин;
-
венлафаксин.
Побочные эффекты препаратов от СДВГ
Стимуляторы могут иметь побочные эффекты, но они, как правило, возникают на ранних стадиях лечения. Обычно они проходят быстро и в мягкой форме. Наиболее распространенные из них:
- сниженный аппетит или потеря веса;
- проблемы со сном (на сон и аппетит большее влияние оказывают лекарства длительного действия);
- головные боли, боли в животе;
- раздражительность, тики.
Психостимуляторы, как правило, не влияют на рост, но их прием может замедлить или задержать рост в течение первых двух лет лечения.
В редких случаях лекарства при СДВГ могут вызывать более опасные побочные эффекты. Например, некоторые стимуляторы повышают риск проблем с сердцем и кровеносными сосудами.
Могут усугубиться имеющиеся психические расстройства, такие как депрессия, тревожность или психоз.
Также известно, что применение препаратов в виде накожных пластырей вызывает обесцвечивание кожи на участках, которые находятся под пластырем.
Как избежать побочных эффектов? Прежде чем ваш ребенок начнет принимать какие-либо лекарства, поговорите с врачом об истории болезней ребенка и заболеваниях, которые встречались в вашей семье: так можно спрогнозировать риск некоторых побочных эффектов. Кроме того, нужно сообщить врачу о любых других лекарствах или витаминах, которые принимает ребенок.
В большинстве случаев от побочных эффектов можно избавиться, если врач поможет вам:
- изменить дозу лекарства;
- отрегулировать время и частоту приема;.
- назначить другое лекарство.
Важно помнить: нельзя как-либо менять порядок приема и дозировку препарата, не посоветовавшись с врачом. Такие необдуманные изменения могут привести к опасным побочным эффектам.
Рекомендуется начинать прием препаратов при СДВГ только в тех случаях, когда другие методы терапии были неэффективны. О методах немедикаментозного лечения СДВГ читайте здесь
С какого возраста можно принимать лекарства от СДВГ?
Для детей дошкольного и школьного возраста рекомендуется сначала попробовать сеансы поведенческой психотерапии, а затем только по мере необходимости принимать препараты. Большинство названных выше лекарств одобрены только для детей от 6 лет и старше, но иногда врачи назначают очень низкую дозу метилфенидата и для детей младше 6 лет.
Как быстро препарат от СДВГ начинает работать?
Психостимуляторы начинают действовать почти сразу, обычно в течение получаса. Однако остальным препаратам может потребоваться несколько недель, прежде чем они принесут полный эффект. Прежде чем прекратить прием лекарства, важно обсудить это с врачом, потому что такой шаг может привести к симптому абстиненции.
Изменит ли прием лекарств характер ребенка?
Если вы заметили изменения в характере вашего ребенка, то, возможно, доза принимаемого препарата слишком высока. При правильном назначении лекарства от СДВГ должны помочь ребенку сосредоточиться и снизить его гиперактивность, но не изменить особенности его личности.
Может ли ребенок стать зависимым от стимулятора?
Психостимуляторы классифицируются как наркотические вещества, вызывающие привыкание. Однако некоторые исследования показывают, что прием стимулятора в целях лечения СДВГ может фактически снизить риск злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте, а не увеличить его.
Но все же дети и подростки подвержены риску злоупотребления своими лекарствами. В случае злоупотребления они принимают его в более высоких дозах, чтобы достичь сильного эффекта. Чтобы избежать этих рисков, храните лекарство в безопасном месте, контролируйте прием препарата и по возможности попросите школьный персонал следить за тем, как ребенок принимает лекарство, находясь в школе.
Как долго нужно принимать лекарства при СДВГ?
Это зависит от индивидуальных особенностей конкретного пациента. Тип лечения, как и его необходимость, могут меняться по мере роста и развития вашего ребенка. Некоторые дети достигают стабильного улучшения и прекращают медикаментозную терапию в подростковом или взрослом возрасте, тогда как другим может рекомендоваться продолжить принимать лекарства.
Вам нужна консультация? Сделайте шаг к здоровью! Позвоните нам
Задержка психического развития у детей
Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.
Биологические:
- патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
- недоношенность;
- внутриутробная гипоксия плода;
- асфиксия при родах;
- инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
- генетическая предрасположенность;
- травмы при родах;
- отставание от сверстников в физическом развитии;
- соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
- поражение отдельных участков центральной нервной системы.
Социальные:
- ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
- психические травмы;
- неблагоприятные условия жизни;
- педагогическая запущенность.
В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют
несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.
Виды ЗПР
Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:
- Конституциональная. Определяется наследственностью.
- Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
астения и др. - Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость. - Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
травмы и пр.).
Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.
Затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.
Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.
Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.
Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии.
Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом.
Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.
Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.
Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года.
Симптомы
С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при
подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни
можно заметить раньше.
Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:
- отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие
действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,
самостоятельная еда); - нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих
играх, это должно насторожить взрослых; - нерешительность;
- агрессивность;
- тревожность.
В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и
признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их
комбинация.
Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего
отсталость является достаточно заметной.
Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего
обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,
логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.
При этом производится сбор и
изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка.
В обязательном
порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-
волевых качеств.
На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки
психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях
специальных образовательных учреждений.
Отличия от умственной отсталости
Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить
либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания
отличаются:
- при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё
исправимо при надлежащем подходе; - дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им
оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания; - ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.
При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить
комплексную помощь таким деткам и их родителям.
Лечение
Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками
обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной.
Педагоги и родители
должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не
результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые
должны быть совместно преодолены.
Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок
в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать,
чтобы помочь маленькому школьнику.
Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских
психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна
начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.
Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII
вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР
относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая
смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.
Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,
внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и
др. современных методов.
Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках
индивидуальных и групповых занятий.
Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению
учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные
педагоги.
Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в
соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию,
ЛФК, массаж, водолечение.
Прогноз и профилактика
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть
преодолено.
Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной
коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.
С помощью педагогов они
способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают
самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже
ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование
беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и
соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и
развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у
специалистов и организация коррекционной работы.
Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Нейролептики в лечении нарушений у детей | НейроСпектр
В последнее время в детской психиатрии можно заметить тенденцию популяризации нейролептиков при лечении расстройств поведения у детей.
Расстройства поведения у детей — часто встречающийся диагноз.
Такие расстройства характеризуются неспособностью ребенка контролировать свое поведение, недисциплинированностью, агрессивностью, жестокостью и другими поведенческими образцами, несоответствующими социальным нормам.
Говорить о расстройстве поведения как о психиатрическом диагнозе можно только в том случае, если характерные поведенческие образцы сохраняются на протяжении полугода и более.
Также важно понимать, что расстройства поведения могут иметь разную форму и глубину, и лечение должно проводиться строго индивидуально — после тщательного обследования маленького пациента, с контролем эффективности лечения на каждом этапе и коррекцией терапии при необходимости.
Нейролептиках при лечении психических расстройств у детей
Увеличение количества назначений нейролептиков, медикаментов, устраняющих бред, галлюцинации, двигательное и психическое возбуждение, обусловлено несколькими причинами. Одна из основных — появление на мировом фармацевтическом рынке антипсихотиков нового поколения.
Речь идет о препаратах, которые обеспечивают высокую эффективность терапии и характеризуются относительной безопасностью для здоровья пациентов, минимальным количеством побочных явлений.
Еще одна причина — возможность назначения нейролептиков не только психиатрами, но и педиатрами, неврологами.
Однако сложно назвать популяризацию нейролептиков однозначно положительной тенденцией. Да, эти препараты способны эффективно купировать тяжелые симптомы, но риск возникновения побочных реакций сохраняется, особенно, в свете того, что лечение требуется длительное, и побочные эффекты могут перерасти в стойкие заболевания.
Плюсы и минусы нейролептиков
В последние годы в медицине большой упор делается на исследование биологической природы психических заболеваний.
В частности, серьезные прорывы были сделаны в направлении изучения процессов, происходящих в головном мозге, при появлении или развитии различных симптомов.
Это стало толчком к стремительному развитию психофармакологии, в частности, сегодня при лечении как взрослых пациентов, так и детей, применяются новые препараты, более эффективные и безопасные.
При лечении речевых и поведенческих нарушений у детей чаще применяются атипичные нейролептики — медикаменты второго поколения, характеризующиеся более мягким воздействием, более безопасные.
Но нужно понимать, что к сегодняшнему дню доказательства безопасности нейролептиков последнего поколения существуют лишь в отношении краткосрочного применения.
Большая часть исследований продолжается до одного года, так что о долгосрочных перспективах лечения говорить нет смысла.
Ситуация усугубляется еще и тем, что детям антипсихотики часто назначают по медицинским показаниям, которых нет в официальных документах к препаратам, то есть, речь идет об их избыточном употреблении.
В каких случаях назначается нейролептическая терапия
Нужно четко понимать, что нейролептическая терапия может быть назначена только врачом-психиатром и только после полного обследования пациента, с учетом характерных особенностей расстройства.
В соответствии с рекомендациями ВОЗ при лечении допустимо использовать не более 1-2 нейролептиков нового поколения одновременно. При этом начинать следует с минимальных доз, тщательно отслеживая отклик организма на лечение.
Все время лечения пациент должен наблюдаться у врача, и после ослабления симптомов заболевания снижается дозировка препарата, а при возможности антипсихотический препарат заменяется антидепрессантами, седативными лекарствами.
Среди показаний для назначения нейролептиков можно выделить:
- галлюцинации и бред у маленьких пациентов;
- манию, состояние, характеризующееся возбужденным неуправляемым поведением;
- синдром Туррета — генетическое заболевание с вокальными и двигательными тиками;
- психомоторное возбуждение, характеризующееся патологической эмоциональной и двигательной активностью.
Важно, чтобы врач, который назначает препарат, не только внимательно оценил состояние пациента, но и досконально знал побочные эффекты препарата, мог подобрать эффективную минимальную дозу, тщательно следил за результатами нейролептической терапии и вовремя менял дозировки медикаментов в процессе лечения.
Немного о рисках и недостатках лечения нейролептиками
Лечение расстройств поведения обычно подразумевает многолетнюю терапию — иногда принимать препараты приходится всю жизнь. Соответственно, побочные реакции за длительное время перерастают в устойчивые заболевания.
Например, увеличение веса в долгосрочной перспективе приведет к ожирению, гормональные сбои спровоцируют задержку полового развития. Все эти факторы и риски нужно учитывать при подборе препарата.
Кроме того, важно тщательно контролировать ход лечения, результативность, выраженность побочных эффектов, регулярно оценивая биохимические изменения состава крови, и на основе полученных данных корректируя лечение.
Еще один момент — пациенты, которые принимают атипичные нейролептики, попадают в группу риска развития сахарного диабета.
Среди наиболее распространенных побочных эффектов нейролептической терапии у детей можно выделить увеличение веса и сопутствующее повышение уровня липидов, глюкозы.
Высок риск сердечно-сосудистых заболеваний, развития медикаментозной гиперпролактинемии, вызывающей гинекомастию у мальчиков, аменорею у девочек, галакторею, задержку полового развития.
Антипсихотики в последние годы активно используются при лечении речевых и поведенческих нарушений у детей.
Чтобы избежать необоснованного использования препаратов этой группы, назначение нейролептиков должно проводиться только после того, как подтвержден диагноз психического заболевания.
Стоит избегать нейролептиков при лечении нарушений сна, тикозных расстройств, легких поведенческих отклонений. И всегда нужно иметь в виду развитие возможных побочных реакций — это может быть избыток гормона пролактина или набор веса.
Задержка психического развития ребенка: признаки, причины, лечение ЗПР
Главная → Информация о заболеваниях → Задержка психического развития ребенка: признаки, причины, лечение ЗПР
Для задержки психического развития характерно: преобладание игровых по большей части детских интересов, ограниченные представления об окружающем мире, не способность к интеллектуальной деятельности и незрелость мыслительных процессов которые в дальнейшем серьезно затрудняют процесс обучения. Важно своевременно выявить задержку психического развития и оказать ребенку с ЗПР медицинскую и педагогическую помощь.
Признаки задержки психического развития (ЗПР)
Родители могут заметить следующие признаки задержки психического развития (ЗПР):
Незрелая эмоционально-волевая сфера
Ребенок не пытается совершить над собой усилие или сделать так «как надо» или «как положено», а не так как ему вдруг захотелось.
Незрелость эмоциональной сферы так же может проявляться в истерических проявлениях или агрессии, так как ребенок не понимает почему нужно делиться игрушками, спрашивать разрешение, и что означает например фраза: «у меня нет с собой денег, поэтому я не куплю тебе машину».
Игровая деятельность у детей с ЗПР
Игры у детей с задержкой психического развития часто носят примитивный характер, нет сюжетно-ролевого компонента. Например в 5 лет ребенок с ЗПР механически катает машину взад-вперед, хотя его сверстники уже давно строят гаражи, играют в супергероев, человека-паука или строят космические корабли из конструктора.
В ряде случаев игры могут быть разрушительными: рвет, ломает и разбрасывает предметы, или с выраженным преобладанием двигательного компонента — он постоянно прыгает и бегает, но не играет с другими детьми и с игрушками.
Речевое развитие у детей с ЗПР:
Задержка психического развития часто сочетается с задержкой развития речи. Ребенок не разговаривает, либо его речь существенно отстает от возрастной нормы. Важно помнить, что речь является основой интеллекта. Если ребенок не разговаривает — у него не набирается кругозор, в результате темп психического развития еще больше замедляется, что в дальнейшем приводит к серьезным проблемам с обучением.
В некоторых случаях наоборот отмечается избыточная или даже патологическая речевая активность. Ребенок с ЗПР говорит «все подряд», не понимая, что говорить можно, а что нельзя. Речь часто «несвязная», отвечает невпопад и не о том, о чем его спрашивали.
Двигательная активность у детей с ЗПР:
У детей с ЗПР часто отмечается избыточная или даже патологическая двигательная активность. Ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Постоянно находится в движении, хватает все подряд и порой даже не понимает, что надо спрашивать разрешение. Позже такому ребенку могут установить диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности, который сильно затрудняет процесс обучения. Но есть и обратная ситуация когда у ребенка с ЗПР резко снижена двигательная активность и окружающие считают его тихим и «очень стеснительным ребенком», но у него снижена не только двигательная, но и познавательная активность и нет присущего всем детям любопытства.
Бытовые навыки у детей ЗПР:
У детей с задержкой психического развития часто страдает выработка бытовых навыков. Ребенок не может полностью самостоятельно одеваться. Некоторые дети с ЗПР не умеют самостоятельно есть. У многих не выработаны туалетные навыки: сам не просится в туалет или вовсе не признает горшок.
Учебные навыки у детей с ЗПР:
При подготовке к школе у детей с задержками психического развития на первый план выступают неусидчивость, нарушение концентрации внимания, нежелание даже спокойно сидеть за партой и уж тем более нет желания выполнять задания педагога. Хотя с помощью взрослого (или учителя) они могут выполнять предложенные им задания, но в коллективе эти дети как правило растормаживаются, постоянно отвлекаются и не усваивают школьный материал.
- Очень распространенная ситуация: грубая задержка психического или психо-речевого развития не была своевременно выявлена, ребенок не получал адекватного комплексного лечения, не развивался, а напротив с каждым годом все больше отставал от сверстников ….
- В результате перед школой психиатр поменял ему диагноз на умственную отсталость.
Важно восстановить психическое развитие ДО ШКОЛЫ, чтобы в дальнейшем ребенок мог получить образование и выбрать себе достойную профессию. В противном случае ребенок с ЗПР может попасть в СПЕЦ-ШКОЛУ для детей с задержкой ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ или УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: Для детей с задержкой психического развития созданы школы 7 вида. У детей с задержкой психического развития сохранен интеллект, но они эмоционально неустойчивы, быстро истощаются, у них так же нарушена память. Для усвоения школьной программы детям с ЗПР требуется постоянный контроль со стороны педагога и поэтому они не могут учиться в больших классах обычных школ. В конце 9 класса дети сдают ГИА и получают соответствующий аттестат. Высшее образование с таким аттестатом недоступно.
Для детей с умственной отсталостью существуют Школы 8 вида.
После окончания школы дети получают документ, что ребенок принимал участие в обучении. С данным документом можно пойти только в ПТУ …
Причины ЗПР — задержки психического развития у детей
Некоторые психологи (не имея медицинского образования) высказывают мнение, что причина неадекватного поведения кроется в гиперопеке.
И фактически перекладывают на родителей «вину за происходящее», считая что дефект воспитания привел к задержке психического развития.
Но у многих детей с ЗПР есть серьезные проблемы с развитием нервной системы, в связи с чем нарушается процесс созревания высших психических функций.
- Причин ЗПР может быть несколько:
- — гипоксия — головной мозг ребенка во время беременности (испытывал нехватку кислорода) — тяжелые или преждевременные роды привели к повреждению нервной системы
- — повышенное внутричерепное давление давит на лобные доли мозга, отвечающие за психическое развитие и логическое мышление и мешает им работать.
- Возможны и другие факторы, приводящие к ЗПР:
- — в ряде случаев признаки задержки развития родители заметили у малыша после длительного наркоза, черепно-мозговой травмы, прививки сделанной на фоне простудного заболевания, тяжелой инфекции и длительного пребывания в стационаре и пр.
- Улучшить работу головного мозга можно даже в запущенных случаях, когда у ребенка уже сформировалась задержка ПСИХО-РЕЧЕВОГО развития.
Лечение (ЗПР) задержки психического развития
Для лечения детей с задержкой психического развития (ЗПР) оптимальным является комплекс процедур:
- МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
- КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
- ЗАНЯТИЯ С ПСИХОЛОГОМ
- ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка с ЗПР.
- Наиболее эффективна комплексная реабилитация при ЗПР:
- При лечении детям с задержкой психического развития проводят Микротоковую рефлексотерапию, которая проводится по индивидуальной программе, позволяет улучшать работу различных зон мозга, корректировать поведение и способности к обучению:
- Активизация лобных долей проводится для:
- развития логического мышления
- формирования адекватного поведения
- выработки бытовых навыков
Активизация Речевых зон мозга проводится для
- улучшения понимания обращенной речи
- развития фразовой речи
- развития связной диалоговой речи
Активизация учебных зон мозга проводится для:
- повышения интереса к учебному процессу
- формированию навыков счета, чтения и письма
- улучшения памяти и концентрации внимания
- Седативное (успокаивающееся) воздействие на двигательные зоны мозга проводится детям с избыточной двигательной активностью Седативное (успокаивающее) воздействие на нервную систему
- проводится детям с возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью
- Если у ребенка с задержкой психического развития страдают социальные навыки и ребенок не умеет самостоятельно одеваться, кушать и ходить в туалет, то в комплексную реабилитацию включают занятия по выработке социально бытовых навыков с применением карточек визуального ряда.
- Коррекционные занятия для детей с ЗПР.
В рамках комплексной реабилитации помощь детям с зпр должны оказывать не только врачи неврологи-рефлесотерапевты, но и педагоги: логопед, дефектолог, детский специальный психолог, нейропсихолог — они проводят различные развивающие занятия с детьми с ЗПР.
Для развития детей с ЗПР обязательно проводятся занятия с дефектологом или детским специальным психологом. Занятия позволяют ребенку с ЗПР усвоить основные понятия: большой/маленький, цвет, форма и размер, объединение предметов в группы. Занятия так же направлены на развитие логического мышления, причинно-следственных связей. Подготовку к школе.
Развитие связной речи у детей с ЗПР.
Если у малыша помимо задержки психического развития задерживается развитие связной речи то ему необходимы занятия с логопедом для формирования грамотной речи, обучения ребенка навыкам описания и построения рассказа. Ежегодно в ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЕТИ КЛИНИК «РЕАЦЕНТР» в различных регионах России проходят комплексное лечение более 7000 пациентов.
- Микротоковая рефлексотерапия разрешена и рекомендована к применению у детей
- Родители помните: чем раньше начато лечение ЗПР, тем больше вероятности, что ребенок сможет догнать своих сверстников в развитии и усваивать школьный материал!
Министерством здравоохранения РФ.
При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.
ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ЗПР.
Более подробную информацию о лечении ЗПР вы можете получить по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный) Микротоковую рефлексотерапию для лечения ЗПР (задержки психического развития) проводят только в подразделениях «Реацентра»В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону, Томск, Москва, Ярославль, Владивосток, Сочи, Алматы, Нурсултан, Шимкент,Ташкент,Фергана, Бишкек, Ош, Анталия.