Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

О дислексии многие узнают, когда детство давно позади. Так было, например, со Стивеном Спилбергом, у которого дислексия была диагностирована лишь в 61 год [1]. В то же время постановка диагноза может стать важным шагом к поиску решений для улучшения качества жизни.

Что такое дислексия

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — это распространенные особенности восприятия информации, имеющие нейрологическое происхождение. По статистике, 15–20% людей в мире сталкиваются с разными проявлениями трудностей в обучении — дислексией, дисграфией, дискалькулией или СДВГ [2].

  • Дислексия — сложности развития навыков чтения.
  • Дисграфия — сложности письма.
  • Дискалькулия/акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями.
  • СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности). Это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Чаще всего дислексию диагностируют у школьников, поэтому, если вы заметили, что ребенок медленно читает или регулярно при письме допускает специфические ошибки (пропускает или переставляет буквы, не ставит точку, слитно пишет слова), это может быть признаками дислексии и дисграфии. Важно понимать, что это никак не связано с ленью: это нейробиологическая особенность.

Дислексию часто называют «врожденной» безграмотностью. Хорошо зная орфографические правила, человек не может их применить в письменной речи.

Прилагая максимум усилий для прочтения текста, он делает это медленно, по слогам или по буквам, пытается угадать окончания слов, переставляет буквы или слоги в слове, испытывает сложности в понимании смысла прочитанного.

При этом интеллект сохранен, нарушений в функционировании органов слуха и зрения нет. Именно поэтому аудиокниги для дислексиков могут стать полноценной альтернативой чтению напечатанного текста.

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

Кадр из фильма «Одаренная»

© Kinopoisk

Дислексия и творчество

Важно понимать, что дислексия не болезнь, а особенность восприятия информации, с которой можно научиться жить.

Это подтверждают многочисленные примеры актеров, художников, архитекторов, политиков, изобретателей, у которых была диагностирована дислексия.

У многих известных писателей также была эта особенность, что не помешало им создать шедевры, которыми зачитываются и по сей день. Вот, информация, которую собрал сервис аудиокниг Storytel. 

Английскую писательницу Джейн Остен отец забрал из школы из-за сложностей с обучением. Она так и не смогла освоить грамоту, но это не оказалось для нее преградой, чтобы стать первой представительницей реализма, замечательным сатириком и писать романы нравов: ее «Гордость и предубеждение» [3] знают во всем мире.

Дислексия, предположительно, была и у Агаты Кристи. Она долго не могла научиться писать, а когда все-таки научилась, делала столько ошибок, что пришлось перейти на домашнее обучение, потому что и учителя, и ученики смеялись над ней. Тем не менее сегодня, вероятно, нет ни одного человека, который бы не знал ее «Убийство в Восточном экспрессе» [4] и еще сотни детективных историй.

Литературоведы считают, что дислексия была и у Владимира Маяковского. Он совершенно не понимал, как и где ставить знаки препинания — возможно, благодаря этому поэт изобрел знаменитую стихотворную «лесенку». Автор очень чутко относился к речи и чувствовал ее ритм, а мы сегодня наслаждаемся его многочисленными стихотворениями и поэмами, например «Про это» [5].

Также можно вспомнить датского писателя с дислексией — Ганса Христиана Андерсена, обладающего удивительным литературным талантом. Из-за дисграфии учеба в школе непросто давалась будущему сказочнику. Однако, несмотря на это, Андерсен начал создавать свои первые литературные произведения с десятилетнего возраста и стал всемирно известным писателем и автором 24 сборников сказок.

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

Кадр из фильма «Звездочки на земле»

© Kinopoisk

Как распознать дислексию

Многие признаки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки (например, парные буквы);
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, «вход», «выход»);
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • возникают сложности при чтении и письме;
  • ребенок замыкается в себе, не может наладить контакт со сверстниками.

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • не может правильно повторить серии ударов карандашом по столу с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева от центра страницы знаки, буквы и даже страницу.

У него нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

  • при чтении и письме он переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • у него возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • не может определить границы слов и предложений.

Кроме того, у ребенка могут быть нарушены ориентация и память:

  • он путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право — лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • у него наблюдаются проблемы с короткой памятью.

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • он теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.

Если вы вспомнили что-то подобное о своем детстве, обратите внимание на развитие своего ребенка. Наука сильно шагнула вперед, и сегодня есть куда больше возможностей для детей с дислексией, нежели 20 лет назад. Повторять судьбу Спилберга не стоит: зная свои особенности и особенности своего ребенка, можно уже сегодня сделать жизнь комфортнее.

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Причины дислексии

Точная причина дислексии не ясна, но ученые полагают, что эта особенность передается по наследству: у 49% родителей детей с дислексией диагностирована та же особенность [6]. И около 40% братьев и сестер детей-дислексиков также будут иметь проблемы с освоением чтения и письма.

Кроме того, функциональная МРТ показала, что части мозга, участвующие в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают иначе, чем у других. У дислексика области мозга, которые должны быть активными во время чтения, не работают должным образом. А также наблюдаются трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Например, когда дети учатся читать, первым делом они изучают, какой звук издает каждая буква. Затем они обучаются складывать звуки в слова. И последним шагом выясняют значения слов. Например, дети выясняют, что слово «собака» обозначает пушистое гавкающее животное, которое живет в будке.

У детей с дислексией мозг работает иначе, они с трудом соотносят буквы и звуки, поэтому им тяжелее понять, как из звуков складываются слова. Например, слово «локти» дислексик может читать как «ногти» и наоборот. А чтение превращается в медленный и трудный процесс.

Кроме генетики и особого строения мозга, существуют и другие факторы риска, которые могут привести к трудностям обучения:

  • недостаточное внимание к ребенку и отсутствие развивающей среды;
  • тяжелое протекание беременности матери, осложнения во время родов, преждевременные роды, низкий вес ребенка при рождении;
  • травмы головного мозга у малыша, серьезные инфекционные заболевания;
  • никотин, наркотики, алкоголь, которые женщина употребляла во время беременности.

Дислексия не приговор

Дислексия — это результат нейробиологических особенностей человека, она не считается заболеванием, так как интеллект ребенка полностью сохранен.

В Международной классификации болезней дислексия, дисграфия и дискалькулия отнесены к расстройствам психологического развития как специфические трудности обучения.

В России в нормативных документах системы образования эти термины практически не употребляются, но специалисты часто используют их в общении с родителями и между собой.

Дислексия не диагноз, а нарушение, лекарства для мгновенного избавления от которого еще не изобрели. Ребенку с дислексией и дисграфией требуется помощь специалистов на протяжении нескольких лет, а иногда всего школьного обучения.

Основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией [7] Мария Пиотровская подчеркивает: «На протяжении пяти лет Ассоциация дислексии делает все возможное, чтобы родители и учителя были осведомлены о проблеме и могли вовремя обнаружить у детей дислексию и другие трудности обучения. Очень важно, чтобы родители, педагоги, специалисты сопровождения и, конечно же, дети могли получить профессиональную помощь и поддержку.

Читайте также:  Гиперлордоз: коррекция заболевания с помощью упражнений

Если вы видите, что у ребенка есть трудности обучения, — не медлите, сразу обращайтесь к логопедам или нейропсихологам.

Ведь своевременное обращение к специалистам за консультацией даст возможность начать коррекционные занятия с профессионалом, что в будущем улучшит показатели успеваемости ребенка в школе.

В Ассоциации дислексии все граждане РФ могут пройти онлайн-диагностику у специалистов бесплатно!

Мне бы очень хотелось, чтобы жизнь каждого ребенка в школе не превратилась в кошмар, в буллинг со стороны педагогов и одноклассников, а стала прекрасным и интересным путешествием по знаниям, результатом которого станет выбор любимой профессии. Со стороны Ассоциации мы делаем все возможное, чтобы осведомить о дислексии как можно больше людей нашей страны, и очень здорово, что в этом нам помогают многие благотворительные фонды и организации».

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

Кадр из фильма «Капитан Фантастик»

© Kinopoisk

Что делать взрослым и детям с дислексией

Сегодня есть два основных подхода к определению дислексии.

Педагогический — когда есть признаки дислексии, но нет нарушений физики тела и психики. Определить это можно после тщательного медицинского обследования у педиатра, невролога, психолога. Эта форма хорошо поддается педагогической коррекции со специалистом.

Клинико-психологический — когда признаки дислексии появляются при нарушениях, влияющих на работу мозга. Это могут быть особенности психики, неврологические заболевания, патологии развития. Чтобы найти эти нарушения, нужно также обратиться к специалистам: педиатру, неврологу, нейропсихологу.

Родителям важно помнить, что сам по себе человек с дислексией не требует лечения.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин.

Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга.

За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты.

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры [8].

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения. 

Дислексия

Дислексия – это неспособность овладеть чтением. Такое отклонение обнаруживается у детей в начальных классах и становится настоящей проблемой. Ребенок не может научиться читать, при этом остальные навыки к обучению сохранены.

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

Наблюдается отставание в учебе, постепенно на фоне прогрессирующего состояния присоединяются психологические проблемы. Только опытный и квалифицированный специалист поможет справиться с данной проблемой.

Если не лечить дислексию, она может стать причиной серьезных нарушений – данное отклонение закрепиться, сформируются стойкие нейронные связи. Также при данной патологии отмечает гиперреактивность, синдром дефицита внимания, отмечается нарушение координации. Если вовремя распознать патологию, можно избежать этих осложнений.

Распознать дислексию можно по следующим признакам:

  • быстрая утомляемость ребенка при чтении;
  • наблюдается снижение концентрации;
  • малыш держит книгу близко перед глазами, часто трет глаза;
  • если сохранена способность к обучению чтению, ребенок пропускает отдельные слова и небольшие предложения;
  • нередко присоединяются головные боли.

Семантическая дислексия чаще всего выявляется у детей и характеризуется тем, что ребенок не понимает прочитанное и не может его воспроизвести. Трудно пересказать даже короткий, только что прочитанный небольшой текст. Пациенту сложно ответить на простые вопросы по тексту, отражающие его смысл.

Диагноз может поставить только логопед-дефектолог при проведении обследования. Реабилитация включает расширение словарного запаса, развитие связи между анализом и синтезом речи и восстановление смысловой связи между предложениями. При подозрении на патологию лучше сразу обратиться к специалисту.

Фонематическая дислексия – это нарушение чтения с восприятием фонем: определенных звуков в словах и предложениях. Связано с расстройством мышления, памяти, внимания или речи. Чаще всего развивается у детей в раннем возрасте, ребенок не может сосредоточиться на тексте, прочитать и пересказать информацию. Выявляется при проведении тестов с логопедом-дефектологом.

При данном расстройстве отмечается отставание в учебе, поскольку фонематическая дислексия затрагивает расстройство памяти и мышления. Если отклонение серьезное, потребуется консультация психолога или невролога, к последнему специалисту направляют при подозрении на поражение головного мозга.

Оптическая дислексия – нарушение чтения при расстройстве зрительного восприятия. Отмечаются сложности с прочитыванием сходных по восприятию букв или при их взаимной замене. Часто наблюдаются такие отклонения, как чтение слов по буквам, пропуски и перестановки слов, или замена согласных. При органическом поражении нервной системы может отмечаться зеркальное чтение.

Данную форму патологии обычно выявляют впервые в школе на уроках чтения. Точный диагноз поставит только логопед при проведении тестов. Назначается программа реабилитации, которую подбирают в зависимости от тяжести состояния оптической дислексии.

При аграмматической дислексии возникают ошибки при чтении суффиксов, окончаний, префиксов, пациент при произношении меняет словообразование на более привычное и удобное. Характерным отличием является несогласование слов между собой в падежах и родах, замена падежных окончаний в существительных, изменение формы глаголов и другие расстройства.

Для выполнения коррекции потребуется консультация нескольких специалистов, многое зависит от квалификации логопеда-дефектолога. Лечение лучше проводить в специализированных речевых центрах и заниматься как индивидуально, так и в группах.

Мнестическая дислексия – нарушение чтения, при котором затрудняется связь между зрительным восприятием буквы и произношением звука. Часто бывает так, что ребенок просто запоминает буквы и пытается их вставить в слова, заменяя правильное чтение. В данном случае возникают сложности с прочитыванием определенных слов, буквы могут пропускаться или заменяться сходными по звучанию.

При подозрении на мнестическую дислексию нужно незамедлительно обратиться к специалисту. Будут проведены соответствующие тесты, поставлен диагноз и назначена программа коррекции.

Этот вариант дислексии проявляется у слепых пациентов и характеризуется сложностями в тактильном распознавании букв из азбуки Брайля. Производится замена и смешивание схожих букв, их соединение в слогах или смешивание. В результате отмечается нарушение понимания прочитанного и искажение представленной информации. Часто включается компенсаторное угадывание смысла текста.

Для лечения тактильной дислексии проводятся тренинги со специалистом для восстановления нормального восприятия букв. Успех во многом зависит как от профессионализма врача, так и от настроя самого пациента.

При данном заболевании очень долго читают по слогам, в запущенных случаях люди так и не могут научиться читать и адаптироваться к социальной жизни. Своевременная помощь специалистов нашего центра поможет эффективно справиться с данной патологией.

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

Тупость или расстройство обучения? Что такое дислексия и дисграфия

Дислексией называют расстройство способности читать, дисграфией — писать (в справочниках вы найдете более пространные толкования, но, памятуя о теме нашей статьи, мы предпочтем им минималистичные, оставив главное). Эти проблемы затрагивают миллионы людей, и все они сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку существующая система образования им не подходит.

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

На постсоветском пространстве такие диагнозы ставят редко: здесь бытует миф, что дети с дислексией и дисграфией просто умственно отсталые. В лучшем случае родители и преподаватели приписывают им лень и плохую дисциплину.

Читайте также:  Народная медицина против ахиллобурсита

Даже врачи позволяют себе некорректные заявления и могут, например, назвать ребенка с подозрением на расстройство обучения «дебилом» (автору этих строк доводилось слышать подобное в свой адрес).

Потому часто у людей с такими проблемами формируется неправильное представление о себе.

Когда-то я учился с мальчиком, который в свои 15 лет с трудом читал по слогам, — над ним смеялись все, включая преподавателей. И никто даже не подумал, что ему требуется помощь. Неудивительно, что он вырос каким-то гопником.

Обычному человеку, который легко усваивает школьную программу, трудно поверить в то, что такая проблема реально существует, и представить ее масштабы. Она кажется чем-то далеким и почти иллюзорным.

Но достаточно выйти на улицу и внимательнее взглянуть на тех, кого принято считать «асоциальными элементами», — и выяснится, что среди них немало людей с подобными расстройствами и неврологическими проблемами (например, СДВГ).

Такие нарушения диагностируются у нас плохо, поэтому, как правило, все, кому они присущи, не понимают, что с ними происходит, и часто терпят неудачи в жизни. Виновата здесь и система образования, ориентированная только на «стандартных» детей, не имеющих никаких «отклонений».

Школы равнодушно перемалывают тех, кто в эти стандарты не вписывается. Оказавшись неспособными получить даже базовое образование, некоторые люди попадают на дно социума.

  • Человек с расстройством обучения может иметь интеллект выше среднего и таланты, недоступные другим. Но если он не знает о своих особенностях и не понимает, как их можно корректировать и даже использовать себе на пользу, это чревато:
  • — ежедневными трудностями в учебе и работе;
    сложностями во взаимодействии с социумом (окружающие могут считать таких людей умственно отсталыми);
  • — психологическими проблемами (регулярные неудачи формируют низкую самооценку и часто приводят к депрессии).

Перспективы таких людей зачастую далеко не радужны: проблемы в карьере, низкий уровень дохода и т. д. Поэтому важно, чтобы они узнавали о своих особенностях как можно раньше. И учились с ними работать.

Как выглядит дислексия

Для дислексии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и lexis — «речь») характерны трудности с чтением даже простых и давно знакомых слов.

На восприятие написанного текста таким людям требуется больше времени и усилий, чем другим. Они перемешивают буквы или читают их зеркально.

Наблюдаются и проблемы с запоминанием: иногда дислексики не могут удержать в голове последовательности слов и чисел, которые только что видели в тексте.

Это расстройство обучения проявляется по-разному, но обязательно — в виде комплекса из нескольких симптомов. В раннем возрасте дислексию можно диагностировать, если ребенок:

  1. 1) читает или пишет слова задом наперед;
    2) пропускает отдельные слова или места в тексте;
    3) поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
    4) делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме;
    5) меняет буквенный порядок при чтении;
    6) имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
  2. 7) обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.

Со временем могут проявляться другие характерные особенности: человек с трудом формирует сложную речь, ему не даются новые языки, он плохо понимает шутки, основанные на игре слов. Взрослые дислексики часто избегают чтения и находят обходные пути, где злополучный навык не нужен. Многие при этом даже не догадываются, что у них есть какие-то проблемы.

Как выглядит дисграфия

Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):

  • 1) непостоянство почерка (человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то большими, то маленькими);
    2) некоторые слова могут обрываться, сливаться с соседними или и вовсе «исчезать»;
  • 3) буквы нередко пропускаются или путаются (особенно если они похожи по форме, как Р и Ь);
  • 6) сложности с выражением собственных мыслей на бумаге.

4) необычные движения и позиция тела при письме;
5) трудности с переписыванием текстов;

Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека.

Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу.

Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.

О природе расстройств

Причины, приводящие к дислексии и дисграфии, пока окончательно не выявлены. Но большинство исследователей в числе двух главных называет особую структуру мозга и генетику.

«Расстройства обучения могут быть связаны с обстоятельствами появления ребенка на свет, генетическими факторами, а также с особенностями среды», — поясняет психолог Инна Пасечник.

Гипотезу о наследственной природе таких явлений подтверждает ряд фактов: братья и сестры в одной семье часто испытывают одинаковые проблемы с устной и письменной речью; около половины родителей дислексиков сами имеют аналогичные расстройства; у таких людей обнаружены специфические гены; найдены различия в структуре и активности мозга в зонах, ответственных за соотнесение звуков с буквами, а также распознавание написанных слов.

Дисграфия изучена хуже, но здесь тоже рассматриваются генетические факторы. Часто это расстройство связывают с проблемами в рабочей памяти.

Диагностика

В западных странах ребенка с подозрением на дислексию или дисграфию могут отправить к школьному психологу, неврологу или обычному педиатру. В России большинство специалистов не обучено работать с такими проблемами, но и у нас можно найти психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов, которые занимаются этим вопросом.

«Лучше выявлять симптомы заранее. Хорошо, если еще перед школой ребенок пройдет диагностику у нейропсихолога. Расстройства обучения предсказуемы. Если мы в 6 лет обследуем человека, то сможем спрогнозировать его проблемы в школе», — считает Ирина Пасечник.

Сочетаемость

  1. Как уже говорилось, дислексия и дисграфия нередко представляют собой комплексное расстройство, которому сопутствует и ряд других характерных проблем (на врачебном языке это называется «коморбидность»):
  2. 1) примерно 40 % людей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) — дислексики;
  3. 2) дискалькулия (трудности в изучении арифметики);
  4. 3) расстройства аутистического спектра.

Если говорить не о медицинских состояниях, то по каким-то причинам дисграфия и дислексия нередко сочетаются с амбидекстрией (когда человек одинаково хорошо владеет обеими руками) и гомосексуальностью. Согласно результатам исследования, 7,9 % мужчин-геев испытывают трудности с чтением (против 1–3 % в среднем по популяции).

Что поможет человеку с расстройствами обучения

В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.

Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.

При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.

Может ли дислексия проявляться по анатомическим причинам?

«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.

С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны.

Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».

Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений.

В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения.

В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.

Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.

Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?

Преимущества дислексии

Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение (появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. э.). В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы.

Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога.

В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски.

Навык чтения конкурирует с другими нашими умениями, то есть имеет свою цену: вы сильны либо в одном, либо в другом.

Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад», например, имеет структуру треугольника Пенроуза.

Читайте также:  Коррекция вросшего ногтя лазером – этапы операции, сравнение цен на удаление вросших ногтей

Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально (часть за частью), а целиком и сразу (холистически).

Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Например, в англоязычном интернете гуляет утка, что больше 50 % сотрудников NASA — дислексики. «Это не так, — отвечает NASA в твиттере, — но они [дислексики] суперумные».

Люди, испытывающие проблемы с чтением, в самом деле имеют некоторые «козыри» в таких науках, как астрофизика.

Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!

В другом исследовании его авторы сравнивали способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки, — и дислексики снова отличились. Так что их таланты могут пригодиться в медицине и во многих других областях.

Ричард Роджерс, знаменитый архитектор и один из создателей Центра Помпиду, — дислексик. По его собственному признанию, он не умел читать до 11 лет, был не в состоянии учить стихи и делать домашнюю работу. Его называли тупицей. Еще будучи ребенком, Роджерс хотел сброситься с крыши.

«Дислексия, однако, помогла мне осознать, что на слова людей, говоривших: „Ты не можешь сделать это!“ — не стоило обращать внимания. Я не воспринимаю „не“ слишком серьезно», — рассказал Ричард.

Он считает, что дислексия позволяет шире смотреть на вещи, забывать «нормальные» способы работы и переворачивать всё с ног на голову.

Внимание людей с расстройством чтения, действительно, распределено шире «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «обычный» человек будет фокусироваться на «центральных» звуках, а дислексик — на тех, что находятся на периферии.

Хотя вопрос и недостаточно изучен, понятно, что это расстройство ассоциировано с особенностями в работе мозга: дислексия позволяет лучше видеть картину в целом, а не частности, обнаруживать нечто исключительное и нетривиальное, а не банальное и лежащее на поверхности.

Поэтому такие люди чаще склонны с нестандартному мышлению. Американский профессор Томас Уэст в своей книге объясняет, что «мышление вне коробки» (out-of-the-box thinking) всегда отличало дислексиков.

Когда мы называем какие-то особенности расстройством, то должны помнить, что это определение условно.

Одна и та же черта может быть и «нарушением», и преимуществом — всё зависит от контекста и конкретных задач.

Дислексия не помешала молекулярному биологу Кэрол Грейдер и биофизику Жаку Дюбоше стать лауреатами Нобелевской премии. Так что никто не должен чувствовать ограничений в учебе или карьере.

Многие «расстройства» — это нормальная составляющая нейроразнообразия. Наши особенности и отличия служат движущей силой прогресса, и, если бы у всех были одинаковые мозги, человечество остановилось бы в своем развитии.

Люди бывают разные — и общество нуждается в каждом из них.

Можно ли избавиться от дислексии?

Диагноз «дислексия» стал достаточно распространенным явлением в современном мире.

Родители детей-дошкольников, а иногда и учеников младших классов, столкнувшись со сложностями при обучении ребенка чтению и письму, обращаются к специалисту (логопеду, неврологу), в кабинете которого и звучит это не слишком понятное слово «дислексия», означающее дословно «нарушение речи».

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, которая характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме.

При этом уровень интеллектуального развития у человека достаточный и нет нарушений слуха и расстройств органов зрения.

А специфические проблемы остаются даже при оптимальных условиях обучения.

Как следствие, у дислектиков могут возникать проблемы с пониманием того, что было прочитано. Медленное чтение и плохое понимание текстов тормозит пополнение словарного запаса и мешает нормальному процессу обучения.

Люди с проблемами, вызванными дислексией, трудно адаптируются к жизни в современном обществе, в котором продвижение в профессиональной сфере прочно связано с усвоением большого количества информации, представленной в текстовом виде.

Несмотря на то, что данное нарушение диагностировалось еще с начала 20 века, оказывать эффективную профессиональную помощь дислектикам начали сравнительно недавно. Поэтому в мире насчитывается большое количество взрослых людей, страдающих от трудностей, вызванных данным нарушением.

Симптомы дислексии проявляются как у детей, так и у взрослых и выглядят следующим образом:

  • специфические ошибки при чтении (изменение порядка букв, неточности в произношение, «коверкание слов», замена слов близким по звучанию с иным значением);
  • замедленный темп чтения (неспособность к слогослиянию и чтению длинных слов целиком, чтение с большими паузами);
  • так называемое «угадывающее чтение» (попытка угадать слово, а не прочитать его);
  • отсутствие понимания информации, изложенной в тексте и неспособность его пересказать сразу после прочтения;
  • сложность в написании даже простых слов, большое количество ошибок при копировании текста с образца;
  • повышенная раздражимость и эмоциональность;
  • могут быть нарушения координации движения, неуклюжесть;
  • плохая ориентация в пространстве (путают право и лево).

Одним из необязательных признаков дислексии, кроме тех, что уже назывались, иногда является необычный способ держать ручку при письме.

Могут также отмечаться нарушения внимания и памяти.

Профилактика дислексии и её лечение

Чтобы избежать трудностей, связанных с обучением чтению, для всех детей старшего дошкольного возраста и первоклассников рекомендовано проведение профилактического осмотра у специалистов. Раннее выявление нарушений поможет избежать таких невротических состояний у детей, как эмоциональная нестабильность, плаксивость, подавленность или гиперактивность, возбудимость.

Выявленная дислексия требует специальной терапии. Самым эффективным видом терапии на настоящий момент времени является метод Рональда Дэйвиса.

В этом методе дислексия рассматривается скорее как состояние человека, причем состояние изменчивое, делается упор на управление этим состоянием. Логопедическое лечение нарушения речи — процесс длительный, требующий терпения.

Подход к решению проблемы определяется особенностями каждого конкретного случая.

Дислексия — приговор или дар?

Неоднократно отмечалось, что многие известные люди страдали дислексией, что не помешало им достичь больших высот в выбранном виде деятельности.

Этим нарушением страдали Владимир Маяковский, Генри Форд и Уолт Дисней.

Также учеными было обнаружено, что после проведенной терапии многие дети-дислектики обгоняли в развитии своих сверстников и добивались хороших результатов в учебе и творчестве!

Дислексия и дисграфия. Как распознать в раннем возрасте?

Дата публикации 15 декабря 2019

Обновлено 1 марта 2022

Статья проверена врачом: Бугайчук Ольга Викторовна

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.

Ребёнок может очень переживать из-за этого и наслаиваются психологические проблемы. А ведь многие симптомы начинают проявляться ещё в дошкольном возрасте, среди них:

  • ребёнку долго не удаётся держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • он плохо различает и воспроизводит звуки;
  • речь развивается медленнее, чем у сверстников или не соответствует возрастным нормам;
  • имеются проблемы с развитием мелкой моторики;
  • имеются нарушения в координации движений;
  • трудности с удержанием внимания (ребёнку требуется частое переключение на разные виды деятельности);
  • ребёнок быстро утомляется от занятий.

В преддошкольном и школьном возрасте:

  • у ребёнка встречаются трудности в воспроизведении ритма, заучивании стихов;
  • трудности в повторении серии слогов или цифр;
  • ребёнок игнорирует стоящие слева или справа знаки, буквы;
  • трудности с запоминанием букв, их написанием;
  • ребёнок трудно сливает буквы в слоги, с трудом читает слова вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • чтение по-догадке, нарушена плавность чтения, с трудом читает сложные слова, искажает слова при чтении, отсутствует выразительность, плохо понимает смысл прочитанного;
  • заменяет, переставляет, зеркалит буквы и цифры, пропускает буквы, не дописывает слова, слоги, искажает слова, добавляет лишние буквы или слоги;
  • у ребёнка плохой почерк, не видит границы листа, не соблюдает заданные учителем границы при письме;
  • не может определить границы слов и предложений;
  • знает правила, но забывает их применять во время письма.

Дорогие родители! Если у вашего ребёнка обнаружились подобные проблемы, не нужно его ругать, стыдить. Важно понимать, что дислексия и дисграфия – это не психические заболевания и не приговор. Проконсультируйтесь с грамотными специалистами (логопед, невролог, нейропсихолог) и как можно раньше приступайте к специальным коррекционным занятиям с логопедом.

Записаться на прием

Статья не заменяет прием врача. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, который определит диапозон и назначит лечение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector