Содержание:Общая информация Развитие речи в норме Симптомы задержки речевого развития у детей Причины задержки речевого развития у детей Патогенез нарушений развития речи у детей Диагностика задержки речевого развития Лечение задержки речевого развития у детей (коррекционно-развивающая работа) Осложнения задержки речевого развития у детей Профилактика и прогноз при задержке речевого развития у детей
Задержка речевого развития – это запаздывание освоения устной речи по сравнению с возрастной нормой. О задержке говорят, если в 2 года малыш почти не произносит слов, а в 3 года у него не сформирована связная речь.
Задержку речевого развития у детей лечат детский невролог, логопед, дефектолог, медицинский психолог.
Общая информация
Задержка речевого развития – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Такой диагноз впервые выставляется детям младше 3-4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. При этом состоянии задерживается формирование всех компонентов:
- звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
- запаса слов;
- построения грамматической конструкции;
- построения фраз;
- связной речи.
Частота ЗРР достигает 10%, проблема чаще возникает у мальчиков. Патология развития речи затормаживает и возрастное психическое развитие, поэтому состояние обозначает как ЗПРР – задержка психо-речевого развития.
Эта проблема – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.
Ребенок в своем развитии проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы развития речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.
На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:
- гуление – с 1,5 до 2-х месяцев;
- лепет – с 4-5 месяцев;
- лепетные слова – с 7,5-8 месяцев;
- первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.
В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов (мама, папа, дядя, баба) и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и подобное.
В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».
Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:
- в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов;
- в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное).
Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.
Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.
Первые признаки задержки развития речи отмечают родители. Обратиться к специалисту необходимо, если ребенок:
- на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
- не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
- демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
- в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
- в 2 года не говорит ни одного слова;
- в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
- в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
- использует жесты и мимику взамен речи.
Эти временные рамки являются ориентировочными, поскольку некоторые малыши взрослеют чуть медленнее сверстников. Тем не менее, при появлении даже неявных признаков задержки речевого развития у детей стоит обратиться к специалисту.
Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.
Органические причины
Медицинские причины – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:
- последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности;
- тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
- наследственность: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка;
- тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.
Социальные причины
Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.
Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.
Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.
Смена страны проживания в раннем детском возрасте тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки.
Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия. Это связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то речь тоже задерживается.
Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.
Существует три критичных периода развития речи, в течение которых наиболее высока вероятность появления нарушений:
- с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
- 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
- С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.
Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов. В эту группу обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, психиатр, логопед и по ситуации детский психолог.
Педиатр оценивает возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.
ЛОР-врач исследует остроту слуха, наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие.
Суммирует исследование детский невролог, назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего задержку развития речи.
Для успешного лечения задержки речевого развития у детей нужны не только медицинские мероприятия, но и коррекционная развивающая работа педагогов и родителей.
По ситуации используются такие медицинские методы лечения:
- медикаментозная коррекция – ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы;
- массаж, общий и логопедический;
- магнитотерапия;
- электроакупунктура – воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны;
- занятия на аппарате ЛОГО БОС.
Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.
Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.
Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.
Речь является основой развития интеллекта и формирования социальных навыков. Чем дольше ребенок не общается полноценно со взрослыми и со сверстниками, тем сильнее будут со временем проявляться элементы отставания. Со временем проблемы с речью приводят к выраженной сложности в обучении, проблемам с чтением, письмом, восприятием нового.
Профилактика начинается со здорового образа жизни родителей. Необходимо посещать детского невролога при проявлениях минимальной мозговой дисфункции до 1 года, если малыш плохо спит по ночам и чрезмерно беспокоен. В 2,5 года желательно получить консультацию логопеда, который объективно оценивает уровень речевого развития.
Если уделить достаточное внимание коррекционным мероприятиям, задержка развития речи успешно устраняется, и в дальнейшем ребенок ничем не отличается от сверстников. Важно помнить, что, чем раньше начнется работа, тем быстрее будет достигнут результат.
Коллектив специалистов медицинской клиники «СМ-Доктор» поможет родителям разобраться в том, имеется ли у их малыша задержка развития речи, подскажет направление и приемы коррекционных мероприятий. Слаженная работа врачей, психологов и дефектологов помогает добиться видимых результатов. Обращайтесь к профессионалам, чтобы ваш ребенок говорил красиво и четко!
Врачи:
Задержка речевого развития
Комплексное лечение задержки речевого развития у детей в РЦ «Здоровое детство».
Задержка речевого развития достаточно частая патология нервной системы в детском возрасте. Причин ЗРР большое множество, это и патология беременности и родов ( гипоксичекое, ишемическое, траваматическое повреждение нервной системы), стрессовые ситуации, испуги, хронические заболевания других органов и систем, травмы и др.
Проявляться ЗРР начинает уже в 1.5-2 г. В этот период особое значение имеет раннее выявление и начало лечения.
Чем раньше начнется реабилитация, тем быстрее маленький пациент сможет общаться со своими родителями и окружающими. Степень ЗРР также бывает различная.
Есть детки, у которых уже после первого курса «открывается» речь, а кому-то требуется время и более длительные курсы лечения.
В РЦ » Здоровое детство» подход к реабилитации детей с ЗРР комплексный и обязательно индивидуальный, подобранный в соответствии тяжести патологии и возраста ребенка. В нашем центре разработана схема лечения и наблюдения детей с данной патологией, состоящая из 4х основных блоков:
-
Физиотерпаевтические, мануальные и рефлексотерапевтические методики.
-
Психолого-логопедическая коррекция
-
Специализированные аппаратные методики
-
Нейрометаболическая поддержка.
В первую очередь начинаем с физиотерапевтических, мануальных и аппаратных методик, так как в раннем возрасте ( 1.5-2г) данные методы особо эффективны. Проверенные физиотерапевтические методики являются неотъемлемой частью процесса лечения ЗРР.
Самыми распространенными методами являются ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ, точечный массаж речевых зон, цветопунктура, транскраниальная микрополяризация ( ТКМП), транскраниальная магнитостимуляция ( ТКМС), ВОКАСТИМ , магнитотерапия, парафинотерапия, амплипульс под корень языка и на кончики пальцев, БОС терапия ( биологически-обратная связь). Использование мягких мануальных методов ( Кранио-сакральная терапия, Остеопатия) позволяет снят мышечные блоки, зажатость шейного отдела позвоночника, что также может влиять на кровообращение головного мозга, а в результате и речевые функции. Иглорефлексотерапия и фармакопунктура мощный стимулирующий метод, который позволяет работать непосредственно с речевыми точками по всему телу.
Психолого-логопедическая коррекция речевых нарушений является наиболее важным и одним из основных методов реабилитации детей с ЗРР после 2.5-3 лет. Грамотные и высоко-специализированные специалисты залог успеха в лечении данной патологии.
Занятия проходят с логопедами-дефектологами, нейропсихологами на развития мелкой моторики и стимуляцию речевых функций, постановку звуков.
К дополнительным психологическим методам можно отнести анималотерапию ( канистерапия), что позволяет ребенку добиться для ребенка спокойствия и душевного равновесия.
Новейшие аппаратные методики, такие как ТОМАТИС терапия, ЛОГО+ позволяют в разы ускорить результаты лечения, позволяют логопедам и психологом индивидуально разрабатывать занятия для каждого маленького пациента.
Томатис терапию проводит нейропсихолог на специальном аппарате Нейро-ухо, работая как индивидуально так и в группах.
ЛОГО + ( прослушивание специальных нейро-мелодий) удобен в применении и позволяет ребенку проходить лечения не отвлекаясь от игр и других занятий.
Комплексное лечение ЗРР включающее в себя разные методики и методы позволяет минимизировать необходимость в масштабной медикаментозной терапии. Нейрометаболические препараты безусловно назначаются врачом неврологом с учетом возраста и патологии ребенка.
Так же в центре помимо невролога, консультированием детей с речевыми нарушениями занимается детский психиатр.
Совместное наблюдение, комплексное лечение, индивидуальный подход позволяют добиваться нам отличных результатов и дарить радость общения.
Задержки речевого развития
Задержка речевого развития — проблема, которая начинается не в одночасье: она начинает формироваться ещё тогда, когда ребёнок только начинает издавать свои первые звуки.
Как понять, всё ли в порядке?
Есть два способа:
- Первый способ — регулярно сверяться с календарём «Нормы речевого развития ребёнка». Каждый ребёнок индивидуален, а данные в календаре — усреднённые, поэтому не следует слепо полагаться на них. Но если обнаружили расхождение в 2-3 месяца, рекомендуется проконсультироваться с детским неврологом.
- Второй способ — периодически посещать опытного детского невролога(в 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев). Он сможет вовремя обнаружить наличие у ребёнка неврологических проблем, невидимых «родительскому глазу», и своевременно назначить лечение.
Чего точно никогда не следует делать, так это — сравнивать своего ребенка с другими детьми такого же возраста (неважно — своими или чужими).
Особое внимание необходимо уделить, если имели место быть:
- выкидыши до наступления данной беременности,
- тяжёлое течение беременности,
- анемия во время беременности,
- кесарево сечение,
- обвитие пуповиной во время родов,
- слишком быстрые или, наоборот, слишком долгие роды,
- стимуляции родового процесса,
- акушерское пособие при родах (щипцы или вакуумный экстрактор).
Мы знаем, как помочь ребенку заговорить вовремя! Применяем только самые мягкие методы лечения,
преимущественно без лекарств.
Симптомы
Уважаемые родители!
Возраст малыша | Нормы речевого развития |
2 мес. | Ребенок произносит отдельные звуки, или у него происходят непроизвольные вокализации, когда он обращается к кому-либо из взрослых. |
3 мес. | Малыш начинает гулить, поворачивает головку на звук голоса, пытается распевать гласные звуки. |
4 мес. | В данный период вы можете заметить реакцию ребенка, если, обращаясь к нему, вы меняете интонацию голоса. Ваш малыш уже не просто гулит, а начинает распевать рулады, то есть один звук плавно перетекает в другой. |
5 мес. | У малыша могут появляться первые сочетания слогов, прибавляются первые согласные звуки . Ребенок начинает лепетать, мелодично гулит. |
6 мес. | Малыш пытается повторить услышанные звуки, у него иногда получается слияние гласных и согласных звуков. |
7 мес. | У ребенка к этому периоду уже есть понимание смысла некоторых слов. Он уверенно лепечет. |
8 мес. | Этот период развития речи можно назвать как «лепет-общение». Ребенок пытается общаться с окружающими его людьми, путем обращения к ним. Ребенок повторяет звуки, которые произносит взрослый, но пока еще не понимает их смысл. |
9 мес. | Появляются первые произнесенные слова в облегченной форме; ребенок выдает более сложный лепет, распевает звуковые рулады. |
10 мес. | Малыш понимает большое количество простых слов, пытается подражать речи взрослого человека. В его речи появляется все больше простых слов и новых слогов. |
11 мес. | В этом возрасте растет количество используемых ребенком облегченных слов, он уже использует звуки по собственному усмотрению. |
12 мес. | Ура! Первый год жизни позади! Поздравляем! Приготовимся к новым достижениям! Малыш понимает порядка 20 слов и, пытаясь подражать, произносит уже около 10 слов самостоятельно. |
1 — 2 года | Начало формирования активной автономной речи. В 1,5 года малыш может использовать одно слово для того, чтобы обозначить несколько предметов, которые он видит. В 2 года сопоставляет изображение, которое он видит, со словом, которое он произносит. Понимает и выполняет самые простые просьбы взрослых, умеет произносить простые предложения — например: «я гуляю», «мама дай», «птичка полетела». |
2 — 3 года | Наблюдается быстрый рост словарного запаса. Речь становится более связной, появляются полноценные фразы, и малыш пытается их усложнить и расширить, воспользовавшись интонацией. У ребенка возникают первые вопросы к детям и взрослым. Многие дети увлекаются словотворчеством – придумывают и коверкают слова, меняют слоги местами. |
3 — 4 года | Ребенок правильно воспроизводит большинство звуков. У него появляются фразы и предложения более чем из 4-х слов. Он начинает строить полноценные предложения и осмысленно отвечать на вопросы взрослых. Играет в ролевые игры. |
4 — 5 лет | В этот период у ребенка активизируются познавательные процессы. Он становится «почемучкой» — задает много разных вопросов, играет в более сложные игры. К 5 годам речь ребенка уже сформирована. |
Диагностика
Перед детским неврологом стоят две важные задачи:
- определить наличие и степень задержки речевого развития
- и выявить причины ЗРР.
Только после этого можно назначить лечение, направленное не просто на ускорение развития речевых центров мозга, но, прежде всего, на устранение причин, которые мешают нормальному развитию речи.
В Центре Неврологии и Ортопедии «Алан Клиник» приём детского невролога длится 1 час и включает:
- сбор анамнеза — для этого проводится беседа с мамой, проверяются результаты предыдущих обследований и медицинская история болезни от рождения, уточняется, как протекали беременность и роды;
- специальные неврологические тесты;
- локальное, пальпаторное обследование позвоночника;
- рефлекторную диагностику и мышечные тесты.
При необходимости также могут быть назначены:
- УЗИ сосудов головного мозга (Нейросонография);
- УЗИ БЦА;
- рентген шейного отдела позвоночника;
- ЭЭГ (Электроэнцефалограмма);
- лабораторные анализы;
- консультация ЛОР-врача (при подозрении на снижение слуха).
Методы лечения
При лечении ЗРР в «Алан Клиник» с каждым ребёнком работают не менее 5 специалистов. Причём все их действия полностью контролируются лечащим врачом (детским неврологом).
Курс лечения подбирается с учётом:
- степени запущенности заболевания,
- причин возникновения ЗРР,
- наличия или отсутствия сопутствующих заболеваний,
- наличия или отсутствия противопоказаний к определённым методам лечения.
Во время лечения вы сможете приходить на осмотр к лечащему врачу столько раз, сколько это будет необходимо — совершенно БЕСПЛАТНО (независимо от количества повторных посещений). При необходимости курс лечения может корректироваться.
После лечения вас обязательно пригласят на дополнительные БЕСПЛАТНЫЕ консультации вашего лечащего врача через 3 и 6 месяцев после окончания курса лечения.
Наша клиника располагает следующими методами лечения:
- Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) — воздействие постоянного электрического тока небольшой силы (менее 1 мА) на ткани головного мозга с целью активизации отдельных центров головного мозга (речевых, моторных, психомоторных и др.).
- Мануальная терапия
- Остеопатия — лечение руками доктора, мягкое воздействие на костно-мышечную систему, нервную и сосудистую системы, внутренние органы.
- Иглорефлексотерапия — воздействие на биологически активные точки микроиглами.
- Фармакопунктура — введение лечебных препаратов натурального происхождения в очаг проблемы.
- Изометрическая кинезиотерапия — индивидуальные гимнастические техники/упражнения, по показаниям с элементами суставного массажа.
- Изометрическая кинезиотерапия на установке «Экзарта»
- Озонотерапия — лечение активным кислородом.
- Физиотерапия
- Физиотерапия с ферментными препаратами
- Медицинский массаж
- Лечебные капельницы
- Гирудотерапия — лечение пиявками.
- Ботулинотерапия — лечение препаратом ботулинического токсина.
- Цуботерапия — мягкое воздействие на рефлекторные точки организма.
Причины
Существует три этапа закладывания основ развития речи и дальнейшего развития нервной системы, через которые проходит ребенок: внутриутробное развитие, роды, первые три года жизни.
При внутриутробном развитии плода (во время беременности) неблагоприятными факторами, влияющими на способность ребенка к развитию речи, могут стать:
- наличие вредных привычек, таких как алкоголь, курение, наркотики во время беременности;
- инфекции мочеполовой системы;
- перенесенные вирусные инфекции, острые респираторные заболевания;
- тяжелое протекание беременности в разных триместрах — это и высокое давление, и токсикозы, и гестозы на ранних и последних стадиях.
Роды – это также один из важных этапов жизни ребенка, который может повлиять на дальнейшее становление речи малыша.
Процесс протекания родовой деятельности может сильно повлиять на последующую жизнь маленького человека.
Его неокрепшие, мягкие косточки черепной коробки во время прохождения по родовым путям накладываются друг на друга, и происходит активизация речевых центров головного мозга.
В этом же процессе задействован и шейный отдел позвоночника, который, чтобы не быть поврежденным, должен принять определенное положение.
Таким образом, вероятность возникновения у ребенка задержки речевого развития или каких-либо речевых нарушений возрастает, если:
- роды были преждевременные или стремительные;
- родовой процесс был очень длительным;
- во время родов был долгий безводный период;
- роды произошли путем кесарева сечения;
- произошла родовая травма;
- произошла асфиксия плода в процессе родов.
Отрицательные факторы влияния на формирование речи ребенка от рождения до четырех лет:
- ранний, несвоевременный переход малыша с грудного на искусственное вскармливание;
- детские болезни в тяжелой форме их протекания, особенно в первые годы жизни;
- частые падения, удары головой, возможные черепно-мозговые травмы;
- проблемы со слухом;
- речь ребенка в начале формирования не востребована родителями (родители мало разговаривают с ребенком или не дают высказать свои желания, а предугадывают их);
- генетически унаследованное от родственников созревание нервной системы.
Нарушения развития речи у детей и их коррекция | #05/06 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком.
Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь — особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка. Основные показатели развития речи от 1 года до 6 лет приводятся в таблице 1.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций и имеет две важнейшие составляющие:
- восприятие звуков речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли);
- воспроизведение звуков, слов, фраз — речедвигательная функция, которая обеспечивается центром Брока (располагается в нижних отделах лобной доли, в непосредственной близости от проекции в коре мускулатуры, участвующей в речи).
Оба речевых центра у правшей располагаются в левом полушарии головного мозга (рис. 1), а у левшей — наоборот, в правом. В соответствии с этим разграничиваются импрессивная речь (процесс восприятия речи на слух, понимание смысла, содержания речевого высказывания) и экспрессивная речь (процесс высказывания с помощью языка).
Рисунок 1. Речевые центры головного мозга |
В ходе развития речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка. Первая из них — фонетика, система звуков речи. Любой язык имеет в своей основе определенный сигнальный или фонематический признак, изменение которого меняет смысл слова.
Этот сигнальный, смыслоразличительный признак составляет основу звуковых единиц языка — фонем (от греч. phonema — «звук речи»). В русском языке различают 42 фонемы, среди них 6 гласных и 36 согласных.
К числу основных смыслоразличительных признаков относятся звонкость и глухость (был–пыл, дом–том, гость–кость), твердость и мягкость (пыл–пыль), ударность и безударность (за’мок–замо’к).
Кроме того, язык является упорядоченной системой, в которой все части речи связаны между собой по определенным правилам. Совокупность этих правил составляет грамматику, благодаря которой слова складываются в законченные смысловые единицы.
Синтаксис устанавливает правила сочетания слов в предложении, семантика объясняет значение отдельных слов и фраз, а прагматика — социальные правила, предписывающие, что, как, когда и кому следует говорить. В процессе развития речи дети осваивают эти законы родного языка (Дж.
Баттерворт, М. Харрис, 2000).
Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
Нарушения слуха являются распространенной причиной изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи.
Среди признаков снижения слуха у малыша — отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей.
Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха ребенку с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование.
Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.
Реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное психоневрологическое обследование.
Классификации нарушений развития речи у детей
Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, но и логопедов, психологов, специалистов по коррекционной педагогике.
До настоящего времени не разработано единой классификации речевых расстройств у детей. В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л. О.
Бадалян (1986, 2000) предложил приведенную ниже классификацию.
I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на следующие формы.
- Афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
- Алалии — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
- Дизартрии — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
В отечественной логопедии используются две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская и др., 1999).
Эти классификации, хотя и рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения, не противоречат, а дополняют одна другую и оказываются ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса коррекции нарушений развития речи.
Следует отметить, что обе классификации относятся к первичному недоразвитию речи у детей, т. е. к тем случаям, когда нарушения развития речи наблюдаются при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Клинико-педагогическая классификация основана на принципе «от общего к частному», ориентирована на детализацию видов и форм речевых нарушений, разработку дифференцированного подхода к их преодолению (Л. С. Волкова, С. Н.
Шаховская и др., 1999).
Нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания.
К нарушениям фонационного оформления высказывания относятся:
Коррекция темповой задержки речевого развития у ребёнка
Описание
Развитие речи любого ребёнка идёт по одному и тому же пути. Отставание от заданного природой темпа развития получило название «темповая задержка». Она встречается у большого количества детей, причём у девочек в 4 раза реже, чем у мальчиков.
Данное понятие применимо только к детям не старше 3–4 лет, после этого возраста нарушение перерастает в серьёзную проблему. Вовремя замеченная и устранённая темповая задержка, позволит избежать задержки общего развития малыша в будущем. Чем раньше она обнаружена, тем проще и быстрее её скорректировать.
При данном виде нарушения страдает активный словарь (количество слов в речи ребёнка), грамматика (употребление слов в нужном падеже, роде и числе), фразовая (умение построить предложение) и связная речь (умение рассказывать и пересказывать). Поскольку речь тесно связана с психикой, возможно одновременное нарушение памяти, внимания и мышления.
Обычно родители начинают беспокоиться, сравнивая речь своего ребёнка с тем, как говорят его сверстники. Кто-то верит в сказки, что малыш и так заговорит в 3 или 4 года, если до этого он молчал. Потом эти родители сталкиваются с печальными диагнозами вроде ЗПР и аутизма.
Причиной темповой задержки речи могут стать:
- родовая травма, асфиксия во время родов;
- внутриутробная гипоксия (следствие позднего токсикоза);
- частые заболевания в грудном возрасте;
- ошибки в воспитании (гиперопека или запущенные дети);
- дефицит общения со взрослыми;
- неблагоприятная речевая среда: наличие родственников с дефектами произношения или двуязычие в семье.
Иногда причиной служит генетически запрограммированный темп созревания нервной системы, когда один из родителей тоже поздно заговорил.
Поставить диагноз может только специалист — невролог, логопед. Обычно у таких детей нет грубых невропатологических расстройств, и этот факт даёт надежду на то, что задержка речи будет преодолена при занятиях с логопедом или дефектологом, и проведении массажа. Иногда невропатолог назначает приём лекарственных препаратов.
Внимательные родители могут заподозрить, что у их ребёнка темповая задержка речи, по следующим признакам:
- в возрасте 1 год он не реагирует на слова окружающих;
- в 1,5–2 года не повторяет за взрослыми простые или лепетные слова (кар-кар, гав-гав, дай, биби);
- в 2 года не произносит ни слова, чаще мычит;
- в 3 года не соединяет слова во фразы, не запоминает небольшие стихотворения;
- на 4 году жизни не может составить своё высказывание, повторяет лишь отдельные слова из знакомых книжек и любимых мультфильмов;
- предпочитает пользоваться жестами, мимикой, а не словами.
Важно отличить темповую задержку от общего недоразвития речи, или более сложного отклонения.
Например, такие дети, в отличие от детей с ОНР, хорошо понимают обращённую к ним речь взрослых, различают голоса людей, звуки природы, могут подражать животным.
Они взаимодействуют со взрослым, стараются выполнить просьбу родителей (принеси книжку, налить воды), стремятся получать новые впечатления, знания о мире, чаще обозначая интерес жестами или мимикой.
Я заметила у своей дочки признаки темповой задержки в полтора года. Она реагировала на речь окружающих, но практически ничего не говорила, предпочитая жесты и мимику словам. Было проведено обследование у невропатолога, который проверил отсутствие нарушений по своему направлению. Активные занятия позволили малышке к 2,5 годам выйти на уровень нормы, теперь она не замолкает 🙂
Надежда Валерьевна Буйнова, учитель-логопед
Коррекция темповой задержки имеет одну особенность. Если у детей без нарушения речь развивается плавно, то в случае нарушения, регулярные занятия со специалистом стимулируют её развитие, что выражается в резких переходах: от лепета малыш сразу переходит к простым словам, а с минимального набора слов совершает рывок к полноценным фразам, быстро догоняя сверстников.
Для стимуляции речевого развития проводятся специальные занятия, где уделяют много внимания пальчиковым играм, развитию мелкой моторики, рисованию, лепке, аппликации, формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
С ребёнком проводят различные игры, наполняют его пассивный словарь, развивают слуховое и зрительное внимание, формируют навыки связной речи. Среди хороших коррекционных приёмов, которые родители могут проводить самостоятельно, можно отметить проговаривание всех действий, совершаемых малышом и его близкими, наблюдения за окружающим миром, сопровождаемые ми мамы или папы.
Это нужно делать параллельно с проводимыми логопедом занятиями по стимуляции и развитию речи. Если вы сомневаетесь в развитии речи малыша и подозреваете у него речевую задержку, приходите к нам на диагностику. Мы проведём обследование, проконсультируем и объясним, что нужно делать. При желании вы можете доверить коррекционную работу нашим специалистам.
Задержка речевого развития. ЗРР. Запуск речи. — Речевой онлайн центр "Русская речь"
Задержка речевого развития относится к «дизонтогенезу по типу задержанного развития, что характеризуется замедленным темпом формирования вербальной речи с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах».
(Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. Астапов В.М., М.:1994г.)
«Развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу.
Характер использования грамматических структур детьми с ЗРР соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту.
Дети с ЗРР способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что мало доступно детям с ОНР».
(Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. 1998г.)
«В анамнезе детей с ЗРР не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве.
Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход развития.
В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой недостаточности.
У детей с ЗРР характер речевых ошибок менее специфичен, чем при ОНР.
Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»). У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.
Несмотря на определенные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспечивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу».
(Логопедия. под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.)
«Вопросы отграничения ОНР от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития, неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под ОНР недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния.
Однако диалектический подход к проблеме речевых нарушений у детей делает необходимым разграничение различных нарушений речевого развития, прежде всего в зависимости от динамики их проявления и преодоления.
Наблюдения показывают, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе.
Другая же часть детей, имевших в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематических логопедических занятий в ряде случаев оказываются не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность и в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами, продолжают иметь в течение ряда лет выраженные речевые нарушения. Вероятно, механизмы возникновения и структура речевой недостаточности не одинаковы у детей, имевших в младшем дошкольном возрасте внешне сходные речевые дефекты, но различную динамику последующего формирования речи.
Необходимость отграничения ОНР от ЗРР возникает в младшем дошкольном возрасте, когда отмечаются позднее начало речи и замедленный темп ее развития. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе обучающего логопедического воздействия.
Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка. На 1 уровне речевого развития ребенок с ОНР почти полностью не понимает грамматических изменений слов.
При ЗРР ребенок часто достаточно хорошо понимает обращенную речь, в том числе и значение грамматических изменений слов; у него отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание.
В ходе становления речи при ЗРР отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизм, столь характерные и стойкие как у детей с ОНР». (Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда. 1998г.)
Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при задержке речевого развития.
Логопедическая коррекция, лечение задержки речевого развития.
Статьи, дающие представление о задержке речевого развития
Задержку речевого развития часто путают с другими речевыми нарушениями: