Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды.
В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.
О позвоночнике и его изменениях
Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.
В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка. При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз). А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.
Об осанке и её нарушениях
Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.
Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.
При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.
Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.
Профилактика нарушений осанки
Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.
Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.
- Двигательная активность.
Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.
Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.
- Удобная детская комната.
4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.
4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.
4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.
4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.
4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности.
Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция.
Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.
- Грамотная коррекция обуви.
Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).
- Равномерное распределение нагрузок.
Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам.
Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.
Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч.
Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине.
Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.
Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя.
Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести.
И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.
Формирование правильной осанки
Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).
Малышу в возрасте 2–3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении.
Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения “лёжа” в положение “вверх”, после чего недолго подержать его на весу.
В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.
После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой.
Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п.
Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, “раскинуть крылья” (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.
Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено.
Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения.
Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).
Полезные упражнения
Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.
- Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
- Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
- Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
- Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
- Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
- Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
- Ребёнок ползает на четвереньках.
- Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
- Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
- Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
- Находясь в положении “ноги вместе, руки опущены”, ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
- Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
- Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
- Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
- Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.
Заключение
Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку “Сядь прямо” или “Не сутулься” конечно, нужно, но этого всё же недостаточно.
Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё “с пелёнок” и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример.
Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!
Екатерина Соловьева
10 правил для родителей, как привить ребёнку здоровую осанку
Что должны делать родители с первых дней жизни ребёнка, чтобы сохранить ему здоровую спину
Правильная осанка, выработанная с детства, помогает человеку не только поддерживать здоровье позвоночника, но и избежать целого букета болезней. О том, как помочь своему ребёнку сформировать правильную осанку, мы поговорили со специалистами Воронежского областного клинического центра общественного здоровья и медицинской профилактики.
Что такое правильная осанка?
Осанка – это привычная поза человека, его манера держаться. Формирование правильного положения позвоночника и мышечного корсета спины при ходьбе, стоянии или сидении закладывается ещё в младенчестве. Поэтому ответственность за здоровую спину своего ребёнка в первую очередь несут его родители.
При нормальной осанке у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
К каким проблемам со здоровьем может привести нарушение осанки?
Нарушение осанки – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов.
Если своевременно начать оздоровительные мероприятия, осанку можно исправить (особенно если речь идёт о растущем организме ребёнка). Но если запустить патологические процессы, то можно нажить кучу проблем со здоровьем.
Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника. Это может сопутствовать возникновению многих хронических заболеваний и негативно влиять на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечнососудистую и дыхательную.
Среди патологий, связанных с нарушением осанки, основными являются:
???? Сколиоз – деформация позвоночника вбок относительно своей оси. В запущенных случаях такое искривление не только серьёзно меняет внешний вид человека, но и нарушает работу всех внутренних органов. Самое печальное, что на 3 – 4 стадии сколиоз почти не поддаётся традиционному лечению, а лишь частично купируется хирургическим путём.
???? Кифоз – дугообразное искривление позвоночника, для которого характерно появление горба на спине. Такая неправильная осанка школьника чаще возникает из-за слабых мышц корпуса. При кифозе, как и в случае со сколиозом, нарушаются функции внутренних органов, с течением заболевания уменьшается объём легких, и ребёнок начинает испытывать трудности с дыханием.
???? Гиперлордоз в пояснице – патологический изгиб, характеризующийся выпячиванием таза назад. Чаще всего это искривление является следствием неправильной осанки во время ходьбы. Сутулая походка наклоняет туловище вперёд, поэтому чтобы сохранить равновесие во время движения позвоночник подстраивается и усиливает лордоз.
- Причины нарушения осанки у школьников:
- ???? наследственные факторы;
- ???? перенесённые заболевания и травмы спины;
- ???? слабые мышцы спины,
- ???? неправильное сидение за письменным столом;
- ???? ношение рюкзаков и сумок с лямкой на одно плечо или регулярный перенос тяжестей в одной руке;
- ???? ежедневные многочасовые игры в сидячем положении.
Что делать родителям, чтобы сохранить ребёнку здоровую спину?
1. Правильно организовать спальное место.
Матрац должен быть жёстким, подушка плоской. Детям до 1 года подушка не нужна. В первые месяцы младенцу во время сна чередовать повороты головы. Нельзя укладывать грудного ребёнка только на спину или допускать спать только на боку. Когда он научится переворачиваться (4 – 5 мес.), следить, чтобы спал поочерёдно на каждом боку.
2. Не заставлять малыша сидеть раньше времени (до 6 – 8 мес.).
Если он делает попытку сесть и падает, значит, его мышцы ещё недостаточно окрепли и позвоночник может деформироваться.
3. Не торопить ребёнка с первыми шагами.
Для начала полезно ползание (8 — 9 мес.), оно стимулирует укрепление мышц, ребёнок сам почувствует, когда может пойти самостоятельно.
4. Правильно подобрать по росту стул и стол.
Ребёнок должен научиться сидеть за письменным столом: держать спину прямой, локти на столе во время письма и прямой угол в коленях при сидении на стуле. Компьютер должен стоять на специальном столе, рассчитанном на рост ребенка, и ровно по центру.
5. Позаботиться об освещении рабочего стола ребёнка.
Чем темнее – тем больше ребёнок сутулится, чтобы рассмотреть написанное.
6. Через каждые 50 минут сидения за столом ребёнку нужно делать перерыв.
Периодическое отвлечение от уроков на 5 – 10 минут снимает нагрузку с позвоночника.
7. Правильно подобрать ранец.
Для младших и средних классов рекомендуется приобретать ортопедический ранец с жёсткой спинкой и с двумя лямками.
8. Приучать ребёнка вести спортивный образ жизни.
«Симметричные» нагрузки на левую и правую половину тела дают такие виды спорта, как плавание, лыжи, гребля. Эти виды спорта укрепляют практически все мышцы тела. Приучите ребёнка регулярно делать зарядку. Для исправления серьёзных нарушений осанки существуют специальные упражнения, которые должны выполняться в среднем и медленном темпе, по 10 – 12 раз каждое:
???? касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки;
???? удерживание на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча и т. д.);
подтягивание;
- ???? прогибание спины назад с отведением рук вверх – назад;
- ???? ходьба на носках с прогибанием спины;
- ???? прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с подтягиванием;
- ???? прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;
- ???? наклоны назад с отведением рук в стороны;
- ???? наклоны вперёд с доставанием носков;
- ???? наклоны туловища вправо и влево;
- ???? «велосипед» в положении лёжа на спине;
- ???? подтягивание бёдер к груди из положения лёжа на спине.
9. Обеспечьте ребёнка правильным питанием с первых дней жизни.
Важным является правильное питание, влияющее на формирование костей и мышц. Оно должно дать грудному младенцу, малышу, а затем и подростку весь «строительный материал» для создания скелета и мышц.
Таким «строительным материалом» являются животные белки, соли кальция и фосфора, витамины.
Белковые продукты могут быть животного (мясо, рыба, молочные продукты, сыр) и растительного происхождения (бобовые, злаковые).
Для формирования костей требуются кальций, фосфор, магний и другие минералы, причём полностью усваиваются организмом минеральные соли, содержащиеся в пище, — при условии, что рацион достаточно сбалансирован. Для усвоения минералов необходим витамин D, он стимулирует фосфорно-кальциевый обмен. Источником витамина D являются рыбий жир, печень рыбы, желток яйца, сливочное масло.
10. Подавайте пример своему ребёнку и не сутультесь сами.
Помните: правильная осанка школьника – это залог здоровой спины в старшем возрасте.
Материал подготовлен в рамках национального проекта «Демография».
Как научить ребенка следить за осанкой?
Хоть раз в жизни каждый взрослый человек испытывал боль в спине. Не все из них знают, что причина неприятных ощущений уходит своими корнями далеко в детство. Именно тогда сформировалось небрежное отношение к собственному организму. Чтобы не повторять ошибки старших поколений и обеспечить отличное самочувствие и долголетие, проявлять заботу о спине нужно с ранних лет.
Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна проводиться постоянно, иначе в будущем ребенка ожидает нарушение осанки и как следствие, формирование сколиоза.
О чем необходимо рассказать детям, чтобы их спина была здоровой?
Самое важное — правильная осанка в различных положениях тела. Параметры, которым должна соответствовать поза:
- симметричное положение надплечий, лопаток и ягодиц
- одинаковая длина конечностей
- прямое положение головы и спины.
Детям не хватает усидчивости и самоконтроля, они не могут постоянно поддерживать спину в правильном положении. Чтобы забота о здоровье не была скучной, детям рекомендуется предложить участие в игре, главным условием которой является ровная спина.
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе обеспечивают организм кислородом, который, в свою очередь, притягивает ко всем органам полезные элементы. Не стоит гулять в загазованных районах, лучше предпочесть им парки или загородные местности. Совершенно несовместимы прогулки и курение — табачный дым загрязняет легкие и не дает усвоиться кальцию.
- Тяжести нужно поднимать правильно. Это означает, что при взятии груза следует присесть, взять предмет и аккуратно подняться, не наклоняясь при этом и не полнимая руки выше уровня пояса. Если не следовать этим правилам, позвоночник испытает высокие нагрузки и может быть травмирован.
- Треть жизни мы проводим в постели. Важно позаботиться о том, чтобы спина во время сна отдыхала. Для этого матрас должен быть достаточно жестким и гипоаллергенным, желательно из натуральных материалов. Подушка предпочтительнее ортопедическая, не слишком большая и не слишком мягкая.
- Нормальная масса тела — обязательное условие для поддержания здоровой осанки. Если ребенок носит на себе лишние килограммы, его позвоночник и внутренние органы постоянно испытывают избыточные нагрузки. Задача каждого ответственного родителя — организовать правильное питание и выполнение укрепляющих физических упражнений. Рекомендуется установить причину, по которой происходит набор лишнего веса. Это может быть неправильное питание, гиподинамия, гормональные нарушения и пр.
- Физическая нагрузка, выбранная в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, поможет укрепить мышечный корсет и поддержать позвонки и позвоночные диски. Комплекс упражнений можно выполнять каждый день в качестве утренней зарядки либо вечерней разгрузки.
- Здоровье всего человеческого организма зависит от состояния позвоночника. Если с детства заботиться о спине, не переохлаждаться, не перегружаться, поддерживать нормальную массу тела и заниматься спортом, то на протяжении жизни позвоночник не побеспокоит болями и обеспечит свободные и комфортные движения.
Однако если у вашего ребенка уже сейчас выявились нарушения осанки, то стоит обратиться за консультацией к врачу-вертебрологу или остеопату.
Сидим, стоим и ходим ровно: как сохранить осанку школьнику ?????
Тест-драйв «Держи спину ровно!» — слышали мы в детстве, а теперь говорим своим детям. А зачем нужно беречь осанку и как делать это правильно? Разбираемся вместе с Профи.
Осанка — это привычное положение тела. То есть то, как выглядит ваша спина, если вы не стараетесь её выпрямить. Из-за её искривления могут пострадать внутренние органы, включая органы дыхания, испортиться зрение и даже возникнуть риски для сердечно-сосудистой системы.
В школьные годы, когда скелет активно растёт и формируется, нам приходится носить тяжёлый портфель, много сидеть на уроках и за домашними заданиями. Всё это может привести к нарушению осанки. В этой статье поговорим про то, как избежать негативных последствий, и расскажем, что делать, если вы заметили первые тревожные признаки.
Содержание
Нарушение осанки у детей: причины и последствия
Осанка может испортиться по многим причинам:
- травмы, в том числе родовые,
- раннее сидение или подъём на ножки в младенческом возрасте,
- плохое питание и частые болезни,
- ослабленный мышечный корсет,
- неправильная поза во время сна,
- неподходящая мебель — стол, стул, кровать,
- плохое зрение,
- ожирение.
С некоторыми из этих причин легко справиться: достаточно выстроить режим, подобрать мебель и заняться физическими упражнениями. Но если пустить ситуацию на самотёк, могут возникнуть проблемы.
В некоторых случаях неправильная осанка приводит к сколиозу. Это патологическое искривление позвоночника, при котором позвонки отклоняются в сторону и одновременно скручиваются вокруг своей оси. При простом сколиозе спина выгибается в одну сторону и приобретает форму буквы С. При сложном — сразу в две стороны, напоминая букву S.
Сколиоз бывает четырёх степеней. При первой снижается только тонус мышц — и если попросить ребёнка выпрямиться, искривление станет незаметным. Но первая степень быстро перетекает во вторую, а при ней убрать видимые изменения можно будет уже только с помощью регулярной гимнастики. Третья степень сколиоза требует ортопедического лечения.
Первые признаки плохой осанки:
- постоянно скруглённая спина;
- торчащий живот при нормальном весе;
- стремящиеся вперёд плечи;
- полусогнутые колени в положении стоя;
- жалобы на боль в шейном и поясничном отделах.
Заметили какие-то из этих симптомов? Стоит проконсультироваться со специалистами. Помогут ортопед, тренер ЛФК и массажист.
Если ребёнок, сидя за столом, опирается на руку или подкладывает ногу под себя — это может быть признаками сколиоза. Таким способом дети часто пытаются снять нагрузку с позвоночника.
К тому же стоит обратить внимание, если малыш вжимает голову в плечи, быстро устаёт и становится плаксивым. При всех этих симптомах может потребоваться осмотр ортопеда.
Опытный специалист определит, какие мышцы в тонусе, а в каких, наоборот, тонус понижен. Ведь здоровая мышца — это эластичная мышца.
Как сформировать правильную осанку
Начните с выстраивания режима. Во-первых, заведите привычку ложиться и вставать в одно и то же время — ребёнку важно высыпаться. Во-вторых, позаботьтесь о том, чтобы у малыша была возможность активно двигаться в течение всего дня.
На переменках в школе он должен ходить и бегать, а не сидеть в классе и повторять уроки. После школы полезно будет гулять на улице или хотя бы помогать по дому. В идеале — заниматься спортом, например плаванием или гимнастикой.
А если проблемы с осанкой уже появились — ЛФК.
ЛФК включает в себя и силовые упражнения, и упражнения на растяжку. Они будут полезны как детям с просто плохой осанкой, так и со сколиозом. К тому же занятия лечебной физкультурой — это профилактика негативных последствий в будущем. Например, если систематически ходить на тренировки в детстве, во взрослом возрасте можно избежать грыжи.
После того как наладили режим, обратите внимание, как малыш сидит и ходит. «Особенно важно контролировать положение спины и шеи при статических позах — за компьютером, партой, столом. Ведь ребёнок в среднем 8 часов в день проводит в сидячем положении.
При этом он часто вытягивает шею вперёд. Это неправильно — шея должна быть продолжением позвоночника», — объясняет Арина Соболева. Конечно, следить за школьником круглосуточно у вас не получится.
Но в ваших силах максимально уменьшить количество негативных факторов:
- Купить подходящую мебель. Стул и стол, за которым ребёнок будет делать уроки, должны подходить по росту и возрасту.
- Выбрать правильный портфель. Сумки на одно плечо, особенно тяжёлые, будут перегружать позвоночник и могут сформировать у ребёнка несимметричную походку.
- Найти удобную обувь. Ботинки и туфли нужно не только подбирать по размеру, но и регулярно менять — как только начали стаптываться каблуки или протектор.
За формирование правильной осанки отвечает мышечный корсет. Речь идёт не только о мышцах спины, но и передней поверхности тела: грудные, мышцы живота, пресс. «Пресс помогает спине выдерживать нагрузку. Если мышцы пресса хорошо накачана, сохраняется внутрибрюшное давление, благодаря которому мышцы спины лучше выполняют свою функцию», — объясняет Арина Соболева.
Упражнения для укрепления и растяжки должны стать частью ежедневной рутины школьника, считают специалисты. Делать их можно в домашних условиях — например, с утра, в качестве зарядки. А ещё повторять несколько раз в течение дня, отрываясь от учёбы и вставая из-за стола.
Кошечка | Встаньте на четвереньки: колени находятся под тазобедренными суставами, ладони под плечевыми. На вдохе прогнитесь в груди, на выдохе — выгните спину. Повторите 10–12 раз. |
Мельница | Встаньте, выпрямитесь, положите руки на талию. Теперь поочерёдно каждой рукой совершайте махи вперёд и назад. По 10 повторений каждой рукой. Свободная рука лежит на поясе, спина прямая. |
Велосипед | Ложитесь на спину и крутите воображаемые педали 30–60 секунд. |
Лодочка | Лёжа на животе, одновременно поднимите выпрямленные ноги и руки. Следите, чтобы ноги были плотно прижаты друг к другу, ладони держались вместе, а ягодицы были напряжены. Старайтесь поднять ноги и руки как можно выше. Задержитесь в верхней точке на 3–5 секунд, расслабьтесь. Повторите 5 раз. |
Струнка | Лёжа на спине, вытяните руки и ноги в противоположных направлениях. Повторите 5–10 раз. |
Ребёнку обязательно нужна физическая активность. Достаточно хотя бы раз в час вставать и делать несколько упражнений. Но ещё лучше, если ребёнок будет заниматься в какой-нибудь спортивной секции пару раз в неделю.
Если по какой-то причине записываться в секцию вы не готовы, можно организовать для ребёнка маленький спорткомплекс прямо в квартире — установить шведскую стенку, повесить турник. Даже элементарные потягивания и вис расслабляют напряжённые мышцы, укрепляют связки, улучшают кровоснабжение тканей.
Однако, считает Арина Соболева, работа со специалистом может оказаться более эффективной. «У каждого человека свои проблемные зоны. И если у вас не очень хорошо работают мышцы верхней части спины, то делать приседания нет смысла. Вам больше подойдут тяги», — советует тренер.
Выбираем стул и стол
Для формирования правильной осанки очень важно подобрать мебель не только по росту, но и по возрасту, считает массажист Анна Тращановская. «Именно неправильная посадка за столом и отсутствие физической нагрузки приводят к нарушению осанки. А в дальнейшем — к сколиозу, искривлению позвоночника, ухудшению зрения, усталости и болям», — объясняет Анна.
При выборе стула специалисты советуют обращать внимание на следующие параметры:
- Ноги ребёнка должны доставать до пола.
- У ребёнка должна быть возможность как согнуть, вытянуть, так и поджать ноги под себя.
- Для младших школьников расстояние от стула до поверхности стола должно составлять 25–35 см, для старших — 30–45 см.
Тренеры и массажисты рекомендуют не спешить с покупкой специального ортопедического стула. Такую мебель нужно подбирать индивидуально: одним не будет пользы от «седла», другим — от классического коленного стула.
Если всё же решились — проконсультируйтесь со специалистом. Особенно если у ребёнка есть искривление позвоночника.
«Стул можно заменить на фитбол или подложить балансировочную подушку — это укрепляет мышечный корсет», — советует Юлия Нестерова.
Стол тоже может быть самым обычным. Главное, чтобы столешница располагалась на 5–6 см выше локтя. К тому же существуют специальные ограничители: они крепятся к мебели и не дают ребёнку наклоняться над тетрадями и учебниками.
Такое приспособление будет особенно полезно младшим школьникам, которые только учатся правильно сидеть. Но есть один значительный минус: ограничитель можно поставить только дома, тогда как большую часть времени за письмом и чтением дети всё же проводят в школе.
Привыкнув опираться на специальную перегородку, без неё ребёнок может вновь начать сутулиться.
Задуматься о покупке специального стола стоит, если большую часть домашнего задания ребёнок делает на компьютере. В некоторых моделях есть полочка для клавиатуры — она позволяет разгрузить локтевой сустав при печатании.
Наконец, не забудьте про освещение. Ведь если ребёнок чего-то не видит, он автоматически склоняет голову и щурится. Поставьте настольную лампу с мягким рассеянным светом так, чтобы свет падал слева для правши и справа для левши.
Собираем рюкзак
Пустой рюкзак для ученика начальных классов должен весить 700 г, средних и старших классов — 1 кг. Вес с наполнением:
- 1–2-й классы —1,5 кг;
- 3–4-й классы — 2 кг;
- 5–6-й классы — 2,5 кг;
- 7–8-й классы — 3,5 кг;
- 9–11-й классы — 4 кг.
По рекомендациям Роспотребнадзора, портфель должен обладать формоустойчивой — а проще говоря, жёсткой спинкой, которая хорошо прилегает к спине.
Также важно правильно загружать рюкзак. Научите ребенка раскладывать учебники и канцелярию по разным отделениям, чтобы нагрузка распределялась равномерно.
Проверяем обувь
Специалисты советуют покупать мягкие модели с протектором и небольшим каблуком. А за обновками заглядывать в обувной магазин не реже, чем раз в сезон. Стоптанная подошва не даёт необходимой амортизации, и при ходьбе возникает нагрузка на позвоночник.
Помогает ли корсет для исправления осанки?
Корсеты для осанки бывают трёх степеней фиксации — лёгкой, средней и сильной. Первый вид относится к профилактическим средствам — такой корсет состоит из эластичных ремней, которые помогают телу запомнить правильное положение. А вот последние два — это уже лечебные ортезы с рёбрами жёсткости. Прописать их может только ортопед.
Конечно, можно носить корректор самой лёгкой степени просто для профилактики. Но даже он не панацея. Всё равно придётся работать над образом жизни, делать упражнения и следить за осанкой.
Советы, как сохранить осанку
- Больше движения. Здоровый ребёнок должен много двигаться: статичная нагрузка, стояние и сидение приводят к чрезмерной нагрузке на скелет и связки.
- Не забывайте про передышки. Младшему школьнику после занятий полезно полчаса-час полежать, чтобы мышцы успели отдохнуть от статической нагрузки.
- Позаботьтесь о ночном отдыхе. Детям нужно спать на кровати с жёстким основанием и мягким матрасом. Чтобы во время сна сохранялись анатомические изгибы тела, можно подобрать ортопедическую подушку.
- Будьте осторожны с видами спорта, которые дают нагрузку преимущественно на одну сторону тела. Это бадминтон, большой настольный теннис, гольф, дартс, фехтование.
С детства – королевская! осанка у детей
— Максим Сергеевич, когда говорят о нарушении осанки у детей? По каким внешним признакам родители могут понять, что у ребёнка – дефект осанки?
Когда можно видеть устойчивое отклонение оси позвоночника в ту или иную сторону, сутулость, асимметрию лопаток, плеч. Это наиболее частые признаки.
— А есть ли какие-нибудь тесты на выявление нарушений осанки?
Если речь идёт о врачебном приёме, то прежде всего это тщательный осмотр, рентгенография. Доктор может увидеть, как ведёт себя позвоночник при наклоне ребёнка в ту или иную сторону, установить вид нарушения осанки. Кроме того, у мануальных терапевтов, остеопатов существуют специальные мышечные тесты, позволяющие оценить мышечный каркас.
— Нарушение осанки – это самостоятельное заболевание или симптом какой-то болезни?
Это скорее состояние предболезни. При этом позвоночник может искривляться в сторону, в передне-заднем направлении (сутулость) и т.д. Ответить на вопрос, имеется ли в данном конкретном случае только нарушение осанки или, например, сколиоз как заболевание, сможет врач.
Несмотря на это, нарушение осанки также может выноситься в диагноз.
Подробнее о сколиозе можно узнать здесь
— До школы не было никаких проблем с позвоночником, а сел за парту – стала спинка «горбиком», — жалуются родители младших школьников. Почему у ребёнка изменяется осанка?
- В вопросе уже заключена часть ответа: одной из причин нарушения осанки у детей является нарушение правил сидения за рабочим столом — как в школе, так и дома.
- Другие, не менее важные, моменты:
- — неадекватная физическим возможностям ребёнка масса рюкзака, ранца;
- — недостаточно сильные мышцы, окружающие позвоночник;
- — отсутствие профилактики нарушения осанки.
Лечением нарушений осанки занимаются специалисты нескольких областей медицины. Однако начинать всегда нужно с
консультации травматолога-ортопеда
— Как правильно поступить родителям при обнаружении дефектов осанки у детей? Записать в спортивную секцию, купить фиксатор осанки для ребёнка или для начала – показать врачу?
Верно последнее. Нужно точно понимать, о чём идёт речь, имеется ли нарушение осанки и какой разновидности и выраженности. И лишь после этого можно решать все остальные вопросы, в том числе и связанные с корсетом или корректором осанки. Поэтому консультация доктора обязательна.
— Врач какой специальности занимается коррекцией проблем с детской осанкой?
Изначально — травматолог-ортопед. И только после его консультации и рекомендаций — врач ЛФК (лечебной физкультуры), физиотерапевт, кинезиолог, остеопат, мануальный терапевт.
— Что включает в себя лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей?
Лечение непременно предусматривает специально подобранные упражнения лечебной физкультуры, массаж, плавание, применение корсетов, реклинаторов и ряд других. Важно, чтобы назначением и выполнением процедур занимались специально подготовленные и хорошо знающие специфику нарушений осанки специалисты.
- — Как избежать нарушения осанки у детей? Расскажите о профилактике
- Всё достаточно просто, главное — делать. Нужно:
- — следить за тем, как сидит ребёнок;
- — оптимизировать его питание;
- — максимально облегчить вес портфеля/рюкзака, подобрать правильный его размер;
— занять ребёнка физкультурой, а ещё лучше — заниматься вместе с ним. Очень полезно плавание.
Подробнее о профилактике сколиоза можно прочитать здесь
— Максим Сергеевич, вы неоднократно говорили о рюкзаках, портфелях. Сколько должен весить рюкзак школьника так, чтобы не навредить позвоночнику ребёнка?
Норма веса ранца с учебниками зависит от возраста, посещаемого ребёнком класса. Например, вес учебников для 3-4-го класса — 2 кг, с рюкзаком примерно 2,5 кг. В 5-6-м классе — суммарно до 3,5 кг. В 7-8-м классе — до 4 кг. Санитарно-гигиенические нормы, касающиеся веса рюкзака, можно легко найти в сети интернет.
— Как правильно обустроить дома рабочее место школьника?
Это, конечно же, удобное кресло и стол. У стула должна быть спинка. Ноги не должны свисать, стопы устойчиво расположены на полу. Высота стола и стула подбирается соответственно росту, возрасту ребёнка и должна способствовать тому, чтобы он сидел прямо.
Несмотря на это, нужно обязательно следить за осанкой ребёнка, делать перерывы между занятиями.
Редакция рекомендует:
Разогнуть позвоночник. Как взрослым лечить сколиоз?
Детство – для движения! К чему приводит гиподинамия?
Массаж спины: когда на пользу, а когда – во вред?
Для справки:
- Рудяков Максим Сергеевич
- Выпускник педиатрического факультета Воронежской государственной медицинской академии 2008 года.
- В 2009 году окончил интернатуру по травматологии и ортопедии.
- В 2015 году прошёл специализацию по лечебной физкультуре и спортивной медицине.
- В настоящее время — врач-травматолог-ортопед в «Клиника Эксперт» Воронеж.
Принимает по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, дом № 11.