Начинаем следить за осанкой с детства

Фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ной осан­ки у детей в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сит от окру­жа­ю­щей сре­ды.

В обя­зан­но­сти роди­те­лей, а так­же сотруд­ни­ков дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ний вхо­дит сле­дить за пра­виль­ным поло­же­ни­ем детей при сто­я­нии, сиде­нии и ходь­бе, а так­же исполь­зо­вать упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие, глав­ным обра­зом, мыш­цы спи­ны, ног и живо­та. Это нуж­но для того, что­бы у ребён­ка раз­ви­вал­ся есте­ствен­ный мышеч­ный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позво­ноч­ник (позво­ноч­ный столб) явля­ет­ся основ­ной частью осе­во­го ске­ле­та чело­ве­ка и состо­ит из 33–34 позвон­ков, кото­рые соеди­не­ны меж­ду собой хря­ща­ми, связ­ка­ми и суставами.

В утро­бе мате­ри дет­ский позво­ноч­ник выгля­дит как Начинаем следить за осанкой с детстварав­но­мер­ная дуга. При появ­ле­нии ребён­ка на свет, его позво­ноч­ник выпрям­ля­ет­ся и при­об­ре­та­ет вид прак­ти­че­ски пря­мой линии. Имен­но с момен­та рож­де­ния начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся осан­ка. При нали­чии навы­ка удер­жи­ва­ния голо­вы в под­ня­том состо­я­нии, в шей­ном отде­ле позво­ноч­ни­ка малы­ша посте­пен­но воз­ни­ка­ет изгиб впе­рёд, так назы­ва­е­мый, шей­ный лор­доз. Если при­шло вре­мя, когда ребё­нок уже уме­ет сидеть, в груд­ном отде­ле его позво­ноч­ни­ка так­же фор­ми­ру­ет­ся изгиб, толь­ко обра­щён­ный назад (кифоз). А если ребё­нок начи­на­ет ходить, в пояс­нич­ном отде­ле со вре­ме­нем обра­зу­ет­ся изгиб с выпук­ло­стью, кото­рая обра­ще­на впе­рёд. Это пояс­нич­ный лор­доз. Имен­но поэто­му важ­но сле­дить за даль­ней­шим пра­виль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ем дет­ской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осан­кой назы­ва­ют спо­соб­ность чело­ве­ка дер­жать своё тело в раз­но­об­раз­ных поло­же­ни­ях. Она быва­ет пра­виль­ной и неправильной.

Осан­ка счи­та­ет­ся пра­виль­ной, если непри­нуж­дён­но сто­я­щий чело­век, нахо­дясь в при­выч­ной для него позе, не дела­ет лиш­них актив­ных напря­же­ний и дер­жит голо­ву и кор­пус пря­мо. Кро­ме это­го, он име­ет лёг­кую поход­ку, слег­ка опу­щен­ные и отве­дён­ные назад пле­чи, направ­лен­ную впе­рёд грудь, под­тя­ну­тый живот и ноги, разо­гну­тые в коленях.

При непра­виль­ной осан­ке чело­век не уме­ет пра­виль­но дер­жать своё тело, поэто­му, как пра­ви­ло, суту­лит­ся, сто­ит и пере­дви­га­ет­ся на полу­со­гну­тых ногах, опу­стив пле­чи и голо­ву, а так­же выста­вив впе­рёд живот. При такой осан­ке наруНачинаем следить за осанкой с детствашает­ся нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние внут­рен­них органов.

Раз­лич­ные нару­ше­ния осан­ки, будь то суту­лость, лор­доз, кифоз или ско­ли­оз (боко­вое искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка) – доволь­но часто встре­ча­ют­ся у детей дошколь­но­го и школь­но­го воз­рас­тов. В основ­ном, это дети либо физи­че­ски ослаб­лен­ные, либо стра­да­ю­щие какой-либо хро­ни­че­ской болез­нью, либо уже пере­бо­лев­шие тяжё­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми в ран­нем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Про­фи­лак­ти­ка любых нару­ше­ний, свя­зан­ных с осан­кой, долж­на быть ком­плекс­ной и осно­вы­вать­ся на пред­став­лен­ных ниже принципах.

Непре­рыв­но раз­ви­ва­ю­щий­ся орга­низм ребён­ка на про­тя­же­нии все­го роста нуж­да­ет­ся в полез­ных пита­тель­ных веще­ствах. Пита­ние долж­но быть пол­но­цен­ным и раз­но­об­раз­ным, так как от это­го зави­сит, насколь­ко пра­виль­ным будет раз­ви­тие мышц и костей.

  1. Дви­га­тель­ная активность.

Очень важ­ны для здо­ро­вья дет­ской осан­ки заня­тия Начинаем следить за осанкой с детствафизи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, раз­лич­ны­ми вида­ми спор­та (в осо­бен­но­сти, ходь­ба на лыжах и пла­ва­ние), гим­на­сти­кой, а так­же туризм, актив­ные игры на све­жем воз­ду­хе и др. Сле­ду­ет учи­ты­вать, что при физи­че­ском раз­ви­тии не сле­ду­ет застав­лять ребён­ка совер­шать рез­ких и быст­рых нагрузок.

Во избе­жа­ние про­блем с осан­кой необ­хо­ди­мо не толь­ко орга­ни­зо­вать пра­виль­ный режим дня (вре­мя про­гу­лок, сна, бодр­ство­ва­ния, пита­ния и др.), но и стро­го соблю­дать его, не делая ника­ких исклю­че­ний, напри­мер, по выходным.

  1. Удоб­ная дет­ская комната.

4.1. Ком­на­та долж­на иметь каче­ствен­ное осве­ще­ние. Допол­ни­тель­ной настоль­ной лам­пой дол­жен быть обо­ру­до­ван дет­ский пись­мен­ный стол.

4.2. Высо­та сто­ла долж­на соот­вет­ство­вать росту ребён­ка. Суще­ству­ют так­же осо­бые пар­ты, кото­рые пред­на­зна­че­ны для кор­рек­ции осан­ки школьника.

Начинаем следить за осанкой с детства

4.3. Стул дол­жен повто­рять изги­бы тела. Прав­да, вме­сто тако­го орто­пе­ди­че­ско­го сту­ла мож­но под­кла­ды­вать за спи­ну на уровне пояс­нич­но­го отде­ла тря­пич­ный валик в допол­не­ние обыч­но­му ров­но­му сту­лу. Высо­та сту­ла в иде­а­ле долж­на быть рав­на высо­те голе­ни. Исполь­зуй­те под­став­ку для ног, если они не доста­ют до пола.

4.4. Ребё­нок дол­жен сидеть так, что­бы спи­на его опи­ра­лась на спин­ку сту­ла, а голо­ва слег­ка накло­ня­лась впе­рёд, а меж­ду телом и сто­лом лег­ко про­хо­ди­ла ладонь реб­ром. При уса­жи­ва­нии нель­зя под­ги­бать ноги под себя, так как это может при­ве­сти к искрив­ле­нию позво­ноч­ни­ка и нару­ше­нию кровообращения.

4.5. В дет­ской кро­ва­ти дол­жен быть ров­ный и твёр­дый мат­рац. Бла­го­да­ря тако­му мат­ра­цу мас­са тела ребён­ка рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но, а мыш­цы мак­си­маль­но рас­слаб­ля­ют­ся после вер­ти­каль­но­го поло­же­ния туло­ви­ща за весь день. Не допус­кай­те того, что­бы ребё­нок спал на мяг­кой поверх­но­сти.

Это про­во­ци­ру­ет фор­ми­ро­ва­ние непра­виль­ных изги­бов позво­ноч­ни­ка во вре­мя сна. Кро­ме это­го, мяг­кий мат­рац сти­му­ли­ру­ет согре­ва­ние меж­по­зво­ноч­ных дис­ков, в свя­зи с кото­рым нару­ша­ет­ся тер­мо­ре­гу­ля­ция.

Что каса­ет­ся дет­ской подуш­ки, она долж­на быть плос­кой и рас­по­ла­гать­ся исклю­чи­тель­но под голо­вой, а не под плечами.

  1. Гра­мот­ная кор­рек­ция обуви.

Пра­виль­ный, точ­ный и свое­вре­мен­ный под­бор дет­ской обу­ви поз­во­ля­ет роди­те­лям избе­жать и даже устра­нить мно­гие про­бле­мы, такие как функ­ци­о­наль­ное уко­ро­че­ние конеч­но­сти, воз­ник­шее из-за нару­ше­ний осан­ки или ком­пен­са­ция дефек­тов стоп (косо­ла­пость и плос­ко­сто­пие).

  1. Рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние нагрузок.

Извест­но, что чаще все­го имен­но в школь­ном воз­расте, когда у детей наблю­да­ет­ся стре­ми­тель­ный рост кост­ной и мышеч­ной мас­сы, они, к сожа­ле­нию, при­об­ре­та­ют искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка. Про­ис­хо­дит это по при­чине того, что в таком воз­расте позво­ноч­ник ребён­ка не при­спо­соб­лен к боль­шим нагруз­кам.

Роди­те­ли долж­ны ста­рать­ся не пере­гру­жать ребён­ка при ноше­нии им ран­ца, рюк­за­ка или порт­фе­ля. Помни­те, что по стан­дар­ту вес, кото­рый раз­ре­ше­но под­ни­мать ребён­ку, состав­ля­ет 10% от общей мас­сы тела.Начинаем следить за осанкой с детства

Спин­ка у школь­но­го ран­ца долж­на быть ров­ной и твёр­дой, шири­на его не долж­на быть боль­ше шири­ны плеч.

Так­же ранец не дол­жен висеть ниже поя­са, а рем­ни на нём долж­ны быть мяг­ки­ми и широ­ки­ми, регу­ли­ро­вать­ся по длине.

Недо­пу­сти­мо в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни ноше­ние тяжё­лых сумок на одном из плеч, что осо­бен­но акту­аль­но для дево­чек. В этом слу­чае искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка для них может стать неиз­беж­ной проблемой.

Что каса­ет­ся пра­виль­но­го пере­но­са тяже­стей, извест­но, что накло­нить­ся, взять тяжесть и под­нять её – это огром­ная нагруз­ка на позво­ноч­ник и так делать нель­зя.

Пра­виль­ным было бы сна­ча­ла при­сесть с ров­ной спи­ной, затем взять, при­жать к гру­ди, под­нять­ся и отне­сти.

И в каче­стве сове­та роди­те­лям: даже если вы сами не сле­ду­е­те это­му пра­ви­лу, научи­те ему ваше­го ребёнка.

Формирование правильной осанки

Сти­му­ли­ро­вать рост и раз­ви­вать мыш­цы ребён­ка мож­но сме­ло начи­нать с момен­та его рож­де­ния. Так их рост и сила будут быст­рее раз­ви­вать­ся и пре­умно­жать­ся. Для груд­ных детей отлич­ным помощ­ни­ком в этом явля­ет­ся мас­саж (по назна­че­нию врача).

Малы­шу в воз­расте 2–3 меся­цев мож­но при­сту­пать делать упраж­не­ния на тре­ни­ров­ку мышеч­ных групп, отве­ча­ю­щих за удер­жи­ва­ние тела в пра­виль­ном поло­же­нии.

Для это­го доста­точ­ным будет при помо­щи ладо­ней под­нять ребён­ка, пере­ве­дя из поло­же­ния “лёжа” в поло­же­ние “вверх”, после чего недол­го подер­жать его на весу.

В этой пози­ции мыш­цы и суста­вы малы­ша будут дви­гать­ся, тре­ни­руя при этом все мышеч­ные группы.

После 1,5 лет в игро­вой фор­ме с ребён­ком мож­но начи­нать зани­мать­ся гим­на­сти­кой.

Вме­сте вы може­те «колоть дро­ва», «по-коша­чьи» выги­бать спи­ну, «качать воду», ходить по нари­со­ван­ной линии, слов­но по кана­ту, катать­ся по полу, про­хо­дить поло­су пре­пят­ствий и т.п.

Мож­но попро­сить ребён­ка изоб­ра­зить птич­ку: лечь на живот, “рас­ки­нуть кры­лья” (раз­ве­сти руки в сто­ро­ны) и подер­жать­ся за щико­лот­ки при­под­ня­тых ног.

Осан­ка ребён­ка фор­ми­ру­ет­ся до пери­о­да поло­во­го созре­ва­ния. Всё это вре­мя необ­хо­ди­мо сле­дить за её фор­ми­ро­ва­ни­ем. Если у ребён­ка уже воз­ник­ло опре­де­лён­ное нару­ше­ние, до наступ­ле­ния это­го пери­о­да оно может быть исправ­ле­но.

Ребё­нок при этом дол­жен регу­ляр­но посе­щать вра­ча-орто­пе­да, нахо­дясь у него на дис­пан­сер­ном учё­те и про­хо­дить все доступ­ные виды лече­ния.

Это может быть лечеб­ная физ­куль­ту­ра, пла­ва­ние, мас­саж, физио­те­ра­пия, ману­аль­ная тера­пия, а так­же хирур­ги­че­ское лече­ние (по показаниям).

Полезные упражнения

Для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­ной осан­ки у детей, а так­же про­фи­лак­ти­ки её нару­ше­ний в про­цес­се заня­тий утрен­ней гим­на­сти­кой, физи­че­ской куль­ту­рой и во вре­мя физ­культ­ми­ну­ток в домаш­них усло­ви­ях и, глав­ным обра­зом, в дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ни­ях мож­но исполь­зо­вать раз­лич­ные полез­ные упраж­не­ния. Ниже при­ве­де­ны при­ме­ры таких упражнений.

  • Ребё­нок сто­ит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Дер­жа за спи­ной обруч, ребё­нок дела­ет накло­ны в стороны.
  • Дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок при­се­да­ет, стоя на носках.Начинаем следить за осанкой с детства
  • Раз­ве­дя руки в сто­ро­ны, ребё­нок дела­ет накло­ны назад.
  • Поста­вив ноги врозь и дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок, про­гнув­шись, дела­ет накло­ны вперёд.
  • Ребё­нок под­ни­ма­ет ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребё­нок пол­за­ет на четвереньках.
  • Ребё­нок, сохра­няя пра­виль­ную осан­ку, ходит, удер­жи­вая какой-либо груз на голове.
  • Опу­щен­ны­ми рука­ми ребё­нок дер­жит гим­на­сти­че­скую пал­ку за кон­цы и под­ни­ма­ет руки вверх, заво­дя пал­ку за спи­ну, после чего чере­ду­ет накло­ны вле­во и вправо.
  • Исполь­зуя тур­ник или швед­скую стен­ку, ребё­нок, креп­ко обхва­ты­вая рука­ми пере­кла­ди­ну, сги­ба­ет ноги под пря­мым углом и нахо­дит­ся в таком поло­же­нии в тече­ние несколь­ких секунд.
  • Нахо­дясь в поло­же­нии “ноги вме­сте, руки опу­ще­ны”, ребё­нок отво­дит пра­вую ногу назад, а руки раз­во­дит в сто­ро­ны и зами­ра­ет, после чего повто­ря­ет упраж­не­ние с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребё­нок при помо­щи ног «кру­тит педа­ли вело­си­пе­да» или изоб­ра­жа­ет «нож­ни­цы».
  • Лёжа на живо­те, ребё­нок при­под­ни­ма­ет согну­тые в коле­нях ноги, обхва­ты­ва­ет лодыж­ки рука­ми и начи­на­ет пока­чи­вать­ся, как лодоч­ка на волнах.
  • Стоя перед зер­ка­лом, ребё­нок, чере­дуя, сна­ча­ла нару­ша­ет, а потом исправ­ля­ет осанку.
  • Ребё­нок при­сло­ня­ет­ся к стене пятью точ­ка­ми (заты­лок, лопат­ки, яго­ди­цы, икры и пят­ки). Эти точ­ки явля­ют­ся основ­ны­ми изги­ба­ми наше­го тела нару­жу и в нор­ме долж­ны сопри­ка­сать­ся со сте­ной. После это­го он выпол­ня­ет раз­лич­ные дви­же­ния, к при­ме­ру, при­се­да­ния или раз­ве­де­ние ног и рук в сто­ро­ны, напря­гая мыш­цы в сред­нем по 5 секунд.
Читайте также:  Рак яичников – причины возникновения, симптомы, стадии развития и диагностика

Заключение

Доро­гие роди­те­ли, напо­ми­нать и гово­рить ребён­ку “Сядь пря­мо” или “Не сутуль­ся” конеч­но, нуж­но, но это­го всё же недо­ста­точ­но.

Начи­най­те бес­по­ко­ить­ся о здо­ро­вье сво­их малы­шей ещё “с пелё­нок” и обя­за­тель­но най­ди­те вре­мя для заня­тий с ними. Важ­ным момен­том в фор­ми­ро­ва­нии пра­виль­ной осан­ки ребён­ка явля­ет­ся лич­ный при­мер.

Выпол­няй­те упраж­не­ния вме­сте с ребён­ком, дер­жи­те спи­ну ров­но и будь­те здоровы!

Ека­те­ри­на Соловьева

10 правил для родителей, как привить ребёнку здоровую осанку

Что должны делать родители с первых дней жизни ребёнка, чтобы сохранить ему здоровую спину

Правильная осанка, выработанная с детства, помогает человеку не только поддерживать здоровье позвоночника, но и избежать целого букета болезней. О том, как помочь своему ребёнку сформировать правильную осанку, мы поговорили со специалистами Воронежского областного клинического центра общественного здоровья и медицинской профилактики. 

Что такое правильная осанка?

Начинаем следить за осанкой с детства

Осанка – это привычная поза человека, его манера держаться. Формирование правильного положения позвоночника и мышечного корсета спины при ходьбе, стоянии или сидении закладывается ещё в младенчестве. Поэтому ответственность за здоровую спину своего ребёнка в первую очередь несут его родители. 

При нормальной осанке у школьника плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают); физиологические изгибы позвоночника выражены умеренно; выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки; правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.

К каким проблемам со здоровьем может привести нарушение осанки?

Начинаем следить за осанкой с детства

Нарушение осанки – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов. 

Если своевременно начать оздоровительные мероприятия, осанку можно исправить (особенно если речь идёт о растущем организме ребёнка). Но если запустить патологические процессы, то можно нажить кучу проблем со здоровьем. 

Нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника. Это может сопутствовать  возникновению многих хронических заболеваний и негативно влиять на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечнососудистую и дыхательную. 

Среди патологий, связанных с нарушением осанки, основными являются:

???? Сколиоз – деформация позвоночника вбок относительно своей оси. В запущенных случаях такое искривление не только серьёзно меняет внешний вид человека, но и нарушает работу всех внутренних органов. Самое печальное, что на 3 – 4 стадии сколиоз почти не поддаётся традиционному лечению, а лишь частично купируется хирургическим путём. 

???? Кифоз – дугообразное искривление позвоночника, для которого характерно появление горба на спине. Такая неправильная осанка школьника чаще возникает из-за слабых мышц корпуса. При кифозе, как и в случае со сколиозом, нарушаются функции внутренних органов, с течением заболевания уменьшается объём легких, и ребёнок начинает испытывать трудности с дыханием. 

???? Гиперлордоз в пояснице – патологический изгиб, характеризующийся выпячиванием таза назад. Чаще всего это искривление является следствием неправильной осанки во время ходьбы. Сутулая походка наклоняет туловище вперёд, поэтому чтобы сохранить равновесие во время движения позвоночник подстраивается и усиливает лордоз.

  • Причины нарушения осанки у школьников:
  • ???? наследственные факторы;
  • ???? перенесённые заболевания и травмы спины;
  • ???? слабые мышцы спины,
  • ???? неправильное сидение за письменным столом; 
  • ???? ношение рюкзаков и сумок с лямкой на одно плечо или регулярный перенос тяжестей в одной руке;
  • ???? ежедневные многочасовые игры в сидячем положении.

Что делать родителям, чтобы сохранить ребёнку здоровую спину?

Начинаем следить за осанкой с детства

1. Правильно организовать спальное место.

Матрац должен быть жёстким, подушка плоской. Детям до 1 года подушка не нужна. В первые месяцы младенцу во время сна чередовать повороты головы. Нельзя укладывать грудного ребёнка только на спину или допускать спать только на боку. Когда он научится переворачиваться (4 – 5 мес.), следить, чтобы спал поочерёдно на каждом боку.

2. Не заставлять малыша сидеть раньше времени (до 6 – 8 мес.).

Если он делает попытку сесть и падает, значит, его мышцы ещё недостаточно окрепли и позвоночник может деформироваться.

3. Не торопить ребёнка с первыми шагами.

Для начала полезно ползание (8 — 9 мес.), оно стимулирует укрепление мышц, ребёнок сам почувствует, когда может пойти самостоятельно.

4. Правильно подобрать по росту стул и стол.

Ребёнок должен научиться сидеть за письменным столом: держать спину прямой, локти на столе во время письма и прямой угол в коленях при сидении на стуле. Компьютер должен стоять на специальном столе, рассчитанном на рост ребенка, и ровно по центру. 

5. Позаботиться об освещении рабочего стола ребёнка.

Чем темнее – тем больше ребёнок сутулится, чтобы рассмотреть написанное. 

6. Через каждые 50 минут сидения за столом ребёнку нужно делать перерыв.

Периодическое отвлечение от уроков на 5 – 10 минут снимает нагрузку с позвоночника.

7. Правильно подобрать ранец.

Для младших и средних классов рекомендуется приобретать ортопедический ранец с жёсткой спинкой и с двумя лямками.

8. Приучать ребёнка вести спортивный образ жизни.

«Симметричные» нагрузки на левую и правую половину тела дают такие виды спорта, как плавание, лыжи, гребля. Эти виды спорта укрепляют практически все мышцы тела. Приучите ребёнка регулярно делать зарядку. Для исправления серьёзных нарушений осанки существуют специальные упражнения, которые должны выполняться в среднем и медленном темпе, по 10 – 12 раз каждое:

???? касание спиной, затылком, ягодицами и пятками стены или гимнастической стенки;

???? удерживание на голове предмета (мешочка, деревянного кубика, резинового мяча и т. д.);
подтягивание;

  1. ???? прогибание спины назад с отведением рук вверх – назад;
  2. ???? ходьба на носках с прогибанием спины;
  3. ???? прогибание спины, сидя на стуле или скамейке с подтягиванием;
  4. ???? прогибание спины, стоя на четвереньках и коленях;
  5. ???? наклоны назад с отведением рук в стороны;
  6. ???? наклоны вперёд с доставанием носков;
  7. ???? наклоны туловища вправо и влево;
  8. ???? «велосипед» в положении лёжа на спине;
  9. ???? подтягивание бёдер к груди из положения лёжа на спине.

9. Обеспечьте ребёнка правильным питанием с первых дней жизни.

Начинаем следить за осанкой с детства

Важным является правильное питание, влияющее на формирование костей и мышц. Оно должно дать грудному младенцу, малышу, а затем и подростку весь «строительный материал» для создания скелета и мышц.

Таким «строительным материалом» являются животные белки, соли кальция и фосфора, витамины.

Белковые продукты могут быть животного (мясо, рыба, молочные продукты, сыр) и растительного происхождения (бобовые, злаковые). 

Для формирования костей требуются кальций, фосфор, магний и другие минералы, причём полностью усваиваются организмом минеральные соли, содержащиеся в пище, — при условии, что рацион достаточно сбалансирован. Для усвоения минералов необходим витамин D, он стимулирует фосфорно-кальциевый обмен. Источником витамина D являются рыбий жир, печень рыбы, желток яйца, сливочное масло. 

10. Подавайте пример своему ребёнку и не сутультесь сами.

Помните: правильная осанка школьника – это залог здоровой спины в старшем возрасте.

Материал подготовлен в рамках национального проекта «Демография».

Как научить ребенка следить за осанкой?

Хоть раз в жизни каждый взрослый человек испытывал боль в спине. Не все из них знают, что причина неприятных ощущений уходит своими корнями далеко в детство. Именно тогда сформировалось небрежное отношение к собственному организму. Чтобы не повторять ошибки старших поколений и обеспечить отличное самочувствие и долголетие, проявлять заботу о спине нужно с ранних лет.

Читайте также:  Компьютерное томографическое исследование при заболеваниях позвоночника

Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата должна проводиться постоянно, иначе в будущем ребенка ожидает нарушение осанки и как следствие, формирование сколиоза.
Начинаем следить за осанкой с детства

О чем необходимо рассказать детям, чтобы их спина была здоровой?

Самое важное — правильная осанка в различных положениях тела. Параметры, которым должна соответствовать поза:

  • симметричное положение надплечий, лопаток и ягодиц
  • одинаковая длина конечностей
  • прямое положение головы и спины.

Детям не хватает усидчивости и самоконтроля, они не могут постоянно поддерживать спину в правильном положении. Чтобы забота о здоровье не была скучной, детям рекомендуется предложить участие в игре, главным условием которой является ровная спина.

Начинаем следить за осанкой с детства

  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе обеспечивают организм кислородом, который, в свою очередь, притягивает ко всем органам полезные элементы. Не стоит гулять в загазованных районах, лучше предпочесть им парки или загородные местности. Совершенно несовместимы прогулки и курение — табачный дым загрязняет легкие и не дает усвоиться кальцию.
  • Тяжести нужно поднимать правильно. Это означает, что при взятии груза следует присесть, взять предмет и аккуратно подняться, не наклоняясь при этом и не полнимая руки выше уровня пояса. Если не следовать этим правилам, позвоночник испытает высокие нагрузки и может быть травмирован.
  • Треть жизни мы проводим в постели. Важно позаботиться о том, чтобы спина во время сна отдыхала. Для этого матрас должен быть достаточно жестким и гипоаллергенным, желательно из натуральных материалов. Подушка предпочтительнее ортопедическая, не слишком большая и не слишком мягкая.
  • Нормальная масса тела — обязательное условие для поддержания здоровой осанки. Если ребенок носит на себе лишние килограммы, его позвоночник и внутренние органы постоянно испытывают избыточные нагрузки. Задача каждого ответственного родителя — организовать правильное питание и выполнение укрепляющих физических упражнений. Рекомендуется установить причину, по которой происходит набор лишнего веса. Это может быть неправильное питание, гиподинамия, гормональные нарушения и пр.
  • Физическая нагрузка, выбранная в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка, поможет укрепить мышечный корсет и поддержать позвонки и позвоночные диски. Комплекс упражнений можно выполнять каждый день в качестве утренней зарядки либо вечерней разгрузки.
  • Здоровье всего человеческого организма зависит от состояния позвоночника. Если с детства заботиться о спине, не переохлаждаться, не перегружаться, поддерживать нормальную массу тела и заниматься спортом, то на протяжении жизни позвоночник не побеспокоит болями и обеспечит свободные и комфортные движения.

Однако если у вашего ребенка уже сейчас выявились нарушения осанки, то стоит обратиться за консультацией к врачу-вертебрологу или остеопату.

Начинаем следить за осанкой с детстваНачинаем следить за осанкой с детства

Сидим, стоим и ходим ровно: как сохранить осанку школьнику ?????

Тест-драйв «Держи спину ровно!» — слышали мы в детстве, а теперь говорим своим детям. А зачем нужно беречь осанку и как делать это правильно? Разбираемся вместе с Профи. Начинаем следить за осанкой с детства

Осанка — это привычное положение тела. То есть то, как выглядит ваша спина, если вы не стараетесь её выпрямить. Из-за её искривления могут пострадать внутренние органы, включая органы дыхания, испортиться зрение и даже возникнуть риски для сердечно-сосудистой системы.

В школьные годы, когда скелет активно растёт и формируется, нам приходится носить тяжёлый портфель, много сидеть на уроках и за домашними заданиями. Всё это может привести к нарушению осанки. В этой статье поговорим про то, как избежать негативных последствий, и расскажем, что делать, если вы заметили первые тревожные признаки.

Содержание

Нарушение осанки у детей: причины и последствия

Осанка может испортиться по многим причинам:

  • травмы, в том числе родовые,
  • раннее сидение или подъём на ножки в младенческом возрасте,
  • плохое питание и частые болезни,
  • ослабленный мышечный корсет,
  • неправильная поза во время сна,
  • неподходящая мебель — стол, стул, кровать,
  • плохое зрение,
  • ожирение.

С некоторыми из этих причин легко справиться: достаточно выстроить режим, подобрать мебель и заняться физическими упражнениями. Но если пустить ситуацию на самотёк, могут возникнуть проблемы.

В некоторых случаях неправильная осанка приводит к сколиозу. Это патологическое искривление позвоночника, при котором позвонки отклоняются в сторону и одновременно скручиваются вокруг своей оси. При простом сколиозе спина выгибается в одну сторону и приобретает форму буквы С. При сложном — сразу в две стороны, напоминая букву S.

Сколиоз бывает четырёх степеней. При первой снижается только тонус мышц — и если попросить ребёнка выпрямиться, искривление станет незаметным. Но первая степень быстро перетекает во вторую, а при ней убрать видимые изменения можно будет уже только с помощью регулярной гимнастики. Третья степень сколиоза требует ортопедического лечения.

Первые признаки плохой осанки:

  1. постоянно скруглённая спина;
  2. торчащий живот при нормальном весе;
  3. стремящиеся вперёд плечи;
  4. полусогнутые колени в положении стоя;
  5. жалобы на боль в шейном и поясничном отделах.

Заметили какие-то из этих симптомов? Стоит проконсультироваться со специалистами. Помогут ортопед, тренер ЛФК и массажист.

Если ребёнок, сидя за столом, опирается на руку или подкладывает ногу под себя — это может быть признаками сколиоза. Таким способом дети часто пытаются снять нагрузку с позвоночника.

К тому же стоит обратить внимание, если малыш вжимает голову в плечи, быстро устаёт и становится плаксивым. При всех этих симптомах может потребоваться осмотр ортопеда.

Опытный специалист определит, какие мышцы в тонусе, а в каких, наоборот, тонус понижен. Ведь здоровая мышца — это эластичная мышца.

Начинаем следить за осанкой с детства

Как сформировать правильную осанку

Начните с выстраивания режима. Во-первых, заведите привычку ложиться и вставать в одно и то же время — ребёнку важно высыпаться. Во-вторых, позаботьтесь о том, чтобы у малыша была возможность активно двигаться в течение всего дня.

На переменках в школе он должен ходить и бегать, а не сидеть в классе и повторять уроки. После школы полезно будет гулять на улице или хотя бы помогать по дому. В идеале — заниматься спортом, например плаванием или гимнастикой.

А если проблемы с осанкой уже появились — ЛФК.

ЛФК включает в себя и силовые упражнения, и упражнения на растяжку. Они будут полезны как детям с просто плохой осанкой, так и со сколиозом. К тому же занятия лечебной физкультурой — это профилактика негативных последствий в будущем. Например, если систематически ходить на тренировки в детстве, во взрослом возрасте можно избежать грыжи.

После того как наладили режим, обратите внимание, как малыш сидит и ходит. «Особенно важно контролировать положение спины и шеи при статических позах — за компьютером, партой, столом. Ведь ребёнок в среднем 8 часов в день проводит в сидячем положении.

При этом он часто вытягивает шею вперёд. Это неправильно — шея должна быть продолжением позвоночника», — объясняет Арина Соболева. Конечно, следить за школьником круглосуточно у вас не получится.

Но в ваших силах максимально уменьшить количество негативных факторов:

  1. Купить подходящую мебель. Стул и стол, за которым ребёнок будет делать уроки, должны подходить по росту и возрасту.
  2. Выбрать правильный портфель. Сумки на одно плечо, особенно тяжёлые, будут перегружать позвоночник и могут сформировать у ребёнка несимметричную походку.
  3. Найти удобную обувь. Ботинки и туфли нужно не только подбирать по размеру, но и регулярно менять — как только начали стаптываться каблуки или протектор.

За формирование правильной осанки отвечает мышечный корсет. Речь идёт не только о мышцах спины, но и передней поверхности тела: грудные, мышцы живота, пресс. «Пресс помогает спине выдерживать нагрузку. Если мышцы пресса хорошо накачана, сохраняется внутрибрюшное давление, благодаря которому мышцы спины лучше выполняют свою функцию», — объясняет Арина Соболева.

Упражнения для укрепления и растяжки должны стать частью ежедневной рутины школьника, считают специалисты. Делать их можно в домашних условиях — например, с утра, в качестве зарядки. А ещё повторять несколько раз в течение дня, отрываясь от учёбы и вставая из-за стола.

Кошечка Встаньте на четвереньки: колени находятся под тазобедренными суставами, ладони под плечевыми. На вдохе прогнитесь в груди, на выдохе — выгните спину. Повторите 10–12 раз.
Мельница Встаньте, выпрямитесь, положите руки на талию. Теперь поочерёдно каждой рукой совершайте махи вперёд и назад. По 10 повторений каждой рукой. Свободная рука лежит на поясе, спина прямая.
Велосипед Ложитесь на спину и крутите воображаемые педали 30–60 секунд.
Лодочка Лёжа на животе, одновременно поднимите выпрямленные ноги и руки. Следите, чтобы ноги были плотно прижаты друг к другу, ладони держались вместе, а ягодицы были напряжены. Старайтесь поднять ноги и руки как можно выше. Задержитесь в верхней точке на 3–5 секунд, расслабьтесь. Повторите 5 раз.
Струнка Лёжа на спине, вытяните руки и ноги в противоположных направлениях. Повторите 5–10 раз.

Ребёнку обязательно нужна физическая активность. Достаточно хотя бы раз в час вставать и делать несколько упражнений. Но ещё лучше, если ребёнок будет заниматься в какой-нибудь спортивной секции пару раз в неделю.

Если по какой-то причине записываться в секцию вы не готовы, можно организовать для ребёнка маленький спорткомплекс прямо в квартире — установить шведскую стенку, повесить турник. Даже элементарные потягивания и вис расслабляют напряжённые мышцы, укрепляют связки, улучшают кровоснабжение тканей.

Читайте также:  Лечение острого, хронического бартолинита без операции и с операцией

Однако, считает Арина Соболева, работа со специалистом может оказаться более эффективной. «У каждого человека свои проблемные зоны. И если у вас не очень хорошо работают мышцы верхней части спины, то делать приседания нет смысла. Вам больше подойдут тяги», — советует тренер.

Начинаем следить за осанкой с детства

Выбираем стул и стол

Для формирования правильной осанки очень важно подобрать мебель не только по росту, но и по возрасту, считает массажист Анна Тращановская. «Именно неправильная посадка за столом и отсутствие физической нагрузки приводят к нарушению осанки. А в дальнейшем — к сколиозу, искривлению позвоночника, ухудшению зрения, усталости и болям», — объясняет Анна.

При выборе стула специалисты советуют обращать внимание на следующие параметры:

  • Ноги ребёнка должны доставать до пола.
  • У ребёнка должна быть возможность как согнуть, вытянуть, так и поджать ноги под себя.
  • Для младших школьников расстояние от стула до поверхности стола должно составлять 25–35 см, для старших — 30–45 см.

Тренеры и массажисты рекомендуют не спешить с покупкой специального ортопедического стула. Такую мебель нужно подбирать индивидуально: одним не будет пользы от «седла», другим — от классического коленного стула.

Если всё же решились — проконсультируйтесь со специалистом. Особенно если у ребёнка есть искривление позвоночника.

«Стул можно заменить на фитбол или подложить балансировочную подушку — это укрепляет мышечный корсет», — советует Юлия Нестерова.

Стол тоже может быть самым обычным. Главное, чтобы столешница располагалась на 5–6 см выше локтя. К тому же существуют специальные ограничители: они крепятся к мебели и не дают ребёнку наклоняться над тетрадями и учебниками.

Такое приспособление будет особенно полезно младшим школьникам, которые только учатся правильно сидеть. Но есть один значительный минус: ограничитель можно поставить только дома, тогда как большую часть времени за письмом и чтением дети всё же проводят в школе.

Привыкнув опираться на специальную перегородку, без неё ребёнок может вновь начать сутулиться.

Задуматься о покупке специального стола стоит, если большую часть домашнего задания ребёнок делает на компьютере. В некоторых моделях есть полочка для клавиатуры — она позволяет разгрузить локтевой сустав при печатании.

Наконец, не забудьте про освещение. Ведь если ребёнок чего-то не видит, он автоматически склоняет голову и щурится. Поставьте настольную лампу с мягким рассеянным светом так, чтобы свет падал слева для правши и справа для левши.

Собираем рюкзак

Пустой рюкзак для ученика начальных классов должен весить 700 г, средних и старших классов — 1 кг. Вес с наполнением:

  • 1–2-й классы —1,5 кг;
  • 3–4-й классы — 2 кг;
  • 5–6-й классы — 2,5 кг;
  • 7–8-й классы — 3,5 кг;
  • 9–11-й классы — 4 кг.

По рекомендациям Роспотребнадзора, портфель должен обладать формоустойчивой — а проще говоря, жёсткой спинкой, которая хорошо прилегает к спине.

Также важно правильно загружать рюкзак. Научите ребенка раскладывать учебники и канцелярию по разным отделениям, чтобы нагрузка распределялась равномерно.

Проверяем обувь

Специалисты советуют покупать мягкие модели с протектором и небольшим каблуком. А за обновками заглядывать в обувной магазин не реже, чем раз в сезон. Стоптанная подошва не даёт необходимой амортизации, и при ходьбе возникает нагрузка на позвоночник.

Помогает ли корсет для исправления осанки?

Корсеты для осанки бывают трёх степеней фиксации — лёгкой, средней и сильной. Первый вид относится к профилактическим средствам — такой корсет состоит из эластичных ремней, которые помогают телу запомнить правильное положение. А вот последние два — это уже лечебные ортезы с рёбрами жёсткости. Прописать их может только ортопед.

Конечно, можно носить корректор самой лёгкой степени просто для профилактики. Но даже он не панацея. Всё равно придётся работать над образом жизни, делать упражнения и следить за осанкой.

Советы, как сохранить осанку

  • Больше движения. Здоровый ребёнок должен много двигаться: статичная нагрузка, стояние и сидение приводят к чрезмерной нагрузке на скелет и связки.
  • Не забывайте про передышки. Младшему школьнику после занятий полезно полчаса-час полежать, чтобы мышцы успели отдохнуть от статической нагрузки.
  • Позаботьтесь о ночном отдыхе. Детям нужно спать на кровати с жёстким основанием и мягким матрасом. Чтобы во время сна сохранялись анатомические изгибы тела, можно подобрать ортопедическую подушку.
  • Будьте осторожны с видами спорта, которые дают нагрузку преимущественно на одну сторону тела. Это бадминтон, большой настольный теннис, гольф, дартс, фехтование.

С детства – королевская! осанка у детей

— Максим Сергеевич, когда говорят о нарушении осанки у детей? По каким внешним признакам родители могут понять, что у ребёнка – дефект осанки?

Когда можно видеть устойчивое отклонение оси позвоночника в ту или иную сторону, сутулость, асимметрию лопаток, плеч. Это наиболее частые признаки.

— А есть ли какие-нибудь тесты на выявление нарушений осанки?

Если речь идёт о врачебном приёме, то прежде всего это тщательный осмотр, рентгенография. Доктор может увидеть, как ведёт себя позвоночник при наклоне ребёнка в ту или иную сторону, установить вид нарушения осанки. Кроме того, у мануальных терапевтов, остеопатов существуют специальные мышечные тесты, позволяющие оценить мышечный каркас.

— Нарушение осанки – это самостоятельное заболевание или симптом какой-то болезни?

Это скорее состояние предболезни. При этом позвоночник может искривляться в сторону, в передне-заднем направлении (сутулость) и т.д. Ответить на вопрос, имеется ли в данном конкретном случае только нарушение осанки или, например, сколиоз как заболевание, сможет врач.

Несмотря на это, нарушение осанки также может выноситься в диагноз.

Подробнее о сколиозе можно узнать здесь

— До школы не было никаких проблем с позвоночником, а сел за парту – стала спинка «горбиком», — жалуются родители младших школьников. Почему у ребёнка изменяется осанка?

  • В вопросе уже заключена часть ответа: одной из причин нарушения осанки у детей является нарушение правил сидения за рабочим столом — как в школе, так и дома.
  • Другие, не менее важные, моменты:
  • — неадекватная физическим возможностям ребёнка масса рюкзака, ранца;
  • — недостаточно сильные мышцы, окружающие позвоночник;
  • — отсутствие профилактики нарушения осанки.

Лечением нарушений осанки занимаются специалисты нескольких областей медицины. Однако начинать всегда нужно с

консультации травматолога-ортопеда

— Как правильно поступить родителям при обнаружении дефектов осанки у детей? Записать в спортивную секцию, купить фиксатор осанки для ребёнка или для начала – показать врачу?

Верно последнее. Нужно точно понимать, о чём идёт речь, имеется ли нарушение осанки и какой разновидности и выраженности. И лишь после этого можно решать все остальные вопросы, в том числе и связанные с корсетом или корректором осанки. Поэтому консультация доктора обязательна.

— Врач какой специальности занимается коррекцией проблем с детской осанкой?

Изначально — травматолог-ортопед. И только после его консультации и рекомендаций — врач ЛФК (лечебной физкультуры), физиотерапевт, кинезиолог, остеопат, мануальный терапевт.

— Что включает в себя лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей?

Лечение непременно предусматривает специально подобранные упражнения лечебной физкультуры, массаж, плавание, применение корсетов, реклинаторов и ряд других. Важно, чтобы назначением и выполнением процедур занимались специально подготовленные и хорошо знающие специфику нарушений осанки специалисты.

  1. — Как избежать нарушения осанки у детей? Расскажите о профилактике
  2. Всё достаточно просто, главное — делать. Нужно:
  3. — следить за тем, как сидит ребёнок;
  4. — оптимизировать его питание;
  5. — максимально облегчить вес портфеля/рюкзака, подобрать правильный его размер;

— занять ребёнка физкультурой, а ещё лучше — заниматься вместе с ним. Очень полезно плавание.

Подробнее о профилактике сколиоза можно прочитать здесь 

— Максим Сергеевич, вы неоднократно говорили о рюкзаках, портфелях. Сколько должен весить рюкзак школьника так, чтобы не навредить позвоночнику ребёнка?

Норма веса ранца с учебниками зависит от возраста, посещаемого ребёнком класса. Например, вес учебников для 3-4-го класса — 2 кг, с рюкзаком примерно 2,5 кг. В 5-6-м классе — суммарно до 3,5 кг. В 7-8-м классе — до 4 кг. Санитарно-гигиенические нормы, касающиеся веса рюкзака, можно легко найти в сети интернет.

— Как правильно обустроить дома рабочее место школьника?

Это, конечно же, удобное кресло и стол. У стула должна быть спинка. Ноги не должны свисать, стопы устойчиво расположены на полу. Высота стола и стула подбирается соответственно росту, возрасту ребёнка и должна способствовать тому, чтобы он сидел прямо.

Несмотря на это, нужно обязательно следить за осанкой ребёнка, делать перерывы между занятиями.

Редакция рекомендует:

Разогнуть позвоночник. Как взрослым лечить сколиоз?

Детство – для движения! К чему приводит гиподинамия?

Массаж спины: когда на пользу, а когда – во вред?

Для справки:

  • Рудяков Максим Сергеевич
  • Выпускник педиатрического факультета Воронежской государственной медицинской академии 2008 года.
  • В 2009 году окончил интернатуру по травматологии и ортопедии.
  • В 2015 году прошёл специализацию по лечебной физкультуре и спортивной медицине.
  • В настоящее время — врач-травматолог-ортопед в «Клиника Эксперт» Воронеж.

Принимает по адресу: г. Воронеж, ул. Пушкинская, дом № 11.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector