Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности проблемы.

Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17% дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного синдрома.

Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не спровоцировали осложнений.

Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Причины нарушений осанки у детей

Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для  ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.

Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5–10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются в:

  • недостаточной физической активности;
  • несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
  • недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
  • неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
  • сутулости и пр.

В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что усугубляет ситуацию.

Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).

Также в роли факторов, способствующего возникновению нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:

  • вальгусная деформация стопы;
  • переломы позвоночника;
  • рахит;
  • туберкулез;
  • полиомиелит;
  • остеомиелит;
  • укорочение одной из ног;
  • нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).

Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:

  • уменьшению подвижности грудной клетки и диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может провоцировать развитие одышки и других нарушений;
  • снижению амортизационной функции межпозвоночных дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж;
  • нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования центральной нервной системы;
  • корешковому синдрому при ущемлении деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых сдавленным нервом участках тела и т. д.

Виды и симптомы нарушений осанки у детей

Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет дальнейшую тактику лечения. Это:

  • плоская спина – сглаживание всех естественных позвоночных изгибов;
  • плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе;
  • сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза) при уменьшении поясничного лордоза;
  • круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически полном отсутствии поясничного лордоза;
  • кругло-вогнутая спина – увеличение всех естественных изгибов позвоночника;
  • сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости, что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.

Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению следующих признаков:

  • быстрая утомляемость, потеря интереса к подвижным играм;
  • жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
  • сложности при длительном нахождении в одной позе;
  • возникновение хрустов во время движения;
  • голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу, ягодицы уплощаются;
  • опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги;
  • наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе;
  • плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.

Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.

Лечение нарушений осанки у детей

После установления точной причины возникновения нарушения осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом зависит от поставленного диагноза.

Если органические нарушения в строении позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться, лечение заключается в ее искоренении.

При этом большая роль отводится родителям, которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго придерживаться других рекомендаций врача.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной.

Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов.

Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.

Основными компонентами лечения являются:

  • ЛФК;
  • лечебный массаж;
  • мануальная терапия;
  • гидротерапия;
  • физиотерапия.

При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и препятствовать усугублению уже имеющейся деформации.

Благодаря ему родители могут немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет подбирается индивидуально.

При незначительных искривлениях используют модели из эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях – жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Также важно разработать и придерживаться правильного режима дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в соответствии с размером ноги, а не на вырост.

Она, как и матрас и подушка для сна, должна быть ортопедической.

Детям важно создать условия для полноценной физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место школьника в соответствии с его ростом.

ЛФК

Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном положении.

Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения определенных упражнений.

Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.

У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.

Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре, тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.

С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.

Лечебный массаж

Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных. Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного столба.

Мануальная терапия

Мануальная терапия – один из самых эффективных методов коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные блоки и добиться стойкого улучшения осанки.

Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций позвоночника.

Читайте также:  Что такое миастения? симптоматика, лечение народными средствами

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:

  • улучшения работы всех внутренних органов;
  • устранения астеновегетативного синдрома;
  • улучшения памяти, внимания;
  • повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
  • нормализации мышечного тонуса;
  • восстановления нормальной подвижности.

Гидротерапия

Гидротерапия подразумевает проведение различных водных процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика и пр.

Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2—3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение

Физиотерапия

Чаще всего при нарушениях осанки у детей назначаются курсы:

  • электростимуляции мышц спины – воздействие на мышцы и нервы комфортными для ребенка разрядами электрического тока, что способствует улучшению течения обменных процессов в мягких тканях;
  • индуктотермии – разновидность лечения магнитными полями, обеспечивающая получение обезболивающего, противовоспалительного, регенерирующего и иммуностимулирующего эффекта;
  • электрофореза – метод, позволяющий посредством электрического тока вводить необходимые лекарственные средства непосредственно в очаг патологических изменений через кожу, что позволяет избежать развития множества побочных эффектов и снизить дозу препаратов;
  • УФО – обеспечивает покрытие дефицита в ультрафиолетовом облучении, а также оказывает иммуностимулирующее, противовоспалительное действие;
  • талассотерапия – лечение морской водой, а также водорослями и некоторыми другим подарками моря, что обеспечивает стимулирование обмена веществ, улучшение состояния кожи, укрепление стенок кровеносных сосудов и устранение спазмов мышц;
  • пелоидетерапия – физиотерапевтическая процедура, подразумевающая использование ила, измельченной глины или особых отложений со дна водоемов, нанесение которых на кожу обеспечивает нормализацию нейрогуморальных процессов и образование биологически активных веществ, что улучшает тканевой метаболизм и нормализацию тонуса мышц.

Количество и периодичность процедур, а также их сочетание определяется опять же таки строго индивидуально. Но важно пройти полный комплекс физиотерапии, чтобы получить стойкий и выраженный эффект.

Таким образом, с нарушением осанки у ребенка может столкнуться каждый родитель. Но важно не закрывать глаза на проблему, а при первых же признаках ее возникновения обращаться к специалистам и принимать меры для ее ликвидации.

В большинстве случаев, а именно в 98%, при ранней диагностике и точном соблюдении рекомендаций невролога, ортопеда или вертебролога правильно организованный лечебно-двигательный режим позволяет добиться полной коррекции нарушений осанки.

В запущенных же случаях все же может потребоваться хирургическое вмешательство.

Основные ортопедические проблемы, возникающие у детей до 3 лет, и их лечение Гриценко Константин Анатольевич Вертеброневролог, мануальный терапевт Стаж: 29 лет

Моя авторская методика коррекции сегментарной иннервации помогает восстановить нормальную работу внутренних органов с центральной нервной системой. Более 23 лет я успешно применяю ее в лечении своих пациентов.

Записаться к врачу

Ортопедические нарушения

Моторное развитие ребенка с синдромом Дауна, а также способность к овладению социальными навыками в значительной степени зависят от состояния его опорно-двигательной системы.

Особую роль в развитии ортопедической патологии у ребенка с синдромом Дауна играет аномальное строение коллагена – белка, являющегося важным структурным компонентом сухожилий, хрящей, костей, кожи.

Эта специфика обусловлена тем, что один из типов коллагена (VI) закодирован в гене, расположенном на 21-й хромосоме (collagen, typ VI, alpha 2; COL6A2; цитогенетический локус 22q23;3).

Конечный результат гиперпродукции этого гена у людей с синдромом Дауна – слабость связочного аппарата, приводящая к гипермобильности, неустойчивости суставов. Дж.

Меррик и его коллеги [5], обследовав 475 пациентов с синдромом Дауна в возрасте старше 6 лет, обнаружили, что гипермобильность суставов характерна для 44 % детей в возрасте от 6 до 10 лет, для 18 % детей 11–19 лет и лишь для 5,9 % обследованных, возраст которых превышал 20 лет.

Таким образом, неустойчивость суставов в большинстве случаев отмечается в детском возрасте и в сочетании с мышечной гипотонией оказывает влияние на возникновение и прогрессирование ортопедической патологии, а также на темпы развития крупной и мелкой моторики ребенка в первые десять лет жизни. Причина в том, что неустойчивость крупных суставов приводит к нарушению проприоцептивной чувствительности и возникновению у детей трудностей в ориентации собственного тела в пространстве. Ребенок с синдромом Дауна проходит те же этапы развития моторных навыков, что и обычный ребенок, но заметно медленней. Нарушение проприоцептивной чувствительности, вероятно, способствует и повышенному травматизму.

Патология позвоночника

Позвоночник человека, как известно, сочетает в себе свойства мобильности и стабильности. Мобильность позвоночника зависит от особенностей строения позвонков, величины межпозвоночного диска, прочности структур, обеспечивающих стабильность в данном отделе. Самой подвижной частью позвоночника является его шейный отдел.

Среди ортопедической патологии, весьма распространенной при трисомии-21, выделяется атланто-аксиальная нестабильность – патологическая подвижность в суставах 1 (атлант – СI) и 2 (аксис – СII) шейных позвонков, которая может выражаться либо в увеличении амплитуды нормальных движений, либо в возникновении нехарактерных для нормы новых степеней свободы движений.

Проведено немалое количество исследований атланто-аксиальной нестабильности [2, 4]. Рентгенологические признаки этого состояния встречаются примерно у 13 % взрослых с синдромом Дауна, при этом клинические симптомы отмечаются менее чем у 1,5 %, преимущественно среди женщин, и почти всегда связаны с травмой.

Основным симптомом нестабильности является боль или дискомфорт в шее, которые становятся причиной хронического рефлекторного напряжения шейных мышц. У детей нестабильность является причиной развития острой кривошеи. В начале заболевания отмечается повышенный тонус паравертебральных мышц, который приводит к их перенапряжению.

Нарушается микроциркуляция в мышце и развивается ее гипотрофия, снижается тонус. В шее появляется чувство неуверенности при движениях.

Помимо боли и мышечного напряжения при атланто-аксиальной нестабильности могут отмечаться нарушение походки, патологические неврологические рефлексы, рефлекс Бабинского у взрослых, высокие глубокие сухожильные рефлексы и некоторые другие симптомы.

Согласно рекомендации EADS (Европейской ассоциации ученых, изучающих проблемы, связанные с синдромом Дауна) проведение рентгенологического исследования шейного отдела позвоночника детям с синдромом Дауна оправдано только при наличии показаний.

В то же время американские коллеги настаивают на обязательном рентгенологическом исследовании шейного отдела позвоночника в возрасте 3–5 лет. В любом случае, рекомендация по ограничению движений, связанных с повышенным переразгибанием шеи, считается актуальной для всех людей с синдромом Дауна, особенно в детском возрасте.

Рентгенологический скрининг атлантоаксиальной нестабильности проводится всем, кто участвует в Специальных Олимпийских Играх.

Сколиоз также является весьма распространенной патологией у детей с синдромом Дауна. Частота его среди этих пациентов пока точно не определена. Считается, что половина подростков с синдромом Дауна имеет нарушение осанки разной степени выраженности.

Патология тазобедренного сустава

Заболеваниями тазобедренного сустава страдают 5–8 % детей с синдромом Дауна [4]. Достаточно распространенной патологией является подвывих тазобедренного сустава, часто не связанный с аномальным строением вертлужной впадины, а вызванный специфическим сочетанием мышечной гипотонии и слабости связочного аппарата.

Интересно, что подвывих тазобедренного сустава почти никогда не обнаруживается у детей с синдромом Дауна при рождении. Наоборот, чаще он диагностируется у них в возрасте 3–13 лет [6].

Характерным для младенцев с синдромом Дауна является так называемая незрелость тазобедренных суставов с поздним появлением ядер окостенения.

Другое заболевание, распространенное среди детей с синдромом Дауна, – болезнь Пертеса (асептический некроз головки бедренной кости).

Первым клиническим симптомом этой болезни является хромота с умеренной болезненностью и ограничением подвижности, а в дальнейшем и с полной потерей движения в суставе. Диагноз устанавливается по специфическим рентгенологическим признакам [3].

На ранних стадиях болезни используется консервативное лечение, в тяжелых случаях проводится хирургическая коррекция.

Эпифизеолиз головки бедренной кости достаточно редко встречается у подростков с синдромом Дауна и, как правило, связан с ожирением и гипотиреозом.

Патология коленного сустава

Нестабильность надколенника при синдроме Дауна, по мнению разных авторов, достигает 20 %. Часто это умеренный подвывих с безболезненным ограничением движения в коленном суставе.

На начальных стадиях весьма эффективно консервативное лечение, включающее проведение специального комплекса упражнений под руководством реабилитолога, а также ношение специального ортеза.

Стоит отметить важность раннего вмешательства, поскольку поздняя коррекция может ухудшить прогноз лечения.

Патология стоп

Плоскостопием (чаще всего это плоско-вальгусные стопы) страдает большинство детей с синдромом Дауна. Плоскостопие приводит к появлению мозолей и увеличению нагрузки на позвоночник. Иногда встречаются тяжелые, прогрессирующие формы, требующие оперативной коррекции.

Нередко встречается у людей с синдромом Дауна поперечнораспластанная деформация переднего отдела стопы с вальгусной деформацией первого пальца. Выраженные изменения стопы приводят к трудностям в выборе обуви, а также развитию бурсита большого пальца стопы. Легкие формы корригируются ношением специальной ортопедической обуви. В тяжелых случаях проводится хирургическая коррекция.

Лечение и профилактика ортопедических нарушений

Профилактика и, в некоторой степени, лечение ортопедических нарушений у детей с синдромом Дауна сводятся к уменьшению избыточной подвижности суставов, как крупных, так и мелких, за счет усиления тонуса мышц, что укрепляет мышечную поддержку гипермобильных суставов. С этой целью на первом году жизни при отсутствии противопоказаний проводятся курсы лечебного массажа, обычно не менее четырех. Физические упражнения рекомендуются всем детям с раннего возраста, при этом следует избегать тяжелых физических нагрузок.

Читайте также:  Синдром острого живота – причины, симптомы и первая помощь при подозрении на острый живот

Для оценки и формирования основных двигательных навыков у детей раннего возраста с синдромом Дауна применяют стандартизированный метод, специально разработанный голландским ученым Петером Лаутеслагером.

Метод Лаутеслагера [1], основанный на знаниях особенностей развития детей с синдромом Дауна, включает в себя методики обследования уровня развития основных двигательных навыков ребенка и составления программы абилитационных занятий с ним.

Большое внимание у детей раннего возраста следует уделять обуви, особенно первой обуви в жизни малыша. Первые шаги ребенок должен делать обутым. Ходить босиком по ровной поверхности (полу) не рекомендуется, так как это способствует уплощению стопы и развитию плоскостопия.

Обувь должна быть высокой, хорошо фиксирующей голеностопный сустав, с супинатором, и главное – подходящей по размеру. Обувь на вырост  носить нельзя, поскольку супинатор должен точно соответствовать своду стопы. Рекомендуется покупать новую обувь.

Правильно выбранная обувь поможет ребенку лучше ориентировать себя в пространстве и будет способствовать развитию крупной моторики.

  • Для улучшения общего тонуса мышц весьма эффективны занятия в бассейне, поскольку при плавании в работу вовлекаются почти все группы мышц, при этом нагрузка на позвоночник минимальна.
  • У детей более старшего возраста, а также у взрослых с синдромом Дауна проводят профилактику ожирения, так как избыточная масса тела увеличивает нагрузку на коленные, тазобедренные суставы и позвоночник.
  • В целом физическая активность и лечебная физкультура являются ключом к профилактике большинства ортопедических нарушений при синдроме Дауна.
  •  Литература
  1. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. М. : Монолит, 2003. 356 с.
  2. Орлова М. А. Диагностика и лечение нестабильности шейного отдела позвоночника у детей : автореф. дис. … канд. мед. наук. СПб., 1996.
  3. Aprin H., Zink W. P., Hall J. F. Management of dislocation of the hip in Down syndrome // Journal of Pediatric Orthopaedics. 1985. Vol. 5, № 4. P. 428–431.
  4. Diamond L. S. Orthopedic disorders in patients with Down's syndrome // Orthopedic Clinics of North America. 1981. Vol. 12, № 1. P. 57–71.
  5. Musculosceletal problems in Down syndrome European Pediatric Orthopedic Society Survey: the Israeli sample / J. Merrick at al. // Journal of Pediatric Orthopaedics. Part B. 2000. Vol. 9, № 3. P. 185–92.
  6. Shaw E. D., Beals R. K. The hip joint in Down's syndrome // Clinical Orthopaedics and Related Research. 1989. 278. P. 101–107.

Здоровье позвоночника ребенка

Позвоночник состоит из шейного, грудного, поясничного, крестцового отделов и копчика. Таким образом, он является амортизатором, который гасит вибрации во время ходьбы и защищает от них головной мозг. У взрослого человека он достигает 43 – 45 см и развивается до 20 – 25 лет.

Считается, что здоровая спина — это прямая спина. На деле же форма позвоночника в норме представляет собой вытянутую букву S. Очень важно позаботиться о развитии этой важнейшей части скелета в первый год жизни малыша.

1) Первый изгиб. Когда малыш рождается, его спина изогнута в форме буквы С. Он еще не умеет выпрямлять шею и держать головку, поэтому здесь постоянно требуется ваша помощь.

Вы можете заметить, что, когда новорожденный ребенок лежит на животе или когда вы берете его на руки, он поднимает ножки, согнутые в коленях и раздвинутые. Так его позвоночник занимает то же закругленное положение, к которому он привык еще до рождения.

Он ощущает снятие напряжения со спинки и бедер. В этой позе малыш чувствует себя спокойнее, лучше переваривает еду и тратит меньше энергии.

2) Шейный изгиб. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок учится поднимать головку, поворачивать ее на шум или свет. Так развиваются мышцы, поддерживающие шейный отдел позвоночника, и формируется второй — шейный — изгиб.

Как способствовать развитию шейного изгиба позвоночника

Сейчас нужно позволить малышу находиться в позе лежа на животе столько, сколько ему хочется. Только не забывайте, что больше всего ему интересно общаться, — не оставляйте его одного надолго.

Конечно, зеркальце или игрушка развлечет его на время, но если вы не появитесь, чтобы пообщаться с ним, он может начать плакать и сердиться.

Вот как можно организовать время малыша, который учится держать головку, лежа на животе:

  • кладите его на живот, когда кроха сыт, поспал, у него много сил и хорошее настроение;
  • разденьте его и оставьте в одном подгузнике или без него, чтобы ребенку было легче хвататься за все руками и держаться ножками;
  • положите его на твердую поверхность, чтобы ему было легче от нее отталкиваться;
  • позаботьтесь о том, чтобы поверхность была теплой и удобной;
  • можно лечь рядом с крохой, чтобы он чувствовал, что вы поблизости и готовы с ним общаться;
  • спойте ему песенку, прочитайте книжку и другими средствами создайте позитивную эмоциональную связь с пребыванием на животе;
  • пусть малыш лежит на животе каждый день в течение 30 минут. Этот срок можно «разбить», давая ему побыть в таком положении по 5 – 10 минут за раз.

3) Поясничный изгиб. Он формируется, как только ребенок начинает ползать. К 12 – 18 месяцам, когда малыш научится стоять, развитие этого изгиба завершится, и правильная осанка будет сформирована.

Сейчас важно создать условия, в которых малыш сможет находиться на животе, а также опираясь на ручки и согнутые колени столько времени, сколько ему нужно: играть, ползать и просто стоять.

4) Крестцовый кифоз (изгиб) формируется, когда ребенок активно ходит, к 6 – 8 годам.

Как не навредить ребенку во время формирования позвоночника

Не старайтесь торопить ребенка на всех стадиях развития его позвоночника. 

1. Если вы будете оставлять малыша в небольших манежах или с игрушками, затрудняющими движения, а также класть его так, что он не сможет пытаться двигаться самостоятельно, это приведет к тому, что позвоночник будет формироваться медленнее. Возможно и возникновение более серьезных проблем.

2. Будьте крайне осторожны с использованием различных приспособлений.

Качельки для укачивания новорожденного позволяют ребенку слишком долго находиться в положении, в котором он был в утробе, и не способствуют формированию здоровых изгибов в позвоночнике.

Если вы не выкладываете его на животик, он не имеет возможности окрепнуть и развить нужные мышцы. Если вы все же используете различные устройства, ограничивайте время их применения. 

3. Выбирайте рюкзаки-кенгуру с жесткой спинкой.

4. Придерживайте голову, спинку и ягодицы малыша, когда он находится у вас на руках.

5. Используйте массаж и гимнастику: это укрепляет мышцы и способствует развитию позвоночника. Мы рассказываем об этом здесь и здесь.

6. Ближе к 2 годам пора задуматься о покупке специальной детской мебели, которая позволит малышу рисовать, лепить и заниматься другими делами, сохраняя правильную осанку.

Стоит отдельно позаботиться о том, чтобы он не играл в планшет, глядя на него вниз: все подобные виды деятельности не должны приводить к тому, что голова постоянно находится в склоненном положении, создавая напряжение в шее и спине.

Не пытайтесь ускорить этапы развития позвоночника

1) Нельзя высаживать малыша, когда он к этому не готов. 

Если ребенка сажают, несмотря на то что нужные мышцы шеи у него еще не окрепли, позвоночник принимает на себя вес головы. Для него такая нагрузка слишком тяжела, и это может повредить его и мешать внутренним органам нормально развиваться.

Поэтому прыгунки и другие подобные устройства следует использовать не раньше, чем малыш научится сидеть самостоятельно. Но и тогда сажать в них ребенка следует очень дозированно, так как они ограничивают свободу движений.

Ему по-прежнему нужно развивать различные мышцы, в том числе мышцы живота, которые помогают ползать, а затем и учиться ходить. 

Как правило, малыш готов к тому, чтобы учиться сидеть, в 6 – 7 месяцев. Но в 5 — еще рано.

2) Не старайтесь ставить малыша на ноги, придерживая его за ручки, если он еще не готов.

Можно делать это, только когда кроха сам научился вставать.

Положение тела новорожденного ребенка: вертикально или горизонтально?

Что лучше: носить малыша на руках, держа его в вертикальном положении, или возить в коляске, где он лежит на спине? Первое предпочтительнее, так как в последнем случае спина остается в том же положении в форме буквы С и позвоночник не развивается, тонус мышц падает.

Конечно, вы можете провезти ребенка в коляске до нужного места, но в реальности многие родители держат малыша на руках только пару часов в день, а в остальное время он лежит на спине в кроватке или в своем «личном транспортном средстве». 

Читайте также:  Конъюнктивит – разновидности, симптомы и методики лечения заболевания

Вот другие плюсы вертикального положения для малышей в течение дня.

  • Понижается риск развития ушных инфекций: они появляются из-за того, что, когда малыш чаще всего находится в горизонтальном положении, слизь не удаляется в носоглотке и попадает в среднее ухо, вызывая воспаление и отит.
  • Развивается вестибулярный аппарат: малыш двигается вместе с родителем.
  • Ребенок чувствует себя в безопасности.
  • Он быстрее учится, так как видит больше предметов и слышит больше звуков.

Малышам вредно оставаться в автокресле или переноске больше двух часов: их позвоночник нуждается в развитии, а в положении буквы С этого не происходит.

Сон и здоровье ребенка

Выбирая матрасик для кроватки ребенка, нужно думать не только о здоровье малыша, но и о его безопасности.

Сон на животе, чересчур мягкая постель, не по погоде теплая одежда, слишком сильное укутывание ребенка — все эти факторы связывают с СВДС — синдромом внезапной детской смерти, который угрожает младенцам.

Не нужно излишне нервничать, но стоит позаботиться о соблюдении правил безопасности. Итак, что важно учесть?

  • Кладите ребенка спать на спинку, но не на живот и на бок.
  • Необходимо выбирать жесткий матрас, который по размеру точно подогнан к кроватке, коляске или манежу.
  • Стоит оставлять кроватку ребенка в комнате родителей на ночь, чтобы малыш и мама с папой чувствовали себя спокойнее.
  • Днем не давайте ребенку спать на подушках, диванах и других мягких поверхностях.
  • Не надевайте на ребенка много теплой одежды.
  • Не накрывайте малыша в кроватке или в коляске выше середины тела, тем более не укутывайте голову. Выбирайте только очень тонкие одеяльца. До 2 лет лучше вообще их не использовать и купить специальную одежду для сна.
  • Уберите игрушки и другие лишние предметы из кроватки во время сна малыша.
  • Это же касается вещей или одежды, которую малыш может стянуть с себя.
  • Не оставляйте ребенка спать в автокресле или других колыбелях, не предназначенных для сна.
  • До 1,5 – 2 лет не разрешайте малышу спать с подушкой.
  • Мягкие бортики-вставки в кроватке нужно снять, когда малыш научился стоять, иначе он будет стараться выбраться оттуда и может запутаться, что чревато травмами.

Между 18 и 36 месяцами малышей можно переводить в обычную детскую кровать.

  • Матрас должен быть не слишком жестким и не слишком мягким.
  • Выбирайте матрас с безопасным гипоаллергенным наполнителем.
  • Белье надо менять еженедельно.
  • Меняйте матрас раз в 3 года до 10 лет: они изнашиваются и уже не дают полноценной поддержки позвоночнику.

Что такое плоскостопие у детей

До 3 лет стопа ребенка является плоской, что называют «физиологическим плоскостопием». Это нормально: на данном этапе жировые подушечки делают стопы пухлыми и плоскими на вид. После 3 лет важно подбирать обувь ребенку и следить за его гармоничным физическим развитием.

  • Формирование стопы происходит до 14 лет. Примерно до 6 месяцев у ребенка там нет твердых костей, только мягкие хрящики; к моменту первых шагов в стопах формируется около 25 косточек, которые продолжают расти и развиваться. Очень важно, чтобы ножки малыша не подвергались длительному сдавливанию, которое может сместить формирующиеся кости.
  • Плоскостопие у детей развивается, когда своды стопы опускаются. Причиной может быть слабый мышечный аппарат, что вызвано заболеваниями или неправильными физическими нагрузками, неверно подобранной обувью, травмами или наследственностью. В результате меняется амортизация стоп, возрастает нагрузка на позвоночник и голени, что может навредить суставам.
  • Как узнать, что у ребенка плоскостопие
  • Стоит обратиться к ортопеду, если ребенок отказывается бегать, жалуется на боли в ногах, быстро утомляется, если меняется его походка.
  • Правильно и вовремя подобранная обувь способна предотвратить многие ортопедические проблемы и плоскостопие у детей.

Профилактика и лечение плоскостопия

Как правило, доктор рекомендует ребенку физические упражнения — например, лыжи и езду на велосипеде, массаж, а также ношение ортопедической обуви. 

  • Не рекомендуется ходить по каменистым местам и твердой земле без обуви в течение долгого времени — лучше, чтобы малыш топал босыми ножками по песку и рыхлому грунту.
  • Вредно находиться в помещении в теплой обуви, носить тяжести и стоять без движения слишком долго.

Первая обувь для здоровых ножек 

Большинство педиатров сходится во мнении, что до того, как малыш начнет делать свои первые шаги, обувь ему не нужна. Конечно, холодной зимой необходимо защитить ножки ребенка: выбирайте мягкие сапожки, в которых стопа будет располагаться свободно и кроха сможет шевелить пальчиками. Не надевайте на него тугие носки: даже их ношение чревато искривлением пальцев.

Диагноз «вальгусная деформация стопы» может быть поставлен только после 3 – 5 лет. При этом заболевании наблюдается искривление фаланги больших пальцев ног, что сказывается на походке, осанке и нередко приводит к осложнениям.

Вальгусная деформация может появляться у детей, которые уже страдают поперечным плоскостопием, мало занимались физическим развитием, носили неверно подобранную обувь, имеют генетические или эндокринные нарушения.

Но это состояние успешно корректируется, если вовремя показаться врачу.

Когда ребенок начинает ходить

Походка ребенка до 4 лет сильно отличается от походки взрослого. Да и сама стопа устроена по-другому. 

  • Не стоит покупать специальную коррекционную обувь, не посоветовавшись с врачом: чрезмерная поддержка свода стопы может привести к тому, что мышцы ноги будет развиваться неправильно.
  • Разнообразный сенсорный опыт — залог гармоничного развития. Это касается и знакомства малыша с различными поверхностями, по которым ему нужно давать ходить: пол, земля, песок, трава, камни, бревна и т. д. Для дома отлично подойдут массажные коврики и несложные упражнения для правильного формирования свода стопы: катание по полу палки, рисование стопами фигур, захватывание предметов пальцами ног, перекатывание с носка на пятку и др.
  • Обувь обязательно должна «дышать». Она может быть сделана из текстиля, кожи или специальной мембраны, а вот резиновые сапоги рекомендуется надевать лишь на короткие промежутки времени.
  • Первая обувь обязательно должна обеспечивать поддержку щиколотки, но не следует допускать, чтобы она была слишком тугой. Поэтому старайтесь не сильно зашнуровывать ботинки: между ножкой ребенка и поверхностью обуви должно оставаться свободное пространство.
  • Подошва — даже у зимней обуви — обязательно должна гнуться. Слишком жесткая подошва также может привести к развитию плоскостопия.
  • Помните, что покупать обувь в магазине с примеркой желательно во второй половине дня. Ножки у ребенка в это время суток нередко отекают и увеличиваются в размере (особенно в жаркую погоду). В дальнейшем вам придется не реже чем раз в месяц проверять, достаточно ли просторна обувь, ведь малыш растет быстро. Производить такие проверки также нужно во второй половине дня. Сразу предупредим, что ребенок «вырастает» из первой обуви примерно за 3 – 6 месяцев.

При выполнении описанных требований можно не беспокоиться о том, что обувь приведет к плоскостопию у ребенка, — у здоровой ноги нарушения не появятся только от действия внешних факторов.

Если у ближайших родственников нередко встречаются подобные проблемы, вероятность их появления у вашего крохи также возрастает, и в этом случае необходимы дополнительные меры: обувь с супинаторами и специальные физические упражнения.

Это не устранит проблему, но поможет не довести ее до степени яркой выраженности. 

  • Тонкая кожа или ткань — лучший материал для верха детских башмачков.
  • Гибкая, достаточно твердая, в меру тонкая и нескользящая подошва.
  • Наденьте башмачки на малыша и дайте ему постоять в них некоторое время. Затем проверьте, как они сидят: мизинец взрослого должен легко проходить между задником и пяткой, а в передней части должно оставаться свободное пространство, равное примерно одному сантиметру. Внимание! Отмерять этот сантиметр нужно от самого длинного пальчика малыша, а это не всегда большой.
  • Обувь должна подходить не только по длине, но и по ширине. Ножки у малышей обычно пухлые, и это необходимо учитывать. Попробуйте сжать поверхность башмачка над стопой. Она должна легко сморщиваться. Если этого не происходит, обувь слишком тесно сидит на ножке ребенка.
  • Попросите малыша погулять в новых башмачках по магазину в течение некоторого времени (в идеале — 15 – 20 минут), а затем тщательно осмотрите стопы. Малейшее покраснение кожи в местах соприкосновения с обувью — однозначный сигнал, что обновка будет натирать ножку, и покупать ее нельзя.
  • Сделайте выбор: шнурки или липучки. Помните, что малыш очень быстро поймет, как действуют липучки, и будет сам снимать с себя ботиночки, когда надо и не надо.

Желаем здоровья вашему малышу!

Список использованной литературы:

  1. Савко Л. М. Мой сыночек день за днем. Дневник развития от рождения до года. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2013. — 224 с.
  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Гармоничное развитие ребенка от рождения до года. Санкт-Петербург: Издательство «Литера», 2012. — 48 с.
  3. Задворнова М. Ю., Хомик А. П. Первый год жизни вашего ребенка. Полное практическое руководство по уходу за ребенком. Тверь: Издательство «Мартин», 2011. — 496 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector