Как окружающая среда влияет на состояние двигательного аппарата подростка

1
Доршакова Н.В., Карапетян Т.А.

Состояние здоровья населения является одним из основных индикаторов качества окружающей среды.

В последние годы время всё большее значение приобретают исследования, касающиеся состояния здоровья детей и подростков, так как эта часть популяции наиболее чувствительна к влиянию различных факторов внешней среды (Коньшина Л.Г., Вараксин А.Н., Шершнев В.Н.

, 2002; Marttila O., Jaakkola J., Partti-Pellinen K., 1997) и представляет интеллектуальный и трудовой потенциал России.

В настоящее время нет общепризнанных данных о долевом вкладе различных факторов в формирование индивидуального и популяционного здоровья людей.

Согласно прогнозам ВОЗ, в ближайшие 30-40 лет (при сохранении существующих тенденций развития индустрии) состояние здоровья населения России на 40-50% будет зависеть от качества среды обитания (при нынешнем соотношении 20-40%), а затраты материальных ресурсов, энергии и труда на стабилизацию условий окружающей среды станут самой крупной статьей экономики, превысив 40-50% валового национального продукта.

Медицинские экологи находятся в поиске маркеров для оценки  многофакторного влияния окружающей среды на человека.

Дети и подростки являются наиболее показательным контингентом для определения этого влияния, так как здоровье взрослого населения во многом формируется за счёт неблагоприятного воздействия условий труда и социального поведения, тогда как здоровье детского населения в значительной степени зависит от экологических условий на территории проживания (Доршакова Н.В., 1997, 2000). Увеличение заболеваемости детей и подростков отмечено многими отечественными авторами, причем особую озабоченность вызывает возникновение и становление в эти годы хронической патологии преимущественно нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так, детское население городских территорий, испытывающих высокую техногенную нагрузку, реагирует на неё повышенной заболеваемостью определёнными болезнями: аллергическими, общетоксическими, гематотоксическими, генетическими, онкогенными, в зависимости от вида техногенного воздействия (Егорычев В.Е., 2002; Бурмаа Б., Дорогова В.Б., Энхцэцэг Ш., 2002; Forsberg B., Stremberg N., Falk M., 2006). Установлено, что рост заболеваемости происходит на фоне заметного снижения общего уровня физического развития, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает производственную и общественную деятельность.

Изменился подход к изучению состояния здоровья детей и подростков: в настоящее время наиболее важным считается выявление функциональных нарушений и преморбидных состояний, а не констатация уже сформированной патологии (Куликов А.М., Медведев В.П., 2005; Benenson A.S., 1995; Janeway Ch., Travers P., Walport M., 1999).

Иммунная система, являясь одной из важнейших гомеостатических, занимает центральное место в выработке адаптационной реакции на воздействие комплекса факторов окружающей среды, с которым организм человека сталкивается в различные периоды онтогенеза (Черешнев В.А., Кеворков Н.Н., Бахметьев Б.А., 2000; Михайлова И.В., Смолягин А.И.

, Попова Е.В., 2002). Это тем более важно, что она защищает организм человека от генетически чужеродных субстанций как экзогенного, так и эндогенного происхождения (Хаитов Р.М., Пинегин Б.В., Истамов Х.И., 1995; Мизерницкий Ю.Л., 1998; Румянцева Е.Г., Дмитриев Д.А., 1999; Фрейдлин И.С., 2000; Kell N., Cenker I., Deger K., 1999).

Реакция иммунной системы при неблагоприятном влиянии факторов окружающей среды достаточна полиморфна и может проявляться в виде гипоплазии лимфоидных органов, в уменьшении числа и снижении функции иммунокомпетентных клеток, что сопровождается нарушением синтеза иммуноглобулинов, а также в снижении фагоцитарных реакций (Дюжикова Е.М.

, Щеголева Л.С., Московская Н.Б., 1997; Евсеева И.В., Добродеева Л.К., 1999; Пинегин Б.В., 2000). Влияние климато-географических условий Севера способствует развитию  своеобразных приспособительных реакций иммунной системы и неспецифических гуморальных факторов защиты организма (Агаджанян Н.А., Жвавый Н.Ф., Ананьев В.Н., 1998; Голикова О.И.

, 1998; Манчук В.Т., 2001).

Регион Республики Карелия характеризуется рядом негативных климато-географических особенностей, связанных прежде всего с нестабильностью метеоэлементов, и нарастающим антропогенным загрязнением воздушного и водного бассейнов (Доршакова Н.В., 1997, 2002). В Карелии имеются районы, которые считаются районами экологического напряжения; как правило, это территории, где развита целлюлозо-бумажная и металлургическая промышленность.

Высокая заболеваемость детей и подростков в республике заболеваниями дыхательной, пищеварительной систем, аллергозами, злокачественными новообразованиями, этиопатогенетически связанные с влиянием окружающей среды, указывает на необходимость более углублённого поиска причин возникновения данных состояний.

Библиографическая ссылка

Доршакова Н.В., Карапетян Т.А. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 12. – С. 93-94;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5569 (дата обращения: 10.06.2022). Как окружающая среда влияет на состояние двигательного аппарата подростка

Воздействие антропогенных факторов мегаполиса на адаптацию детей и подростков — Успехи современного естествознания (научный журнал)

1

Чумакова О.Л. 1

Глебов В.В. 1
1 Российский университет дружбы народов

1. Агаджанян Н.А., Бяхов М.Ю., Токмалаев А.К. Экология человека и здоровье: экологические проблемы эпидемиологии – М.: Просветитель, 2001. – 128 с.
2. Шилов И.А. Экология. – М., 2000. 3. Фролов К.В. Вибрация – друг или враг? – М.: Наука, 1984.

– 144 с.
4. Прохоров Б.Б. Медицинская география и наука / Б.Б. Прохоров. Л., 1989. 5. Хабарова О.В. Биоэффективные частоты и их связь с собственными частотами живых организмов. – Биомедицинские технологии и радиоэлектроника. 2002, № 5, С. 56-66 6. Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

– 216 с.
7. Дубинская И.Д. Влияние состояния атмосферного воздуха на здоровье детей // Вестник АМН СССР. 1981. № 1.
8. Казначеев В.П. Экология человека. – М.: Наука, 1988.
9. Капель-Бут К. Вода как рецептор информации об окружающей среде. Изд-во «Арис», Париж, 1991, 119 с. 10. Игнатьева Т. С.

Механизм действия антропогенных загрязнений воздушной среды на детский организм // Вестник РАМН. 1994. № 9.

В последние десятилетия в связи с ростом напряжения экологической обстановки в Москве на детско-подростковый организм ложится дополнительная нагрузка.

Это обусловлено тем, что ребенок должен адаптироваться помимо природных еще и к антропогенным факторам среды. К ним относят все виды загрязнения: физическое (шумовое, электромагнитное, радиационное и т. п.

); химическое, связанное с проникновением в воздух, почву и воду химических веществ до уровня, превышающего предельно допустимые концентрации; механическое, связанное с бытовыми и промышленными отходами (Агаджанян, Бяхов, Токмалаев, 2001).

Влияние шума. Шум, как физическое явление, представляет собой механические колебания упругой среды в диапазоне слышимых частот. Ухо человека может слышать только те колебания, частота которых составляет от 16 до 16 000 колебаний в секунду (Гц).

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах (дБ). Шум в 20–30 дБ практически безвреден для растущего организма и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь.

Шум в 130 дБ вызывает болевые ощущения, а достигнув 150 дБ, становится непереносимым (Шилов, 2000).

Воздействие шума на организм ребенка двояко: специфическое и неспецифическое. Специфическое воздействие шума проявляется в повреждении органа слуха (кортиев орган), что приводит к развитию тугоухости и даже потере слуха (Ярыгина и др, 1995).

Неспецифическое воздействие шума сопровождается функциональными изменениями, происходящими во многих системах организма.

Через проводящие пути слуховой сенсорной системы шум действует на различные центры головного мозга ребенка, влияя на высшую нервную деятельность, нарушая равновесие процессов возбуждения и торможения, изменяя рефлекторные реакции.

В результате громкости возникает раздражительность, беспокойство, нарушение сна, отвлечение внимания от обычных занятий. Шум вызывает возбуждение вестибулярного аппарата.

При этом появляется головокружение, нарушается координация движений, а при нарастании до 130 дБ у детей могут возникать иллюзии. Шум оказывает вредное влияние на зрительную сенсорную систему. Чем больше его интенсивность, тем хуже ребенок видит и реагирует на происходящее.

При действии шума происходят сдвиги функционального состояния сердечнососудистой системы. У детей и подростков нарушается нормальное кровообращение.

Многочисленные исследования показали, что шум оказывает негативное воздействие на деятельность желез внутренней секреции, желудка и кишечника, вызывая в растущем организме детей и подростков патологические изменения (Фролов , 1984; Прохоров,1989).

Электромагнитные излучения. Широкое развитие компьютеров, телевидения, радиосвязи, радиолокации, расширение сети высоковольтных линий электропередачи, применение высокочастотной энергии в различных сферах хозяйства и в быту привело к значительному росту электромагнитных излучений в окружающей среде.

Действие электромагнитного поля на растущий организм зависит от его напряженности, продолжительности воздействия, частоты колебаний волн. Электромагнитные волны высоких и очень высоких частот дают больший биологический эффект (Хабарова, 2002).

Результаты обследования детей, проживающих в районах действия искусственных электромагнитных полей средне– и коротковолнового диапазона, позволяют говорить о неблагоприятных сдвигах, происходящих в системах организма. Прежде всего, это касается высшей нервной деятельности.

У детей всех возрастных групп были выявлены нарушения условно-рефлекторных реакций, в частности достоверное снижение величин зрительно-моторных рефлексов и их латентных периодов. Ухудшилось качество внимания, понизилась умственная работоспособность.

Полагают, что длительное пребывание детей в условиях электромагнитного поля может привести к нарушению взаимоотношения нервных процессов, их подвижности и силы (Алексеева, 1986).

Исследование сердечнососудистой системы свидетельствует о снижении функциональной способности сердца и нарушении нервно-вегетативного звена регуляции кровообращения растущего организма, на который воздействует комплекс антропогенных факторов большого города (Келлер, Кувакин, 1999).

Анализ картины крови у детей показал, что воздействие электромагнитных излучений сказалось на характере изменения лейкоцитарной формулы. Достоверно увеличилось общее количество нейтрофилов за счет как палочкоядерных, так и сегментированных клеток параллельно с нейтропенией. Характерны эозинофилия и моноцитоз. Обращает на себя внимание значительная базофилия (Деряпа, 1985).

  • Обнаруженные изменения лейкоцитов периферической крови указывают на значительные сдвиги иммунологической реактивности детей, находящихся в зоне электромагнитных полей.
  • Биохимические механизмы влияния электромагнитных излучений на уровне ЦНС включают изменения адренергических и холинергических процессов.
  • Анализ заболеваемости позволяет говорить о том, что вредному воздействию подвергаются, прежде всего, сердечнососудистая и нервная системы детей.
Читайте также:  Протрузия межпозвонкового диска – мост, который нужно разрушить

Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм. Загрязнение окружающей среды химическими отходами в больших городах прогрессирует с каждым годом.

Поступая в воздух, воду и почву, в результате круговорота веществ в природе, эти отходы попадают в организм ребенка, вызывая не только адаптивные, но и патологические сдвиги.

Основными химическими загрязнителями в наши дни в Москве являются: автомобильный транспорт (58 %), топливная промышленность (сжигание топлива – 28 %) и промышленные процессы (13 %).

Как правило, загрязнения воздуха в индустриально развитых странах крупных городов обусловливаются пятью группами загрязнителей: оксидами углерода; оксидами азота (сгорание ископаемого топлива, автотранспорт, азотные удобрения); оксидами серы (сгорание угля и некоторых сортов нефти); летучими органическими соединениями (главным образом, углеводородами) и различными типами взвешенных частиц, в частности дисперсных частиц металлов и асбеста (Дубинская, 1981).

Вдыхание такого воздуха, естественно, сразу же сказывается на состоянии органов дыхания детской популяции. Поступление его вызывает у детей повреждение слизистых оболочек верхних дыхательных путей, увеличение их проницаемости, обсемененность миндалин патогенными микробами.

Повышенная проницаемость слизистых оболочек и недостаточность местного иммунитета создают условия для проникновения ксенобиотиков через органы дыхания непосредственно во внутреннюю среду организма детей (Кузнецова, 1986).

Большинство авторов, изучающих повреждающее действие вредных факторов на неспецифическую резистентность организма, отмечают снижение ее основных показателей: бактерицидной активности кожи, фагоцитарной активности клеток, активности лизоцима крови и других биологических жидкостей (Казначеев, 1988; Капель-Бут, 1991).

Интегральным критерием техногенного загрязнения окружающей среды может служить изменение гематологических показателей, особенно у детей раннего возраста.

Степень увеличения эритропоэза и усиления гемоглобинсинтезирующей функции с возрастом у детей из более загрязненных территорий выражена меньше, чем у детей из благополучных районов.

Значительное снижение концентрации гемоглобина в эритроците в процессе развития ребенка свидетельствует о скрытой анемизации детей.

Недостаток кислорода в организме сначала приводит к разрушению эритроцитов, о чем свидетельствует увеличение процента их гемолиза в 1,47 раза у девочек и в 2,32 раза у мальчиков, который в среднем возрос с 1,31 ± 0,07 до 1,95 ± 0,28. В результате недостатка кислорода разрушается и гемоглобин, а усиление эритроцитоза является результатом несколько позже наступающей стимуляции костного мозга продуктами распада эритроцитов (Игнатьева, 1994).

Многие ангидриды минеральных кислот и органические загрязнители раздражающего действия в первую очередь действуют на аэрогематический барьер в легочной ткани, вызывая, с одной стороны, механические нарушения путем разрушения сурфактанта, а с другой – ответную реакцию организма в виде пролиферативного воспаления и замещения пораженных участков соединительной тканью, что диагностируется как трахеит. Нарушение аэрогематического барьера приводит к непосредственному контакту крови с различными токсическими полютантами, т. е. может формироваться гемотропное, нейротропное или гепатотропное действие.

Исследования показали, что у детей, живущих в районах повышенной загрязненности атмосферного воздуха, отмечались отклонения в реактивности, исследуемой как на организменном и системном, так и на клеточном и субклеточном уровнях: выявлялись низкая лизоцимная активность слюны, повышенная хемилюминес-центная активность крови, низкий уровень насыщенности организма витаминами С и группы В. Под влиянием вредных воздействий у детей возникает дисбаланс показателей иммунной системы, вплоть до иммунодепрессии: изменение функциональной активности Т-лимфоцитов, дефект формирования Т-супрессоров; снижение содержания IgA в крови и секретах, повышение уровня IgE.

Отмечены определенные различия на уровне функционирования основных систем организма как по средним величинам, так и по распределению индивидуальных вариантов.

Частота дыхания у детей всех возрастов, живущих в районах с высокой загрязненностью, была выше, чем в районах с более чистым воздухом (с высокой степенью достоверности различий для всех возрастов от 2 до 7 лет).

При индивидуальном распределении детей по общепринятым средним величинам оказалось, что в загрязненных районах из детей 2–3 лет только 15,5 % имели средние величины частоты дыхания, у большинства же детей выявилось учащенное дыхание.

В районах с более высоким уровнем загрязнения количество таких детей составило 69,8 %. Указанное состояние дыхательной системы свидетельствует о раздражении дыхательного центра, вызванном, по-видимому, химическим составом воздуха.

Значимое увеличение частоты дыхания (ЧД) вызывает пыль. Окислы азота несколько снижают функцию респираторной системы: ЧД, показатель бронхиальной проходимости (ПТМ). В отношении сердечнососудистой системы хлор, анилин незначительно увеличивают ударный объем сердца, а сажа, изопропиловый спирт вызывают его снижение.

Однако наличие положительной связи концентрации сажи с диастолическим давлением (ДД) и отрицательной связи с систолическим (СД) и пульсовым давлением (ПД), ЧСС и ЧД являются неблагоприятным прогностическим признаком, указывающим на тенденцию к снижению функциональных резервов сердечнососудистой системы.

Окислы азота имеют значительную отрицательную связь почти со всеми изучаемыми показателями (особенно с ЧСС, ЧД, АД), что свидетельствует об угнетении компенсаторных процессов организма.

Изопропиловый спирт действует на показатели гемодинамики двояко: выявлена положительная связь с ДД и отрицательная – с СД, ПД, ЧСС, что также является плохим прогностическим признаком для сердечнососудистой системы.

У анилина и хлора отмечено двоякое действие: главным образом на ЧСС – угнетающее (отрицательная связь), на бронхиальную проходимость – стимулирующее (положительная связь). Фенол и сероводород снижают регуляторные процессы сердечнососудистой системы, что наиболее характерно для веществ токсической природы.

Таким образом, все эти данные свидетельствуют о крайне неблагоприятном воздействии на организм ребенка атмосферных загрязнений.

Библиографическая ссылка

Чумакова О.Л., Глебов В.В. Воздействие антропогенных факторов мегаполиса на адаптацию детей и подростков // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 60-61;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32679 (дата обращения: 10.06.2022). Как окружающая среда влияет на состояние двигательного аппарата подростка

Развитие гиподинамии у подростков старшего школьного возраста — международный студенческий научный вестник (сетевое издание)

1

Бородина Д.П. 1

Пац Н.В. 1
1 Гродненский государственный медицинский университет

1. Воронцов П.Г. Видоизменения образа жизни молодого человека: здоровый, нездоровый и манипулятивный/ П.Г Воронцов П.Г., Е.В. Ушакова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – №2(13). – С. 3-19.
2. Дугнист, П.Я.

Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи/ П.Я. Дугнист, В.А.Мильхин, С.М Головин, Е.В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – №4 (7). – С. 3-25. 3. Звягина Е.В. Реализация программы «Здоровый образ жизни» (на примере слета отличников России)/ Е.В Звягина, А. В. Шептицкая, С.

В Сайфутдинов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – №1 (12). – С. 156-142. 4. Колпакова, Е.М. Двигательная активность и её влияние на здоровье человека/ Е.М. Колпакова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. – №1 (8). – С. 94-109.
5. Исаев, А.В.

Влияние двигательной активности на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов / А.В. Исаев // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2015. – №1. – С. 111-114.
6. Оганесян, С.В., Научно-прикладные аспекты сохранения и укрепления здоровья посредством физического воспитания молодёжи / С.В. Оганесян, А.Л.

Григорян, // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. – №4 (11). – С. 3-13. 7. Покровская, Т.Ю. Влияние двигательной активности и самостоятельных занятий на здоровье студентов / Т.Ю. Покровская, И.С. Ларионов// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2018. – №2 (9). – С. 75-83.
8. Романова, Е. В.

Современные интерпретации феномена здоровья: аналитический обзор, Е. В. Романова// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – №2 (5). – С.3-48.
9. Солодков А.С., Физиология человека общая, спортивная, возрастная//А.С Солодков , Е.Г Сологуб. — М.: Тера-спорт, 2001, — 520 с.
10. Смирнов В.Н.

Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений/ В.Н. Смирнов В.И. Дубровский. -.М.: Владос-пресс, 2002, — 608 с.
11. Ушакова, Е.В, Наливайко, Н.В., Воронцов, П.Г. О понимании здоровья в медицинском, педагогическом, социальном и физкультурном аспектах/ Е.В .Ушакова, Н.В Наливайко, П.Г. Воронцов.

// Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – №1 (4). – С.18-29.
12. Шебалина, Л.Г, Шульц, К.В. Изменение иммунной системы человека при регулярных физических упражнениях/ Л.Г Шебалина, К.В. Шульц // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №2. – С. 95-97.

В последние годы гиподинамии стали подвержены не только взрослые, но и дети, а состояние это, не являясь болезнью, приводит к серьезным нарушениям.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма.

Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Читайте также:  Хондробластомы: диагностирование и методы лечения

Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно-сосудистой системы [4,5].

Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за наследственности, родовых травм, гипоксии [9, 10,11].

Однако чаще всего причины детской гиподинамии обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители. Они сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности.

Сидит тихо у себя в комнате или перед телевизором, никому не мешает, не доставляет хлопот. Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких детей, как в физическом, так и в психическом плане.

Некоторые родители принимают гиподинамию как особенности характера ребёнка и очень в этом ошибаются. Гиподинамия приводит к серьёзным нарушениям в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом.

Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы. [5, 8, 11,12].

Цель работы – изучение физической активности школьников старшего возраста (11 классы).

Методы исследования. Для характеристики двигательного режима, выявления предпосылок и симптомов гиподинамии проведено анкетирование.

В исследовании приняли участие 50 школьников ГУО Гимназии №10 города Гродно. Двигательную активность исследовали с использованием браслетов Fitbit.

Статистическая обработка полученных результатов проведена с помощью пакета прикладных программ «Статистика. 10.0».

Результаты и обсуждение.

Учебный процесс, сопровождающийся выполнением значительного числа видов деятельности в положении «сидя» (за партой в школе, дополнительные занятия с репетиторами, работа за компьютером), является важным фактором, ограничивающим двигательную активность школьников, что и подтвердил ответ на вопрос «Сколько времени в день вы проводите в сидячем положении». Так  8% школьников проводят в таком положении 5-6 часов, 20% проводят в положении сидя 6-7 часов, 60% — 7-8 часов, 12% — более 8 часов. Согласно санитарным нормам и правилам Беларуси ученики 2-х классов должны выполнять домашнее задание не более 1,2 часа, 3-4-х классов — 1,5 часа. В 5-6-х классах домашняя работа должна занимать не более 2 часов, в 7-8-х — не более 2,5 часа, в 9-11-х классах — не более 3 часов в день. Первоклассники не получают заданий на дом. Следует вывод, что показатели не соответствуют нормам [1].

 Если занятия в школе заканчиваются поздно, и  на дом задают много заданий, плюс дополнительные занятия с репетиторами, да и ещё компьютерные игры, общение в социальных сетях, то на занятия спортом не останется ни сил, ни времени. Анализ результатов анкетирования показал, что более половины школьников в свободное время предпочитают пассивный отдых.

А спорт в их жизни присутствует только на обязательных уроках физической культуры, которые они с удовольствием прогуливают. Наши исследования показали, что 2 и 3 раза в неделю активно занимаются физкультурой и спортом, где имеется тренирующий      эффект по 46% респондентов, а 8% имеют такие занятия 1 раз в неделю.

Длительность интенсивной физической нагрузки в неделю в обследуемой группе школьников составила  у 33 %  по 1-2 часа в неделю, у такого же количества — 40-60 минут, и у 36 % — менее 40 минут. В подростковом возрасте, как ни в каком другом, важна полноценная физическая активность.

От дозированных нагрузок с тренирующим эффектом зависит развитие сердечно-сосудистой системы организма подростка, что скажется в последующем  на функциональных ее возможностях во взрослом возрасте.

Подросток должен активно двигаться не менее 60 минут в день. У подростков иначе, чем у взрослых, происходит энергетическое обеспечение работы мышц. На одну и ту же нагрузку, на одни и те же движения подростки затратят значительно больше энергии, чем взрослые.

Специалисты говорят об этом так: «Дети двигаются менее эргономично, чем взрослые». По этой причине подросткам легче сбросить лишний вес, если таковой есть. Мышцы подростков развиваются быстрее: выполняя одни и те же упражнения, взрослые и подростки достигнут разного результата.

Но затрачивая больше энергии, подростки и устают быстрее. Кроме того, такое качество, как выносливость, у них еще только развивается. Поэтому важно помнить, что физические занятия подростков должны быть менее продолжительными, чем занятия взрослых.

Подросткам тяжелее, чем взрослым, переносить продолжительные тренировки.

Однако есть еще одна интересная особенность подросткового организма: ребенок устает быстрее, чем взрослый, но и восстанавливается быстрее. Им нужен менее продолжительный отдых, чем взрослым.

Детям можно заниматься очень часто, но непродолжительное время.

То есть если оптимальный режим занятий спортом для взрослого (не профессионального спортсмена, а любителя) – 2-4 занятия в неделю по 1-3 часа, то для подростка режим может быть такой: 5-7 раз в неделю по 1-2 часа [9,10].

Давно доказано, что регулярная ходьба оказывает оздоравливающее влияние на сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы [4,7,8]. Количество шагов является более универсальным показателем, считают специалисты.

С момента появления браслетов Fitbit и других шагомеров несколько лет назад, 10 000 шагов в день являются целевым показателем для здоровой жизни. Для человека среднестатистических параметров это соответствует примерно 8 километрам.

Наши исследования показали, что  8-9 километров в сутки проходят 38% школьников, 10 км – 39%,  19 %  преодолевают 10-12 км,  а более 13 км в сутки — 4% из числа обследованных.

Гиподинамия – патологическое состояние, характеризующееся нарушением практически всех функций человеческого организма (дыхательной, пищеварительной, функции кроветворения и кровообращения) за счет снижения двигательной активности, вследствие чего снижается сократительная способность мышечных структур.

Длительная гиподинамия вызывает постепенную атрофию мышечного аппарата, за которой следует обеднение кальцием костей и, как следствие, остеопороз. Повышение аппетита на фоне гипокинезии приводит к ожирению, а далее – порочный круг, так как излишек массы тела препятствует выполнению физических упражнений.

Недостаточный приток кислорода, поражение сосудов мозга способствуют снижению интеллектуальных возможностей, памяти, внимания, нарушается умственная работоспособность, появляется склонность к неврозоподобным расстройствам. К первым симптомам гиподинамии относятся такие, как слабость, нарушение сна, апатия, головная боль, избыточный вес [1,5,7].

Отсутствие вышеперечисленных симптомов характерно только для четверти школьников, «проблема лишнего веса» присуща почти половине. Все это является риском развития более тяжелых последствий гиподинамии.

Вывод. Гиподинамический стресс накладывает отпечаток на состояние здоровья подростков и молодежи. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости повышения уровня двигательной активности детей и подростков. Для решения проблемы нужен комплексный подход, в качестве важной составляющей выступает просвещение подрастающего поколения о здоровье и формирующих его факторах.

Библиографическая ссылка

Бородина Д.П., Пац Н.В. РАЗВИТИЕ ГИПОДИНАМИИ У ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19997 (дата обращения: 10.06.2022). Как окружающая среда влияет на состояние двигательного аппарата подростка

Детство – для движения! К чему приводит гиподинамия?

Телефоны, планшеты, ноутбуки и компьютеры… Компьютерные игры, фильмы, мультфильмы… Наверняка можно было бы продолжить, но уже и перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько много факторов способно «привязать» человека — почти в буквальном смысле — к одному месту.

Малоподвижный образ жизни — бич современного общества. Тем тревожнее его наблюдать, поскольку не обходит эта проблема и наших детей.

О гиподинамии, ее причинах и влиянии на организм, мерах противодействия ей говорим с кандидатом медицинских наук, врачом-детским кардиологом «Клиника Эксперт Смоленск» Фроловой Татьяной Михайловной.

— Татьяна Михайловна, начнём с вами с вопроса банального, но очень актуального – как вырастить здорового ребёнка?

Воздействовать на то, что мы в состоянии изменить. В самом общем понимании это ведение здорового образа жизни. Сюда можно отнести соблюдение режима дня, достаточный уровень двигательной активности (особенно на воздухе), нормальную продолжительность сна, полноценное питание, закаливание, профилактику и обучение способам противостояния стрессу.

Читайте материал по теме: Подводные камни раннего развития. Кому оно надо?

— Расскажите подробнее о гиподинамии. Что это такое и насколько эта проблема распространена среди современных детей?

О гиподинамии (или, иначе, малоподвижном образе жизни) говорят тогда, когда человек находится в неподвижности более 5 часов в течение дня и двигается менее 10 часов в неделю (около 1,5 часов в день).

На сегодняшний день в целом это распространено среди всех школьников, вышедших из начальной школы.

— С чем вы связываете рост поколения «обездвиженных» детей? Кто виноват в детской гиподинамии?

Причина гиподинамии у детей заключается, в первую очередь, в отношении общества, людей, задающих вектор его развития. Нет должной культуры развития здорового образа жизни, массовой доступности физической культуры и спорта (как это было, например, во время СССР).

О ГИПОДИНАМИИ РЕЧЬ ИДЁТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В НЕПОДВИЖНОСТИ БОЛЕЕ 5 ЧАСОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ И

ПОДВИЖЕН МЕНЕЕ 10 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ (ОКОЛО 1,5 ЧАСОВ В ДЕНЬ)

Касательно частных случаев — это, конечно же, родители. Технологический прогресс привел к тому, что многое можно сделать не вставая с дивана или из-за стола. Родительский пример в таких случаях очень показателен.

Телефоны, планшеты, компьютеры, социальные сети — довольно сильный «противовес» занятиям в спортивной секции.

Читайте также:  Рефлексотерапия решит мои проблемы?

Отрадно, что в последние годы ситуация начала меняться, однако массового характера это пока все же не приобрело.

— Дети какого возраста больше подвержены гиподинамии?

Это школьники, среди которых особенно подвержены ей подростки и выпускники. С введением ЕГЭ стала отмечаться тенденция увеличения количества часов на подготовку, так что даже те, кто регулярно занимался спортом, в последних классах нередко бросают занятия в пользу школьным предметам.

Читайте материал по теме: Ох уж этот ЕГЭ! Как помочь ребёнку пережить стресс?

— К каким заболеваниям может привести недостаток физической активности у детей? Какие органы страдают от гиподинамии у детей и подростков прежде всего?

Нет такого органа и системы, на которую не влияла бы гиподинамия. В первую очередь появляется избыточная масса тела и ожирение. Нарушается обмен веществ в организме. Эти факторы влияют на работу всех органов и систем.

Читайте материал по теме: Как довести ребёнка до ожирения?

Конкретные примеры. Снижается сила дыхательных мышц. Такие дети начинают чаще болеть простудными заболеваниями.

Ухудшается функционирование иммунной системы, умственная работоспособность.

Слабеет опорно-двигательный аппарат. Такие дети предрасположены к нарушениям осанки, развитию сколиоза, плоскостопия.

Нарушается работа органов брюшной полости. Иногда просто оптимизация уровня физической нагрузки способна, например, избавить от запора.

НЕТ ТАКОГО ОРГАНА И СИСТЕМЫ, НА КОТОРУЮ НЕ ВЛИЯЛА БЫ ГИПОДИНАМИЯ

Остается недостаточно подготовленной к нагрузкам сердечно-сосудистая система. Низкая физическая активность является одним из основных факторов, приводящих к развитию артериальной гипертонии, атеросклероза и ишемической болезни в будущем.

Могут развиваться застойные нарушения в органах малого таза, у девочек может изменяться менструальный цикл. В дальнейшем уже во взрослом возрасте возможно нарушение сексуальной функции у мужчин, детство которых было малоподвижным.

— Мы подняли вопрос о том, как гиподинамия влияет на детский организм. Но возможна обратная ситуация – излишняя физическая активность может отрицательно сказаться на здоровье детей и подростков?

Это возможно в случае, когда речь идет о спорте высоких достижений, профессиональных занятиях им. Причем в детском возрасте такие нагрузки могут сказываться не всегда, а проявиться позднее.

В таких случаях возможно истощение резервных возможностей организма. Например, может развиваться так называемое патологическое спортивное сердце.

Это может выражаться повышением артериального давления, развитием нарушений сердечного ритма.

  • Читайте материал по теме: Каким должно быть артериальное давление у ребёнка?
  • Оказываются чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный аппарат.
  • Со временем ухудшается деятельность иммунной системы.

Другая ситуация, когда в общем-то нормальная, оздоравливающая физическая активность может оказывать негативное воздействие — наличие каких-то патологий со стороны той или иной системы и невозможность выдерживать нагрузки. Т.е. в этом случае речь идет не об избыточных нагрузках в абсолютном их понимании (как в спорте высоких достижений), а о нормальных, но непереносимых для не совсем здорового (или явно больного) ребенка.

— Как родители могут самостоятельно оценить адекватность физической нагрузки ребёнка? Сколько, в зависимости от возраста, ребёнку необходимо двигаться в день?

В вопросе контроля своего состояния во время любой физической нагрузки есть понятие «зоны безопасного пульса». В ее пределах физическая активность безопасна и полезна для организма.

НОРМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ СЧИТАЕТСЯ 20-25 000 ШАГОВ В ДЕНЬ.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ — 25-30 000 ШАГОВ В ДЕНЬ

Для этого необходимо рассчитать 2 показателя: максимальную и субмаксимальную частоту пульса (частоту сердечных сокращений — ЧСС).

Максимальная ЧСС — это та, которой человек может достичь при нагрузках. Вычисляется по формуле: ЧСС = 220 — возраст в годах.

Например, ребенку 10 лет. Соответственно, максимальная частота пульса для него — 210 ударов в минуту. ВАЖНО: сердце не может работать с такой частотой на протяжении всей тренировки, поэтому этот уровень пульса допускается лишь во время пика (максимума) тренировки на короткое время.

Но возникает вопрос: а какая частота пульса возможна на протяжении тренировки, т.е.

та, которая может сохраняться достаточно продолжительно в течение спортивного занятия и быть при этом безопасной? Для ответа на этот вопрос вводится еще одно понятие — субмаксимальная нагрузка (и, соответственно, субмаксимальная ЧСС).

Под ней понимается нагрузка, которая — в зависимости от начальной тренированности человека — приводит к увеличению частоты его пульса на 60, 70 или 80% от максимально безопасной.

Что это значит? Например ребенок никогда не занимался спортом, а затем решил начать, то максимально допустимый пульс в течение тренировки у него должен быть не более 60% от его допустимой максимальной частоты пульса (в нашем примере — не более 60% от 210 ударов в минуту).

С такой частотой пульса ребенок может заниматься достаточно продолжительные отрезки времени на часовой тренировке при хорошей переносимости такой нагрузки. Тренировка обычно состоит из разминки, основной части и заминки (постепенного окончания тренировки).

На основную часть (примерно 40% от процесса тренировки) обычно и могут приходиться нагрузки, при которых пульс может увеличиваться до указанных процентов. По мере увеличения тренированности этот процент увеличивается до 70 и далее — до 80%.

  1. Нужно учитывать, что говоря обо всем этом, речь идет об оздоровительном спорте, а не о спорте высоких достижений: в последнем случае все регулируется очень индивидуально.
  2. В целом перед началом тренировок, а также уже в динамике необходим контроль тренера и врача спортивной медицины.
  3. Для отслеживания показателей пульса рекомендуется использовать пульсометры.
  4. Помимо пульса контролируется общее самочувствие, одышка, наличие головных болей, головокружения и других жалоб, признаков, которые могут свидетельствовать о чрезмерности нагрузки.

Что же касается норм физической активности по возрастам, то многим наверняка известны числовые критерии, основанные на представлении о минимальном количестве проходимых в день шагов.

Исходя из него, каждый взрослый человек должен приходить в день 10 000 шагов. В среднем это составляет от 7 до 8,5 км (в зависимости от ширины шага). Менее 5 000 шагов считается сидячим образом жизни.

5 000 — 7 500 — малоподвижный образ жизни. От 7 500 до 10 000 шагов — умеренно активный.

Читайте материал по теме: Непривитые дети – самые здоровые?

Для детей эти нормативы еще выше. В частности для возрастного промежутка 10-14 лет нормальным считается 20-25 000 шагов в день. Для подростков 15-17 лет — 25-30 000 шагов в день.

Согласно ряду исследований, среднестатистический человек делает в течение дня менее 3 500 шагов.

Также существует простой тест того, насколько адекватна для вас физическая нагрузка — в частности ходьба. Основан он на способности вести беседу. Если вы идете и спокойно разговариваете с попутчиком, то нагрузка для вас считается низкой.

Если вы идете быстрым шагом, у вас есть легкая одышка, но при этом вы можете перекинуться двумя-тремя словами, короткими фразами — это нормальный и достаточный уровень нагрузки.

Если одышка выражена и вы можете сказать только одно слово — такая нагрузка чрезмерна.

  • — В каком возрасте детей можно записывать в детскую спортивную секцию?
  • Если у ребенка все в порядке со здоровьем, то, к примеру с 3-летнего возраста его могут, в частности, принять в секцию фигурного катания.
  • Есть небольшая оговорка: обычно до школы весь процесс занятий даже в спортивных секциях носит характер общей физической подготовки.

Если у ребенка имеются какие-то нарушения в состоянии здоровья, вопрос решается в индивидуальном порядке. Со своей стороны, как кардиолог, могу сказать, что большинство нарушений со стороны сердца у детей носит функциональный характери не является противопоказанием для занятий спортом.

  1. Читайте материал по теме: Что такое функциональный шум в сердце ребенка?
  2. В любом случае, даже если физические нагрузки будут назначены, обязательно в динамике будет отслеживаться их переносимость и влияние на состояние органов и систем.
  3. — С позиции детского кардиолога какой вид спорта лучше всего выбрать для ребёнка с целью гармоничного физического развития?
  4. Первое место я бы разделила между «королевой физических упражнений» — ходьбой (наиболее физиологичным для человека движением), и плаванием.

На второе место можно поставить езду на велосипеде, трекинг, бег, футбол, волейбол, лыжи. Эти виды спорта, обеспечивающие аэробную нагрузку, благотворно сказываются на развитии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошо влияют на мускулатуру, имеют закаливающий характер.

— Татьяна Михайловна, какое обследование необходимо пройти перед тем, как отдать ребёнка в спортивную секцию?

Необходимо УЗИ сердца (эхокардиография) и ЭКГ. В большинстве случаев этого достаточно. По показаниям могут проводиться и другие исследования.

Читайте материал по теме: Когда назначается УЗИ сердца и что оно показывает?

— В заключении вы можете дать совет родителям – как избежать детской гиподинамии?

Самый главный совет по профилактике гиподинамии у детей — подавать им положительный пример.

Иными словами, сами родители должны вести активный образ жизни: как можно больше гулять, кататься на велосипеде, проводить активно отпуск с детьми.

Необходимо прислушиваться к желаниям детей и поощрять их желание заниматься спортом. Так у ребенка сформируется соответствующий образ жизни, где физическая активность будет естественной и неотъемлемой его частью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector